Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Волшебный комочек" (пластилинография)
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Программа дополнительного образования по пластилинографии рассчитана для детей с ЗПР подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_10_gr_po_plastilinografii_-_kopiya.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 40

Согласовано:                                                          «Утверждаю»:

заместитель заведующего по ВМР:                      заведующий:

       __________(Парамонова О.В.)                         ________ (Янакова О.А.)

          «______»__________2021г.                         «_____»_________2021г.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

«Волшебный комочек»

(пластилинография)

Программа рассчитана для детей с ЗПР

подготовительной группы (6-7 лет)

Автор-составитель:

                                                             Воспитатель: Хаева Е.В.

Содержание.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Цели и задачи программы.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

1.1.3.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы.

2.2.Методы и приемы.

3.Организационный раздел.

3.1.Методическое обеспечение программы.

3.2.Место программы в режиме дня.

3.3.Учебно-тематический план.

3.4.Материально-техническое обеспечение программы.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Актуальность

       Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Часто диагноз ЗПР сопровождается речевыми нарушениями. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Актуальность  опыта  «Пластилинография - как форма развития мелкой моторики» определяется,  прежде  всего,  ведущей ролью развития мелкой моторики  у детей дошкольного возраста с ЗПР. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно  растет.

   Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты  речи

      Данная  программа предназначена для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития, предусматривает область развития творческих способностей, а так же развитие речи через коррекцию мелкой моторики рук.

       Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов учебной деятельности. В настоящее время перед педагогами стоит ещё одна немаловажная задача: выявлять и развивать способности одарённых детей. Считаю, что через разнообразную деятельность в кружке «Волшебный комочек», дети получат прекрасную возможность для развития художественных способностей

Отличительные особенности

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук.  Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать  речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.  Одной из таких методик является «пластилинография».

Пластилинография- эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.   Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.  Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую  метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной  поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты  речи.

1.1.1.Цели и задачи программы.

Цель: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии.

Задачи:                            

    - развивать мелкую моторику, сенсомоторику;
    - формировать навыки работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; 
   - осваивать основные приемы (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создавать с их помощью сюжетных картин; 
   - обучать умению ориентироваться на листе бумаги; 
   - познакомить с окружающим миром; 
   - воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости.
 

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  3. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  4. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

1.1.3.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

После реализации рабочей программы в группе:

В группе:

-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);

-оформлен фотоотчет о работе кружка «Волшебный комочек»

-выставки

После реализации рабочей программы дети:

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:

  • Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
  • Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  • Чтобы работа  со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
  • Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.

Этапы работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

2.2.Методы и приёмы.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм; презентации

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

3.Организационный раздел.

3.1.Методическое обеспечение программы.

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.

Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

3.2.Место программы в режиме дня:

 Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 6 - 7 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 13 человек в объединении, работа по подгруппам,1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями для подготовительной группы-  30 минут.

3.3.Учебно – тематический план.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Февраль

Такие разные коты

1

Самолет летит

1

Волшебные зонтики

1

Март

Подснежники

1

Паруса

1

Ежик наш колючий друг

1

Кактус в горшочке

1

Удивительная дымка

1

Апрель

Веселый клоун

1

Ракета

1

Душистый снег цветущих яблонь

1

Городец-удалец

1

Май

Мак

1

Золотая рыбка

1

Насекомые

1

Одуванчика цветы, словно солнышко желты

1

Всего часов:

37

Содержание занятий с детьми 6-7 лет.

№ п/п

Месяц

Название занятия

Задачи

Материал

1.

Февраль

Такие разные коты

Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка.

Плотный картон розового цвета (любого светлого оттенка), размер 1/2А4; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека.

Самолет летит

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.

Картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков размером ½ А4, пластилин серого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка.

Волшебные зонтики

Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
Активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см;набор пластилина; доска для лепки, влажная салфетка для рук;большой настоящий зонт.

2.

Март

Подснежники

Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе.

Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; салфетки; фотоиллюстрации с первоцветами.

Паруса

Закреплять один из приёмов многослойной пластилинографии – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; развивать композиционные умения; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; пластилин разных цветов; стеки; репродукции картин художников-маринистов.

Ежик наш колючий друг

Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек.Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Картон с изображением ёжика, размер А4; набор пластилина; доска для лепки, стека; влажная салфетка для рук; семечки; проектор, слайд с изображение ежа.

Кактус в горшочке

Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму.  Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Плотный картон желтого цвета размером 15 на 20 см, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета и размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов.

Удивительная дымка

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Картон белого цвета, размер А4 с силуэтом барыни –водоноски, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, барыня-водоноска, барыня-няня.

3.

Апрель

Веселый клоун

Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, учить использовать пластилин разного цвета, создавая радостный и выразительный образ; развивать глазомер, координацию обеих рук; воспитывать аккуратность; активизировать словарь (веселый, клоун, цирк, веселит, радует, смешной, веселый)

Картон А4, набор пластилина, стека, паетки, иллюстрации о цирке, несколько мячей.

Ракета

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

Картон синего цвета ½ А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением ракеты.

Душистый снег цветущих яблонь

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в своем творчестве.Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон синего (голубого, фиолетового, лилового) цвета с контурным изображением ветки; набор пластилина; стека; салфетка для рук; фото или иллюстрация цветущей ветки.

Городец-удалец

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Развивать интерес к народному творчеству.

Силуэт разделочной доски из желтого картона, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров.

4.

Май

Мак

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, желание передать красоту природных форм в своем творчестве.Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатывать и расплющивать пластилин, придавая ему определенную форму, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта.Закрепить умение пользоваться в работе стекой: делить целое на части, наносить штрихи.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер 15×20 см; набор пластилина; стека; доска для лепки; влажная салфетка для рук; иллюстрация с изображением маков.

Золотая рыбка

Закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полу объёме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление бросового материала. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина.

Музыкальная запись «Звуки моря» плотный картон голубого цвета с изображением волн выполненным на предыдущем занятии и силуэтом рыбки, набор пластилина, бусинка для глаза, паетки, стека, салфетка для рук, дощечки для лепки на каждого ребенка.

Насекомые

  1. Помочь научиться создавать выразительный образ насекомых.
  2. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывания, сплющивание, размазывание используемого материала на основе разглаживания готовых поверхностей.

Развивать мелкую моторику

Плотный картон белого цвета А4, набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением насекомых.

Одуванчики цветы, словно солнышко желты.

Учить детей создавать образы полевых растений нашего края;закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином.

Плотный картон белого цвета; иллюстрации с изображением полевых цветов; салфетки влажные для рук; пластилин желтого и зеленого цвета.

3.4.Материально-техническое обеспечение программы.

  • Центр художественного творчества
  • Пластилин
  • Стеки
  • Дощечки для раскатывания пластилина
  • Салфетки для рук
  • Бросовый материал.

Приложение 1.

Основные приёмы:

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Приложение 2.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»

Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального чи...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...