Индивидуальный маршрут профессионального совершенствования на 2021-2022 учебный год.
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа)

Алимова Индира Лермантовна

Индивидуальный маршрут профессионального совершенствования на 2021-2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_programmy_nikitina_1.docx769.91 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка на тему: Технология развивающих игр Б. П. Никитина с детьми 3 -7 лет

        разработала и внедрила

Воспитатель  Алимова  Индира  Лермантовна

Первой  квалификационной категории

        2021

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного

развития в дидактических играх  дошкольников посредством кубиков «Никитина» .

Методические советы Б.П. Никитина:

Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения, он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности; ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх; освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Основные принципы системы Никитиных

То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.

Развивающие игры

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка. «К сожалению современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, хотя каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым. Творческие умы пока в России большая редкость» Б.П.Никитин

Развивающие игры

* Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.; * Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации; * Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному; * Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости); * Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

 

Цели использования данного пособия:

1. Формировать правильный захват кубика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3. Развивать в ориентировку на плоскости;

4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;

6. Обогащать словарный запас;

7.Развивать фразовую речь;

8. Развивать внимание, память и мышление;

9. профилактика дисграфии;

10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Сентябрь 2021

Тема: «Здравствуй детский сад»

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: коробка с кубиками 2 «Никитина»

 Задание: педагог обращает внимание на фигуры и предлагает по перебирать их руками.

Выкладывать их из коробки, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - деревянные, гладкие; качеством - твердые,  цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Тема: «Мой дом, мой город».

«Помоги белке добраться до домика»
 
Выложи путь, начиная от ячеек: 1 ячейка красная, 1 ячейка вверх зеленая, 2 направо синие и так далее.
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложно координированные движения пальцев рук.
 

        

Тема: «Урожай»

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от кубиков «Никитина» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, кубиков «Никитина», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в кубиках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Краски осени»

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт кубики любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный кубик — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый кубик — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Октябрь 2021

Тема: «Животный мир»

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: кубики, шаблоны с картинками.

Инструкция. Педагог предлагает разложить кубики накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение. Выкладывание кубиков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Тема: «Наш быт»

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать кубики, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кубики "Никитина".

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все кубики лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 кубиков одного цвета и 4 кубика другого цвета).

«Я - человек»

Игра «4 — лишний»:

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: кубики "Никитина", карточки для игры 4-  лишний

 Инструкция :Педагог предлагает найти  на карточки лишний  предмет и положить на него кубик, поясняя свой выбор.

Тема: «Народная культура и традиции»

Игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Материал : лист бумаги, кубики "Никитина".

Инструкция: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный кубик в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний

Ноябрь 2021

Тема: «Дружба»

Игра «Запомни»

Цель: развитие зрительной памяти и мелкой моторики руки.

Материал: кубики "Никитина".

 Инструкция: один из детей выкладывает последовательность из 4- 5 кубиков, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти

Тема:«Транспорт»

Игра «Логический квадрат»

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: квадрат с тремя рядами, кубики красного, синего и зеленного цвета.

Инструкция: Педагог предлагает расположить кубики в пустые клетки, таким образом, чтобы все кубики по цвету в каждой строке и в каждом столбце не повторялись.

Тема:«Здоровей-ка»

«Сочиняшки-выдумщицы» Цель этой игры-формирование представлений о построении связного предложения. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) обогащение словарного запаса слов, развитие фантазии ребенка. Возрастная группа: старшая, подготовительная группы. Ход игры Ребенок выбирает любой кубик и, следуя по дорожке описывает свой путь. Рассказ может быть таким: «В одно прекрасное утро красный кубик проснулся, надел оранжевую рубашку, вышел на улицу, где светило желтое солнышко, кубик прилег на зеленую травку и смотрел на голубые облака, когда кубику надоело лежать на травке он направился к синей речке, на берегу которой стояла фиолетовая лодочка…. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам  кубиков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

Тема:«Кто как готовится к зиме»

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут  разные фигуры, разной величины, цвета. Перед ребенком образец – кубик Никитина. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же

Декабрь  2021

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

https://sun9-62.userapi.com/impg/pkJZbjRROOfPh7Jw2FPoDxpvxG8fa4Zd699uqQ/gv-8bfeBoGk.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=73d4c20440dd7dd55ca37b176ba65861&type=album

Когда за окном мороз, животные мерзнут. Давайте построим для них домик.

Тема:«Город мастеров»

Выкладывать последовательности: например, разложить кубики по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких кубиков   и один большой кубик. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

https://sun9-61.userapi.com/impg/iQ3T9DQmuChhLd7voReunZMPw0ziDy3Dwh1RnQ/GFfdIiefVOw.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=57189ab2ed35c958016b5b4864ce0455&type=album

Тема:«Новогодний калейдоскоп»

«Наряди ёлочку на Новый год»

Триумф сосна Сказочная 155 см светло-зеленая-Искусственные елки уличные  оптоволоконные елки дед мороз и снегурочка елочные игрушки светящиеся фигуры

Давайте мы с вами нарядим ёлку нашими разноцветными кубиками.

Январь 2022

Тема: «Рождественские каникулы»

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные квадратиками. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных кубиков в соответствии с образцом.

Тема: «В гостях у сказки»

https://sun9-66.userapi.com/impg/mB3Q5xMckBrCAufFQ-k39AGJUk4Fhwe9kU2mnQ/oyxhq5Fl6To.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=b16beb03a4f679b48e7531f667f1249c&type=album

«Помоги белке добраться дошишки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

Февраль 2022

Тема: «Моя семья»

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из кубиков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Тема: «Азбука безопасности»

https://sun9-31.userapi.com/impg/Cme0Oogh7wEXoLnEHDTZcJZD-z-9l2nS8300MQ/aE89D34II2I.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=a342c5bdf086698161bc15efde3ea267&type=album

Тема: «Наши защитники»

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват кубика кистью руки.

Задание: взять кубики Никитина и выложить цветные дорожки, разного цвета.

Тема: «Маленькие исследователи»

Педагог предлагает потрогать кубики Никитина, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма кубика. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

Март 2022

Тема: «Женский день»

Смешать кубики Никитина и шарики. Помочь Золушке сортировать кубики и шарики в разные ёмкости.

https://sun9-61.userapi.com/impg/REV3cS2TNDk1CWRUQh9_4aOe7wDrq12EkG2zvg/U9-Yl8ZtVP4.jpg?size=1280x581&quality=96&sign=26d560f4d869414f330b37fe55be0200&type=album

Тема: «Миром правит доброта»

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур квадратиками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три квадрата, ребенок должен догадаться, что это треугольник.. Из квадратиков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а так же  - башенки разной высоты.

Тема: «Быть здоровыми хотим»

«Путешествуем по волшебной дорожке» Целью является развитие умения различать цвета, называть их, находить цвет по образцу и по словесному обозначению развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Возрастная группа: вторая младшая, средняя. Ход игры: Вариант 1. Попросить ребенка взять прозрачный камешек, положить на дорожку и двигать по цветным прямоугольникам, называя цвета, обратить внимание ребенка, на то, что камешек приобретает цвет прямоугольника на котором он находится (волшебство).

Вариант 2. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, таким образом мы изучаем и закрепляем знания основных цветов.
Вариант3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак. Например, – Синий камешек на синем прямоугольнике– синее небо, море, незабудки и т. д. – Жёлтый камешек на желтом прямоугольнике — жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т. д.

Тема: «Весна шагает по планете»

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить кружочки синего цвета капельки Тучке. Кружочки могут быть разного размера.

Апрель 2022

Тема: «День смеха»

"Змейка"

Цель: учить складывать кубики, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все кубики лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Тема: «Встречаем птиц»

Д/и «Выложи по контуру»
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: кубики, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить кубики  накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание кубики, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Тема: «Приведем в порядок планету»

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кубики "Никитина", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все кубики разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые кубики. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Тема: «Волшебница вода»

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить кубики  накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

  1. Выкладывание кубиков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Май 2022

Тема: «Праздник весны и труда»

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько кубиков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Тема: «День победы»

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество кубиков для зверят.

- У кого больше кубиков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные кубики по - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету кубик, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый кубик, синий, желтый?

Тема: «Мир природы»

Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: 

  1. Развивать умение различать цвета
  2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению
  3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.
  4. Развивать мелкую моторику руки.
  5. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Тема: «Вот мы какие стали большие»

Эстафета «Перенеси в ложке все кубики» Цель: развитие ловкости и координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессионального совершенствования на 2021-2022 учебный год

Индивидуальный маршрут профессионального совершенствования на 2021-2022 учебный год...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ на 2021-2022 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ на 2021-2022 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ на 2021-2022 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ на 2021-2022 учебный год...

Реализация индивидуального маршрута профессионального совершенствования педагогов группы «Сказочная страна» Забродиной О. П., Родиной С. Д.

Реализация индивидуального маршрутапрофессионального совершенствования педагоговгруппы «Сказочная страна» Забродиной О. П., Родиной С. Д.На протяжении второго полугодия учебного пери...

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства в 2021-2022 учебном году

Мониторинг участия педагогов в профессиональных конкурсах...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога 2021-2022

laquo;Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»Моя цель:Повысить педагогический уровень и профессиональную компетентность по использованию нетрадиционных техник рисо...