"Развитие творческих способностей"
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий в контексте ФГОС» реализуется по программе дополнительного образования «Акварелька»», содержит теоретические и практические материалы развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_raz_-razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий в контексте ФГОС»
Педагог дополнительного образования: Минина И.Б
Аннотация
Методическая разработка «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности посредством игровых технологий в контексте ФГОС» реализуется по программе дополнительного образования «Акварелька»», содержит теоретические и практические материалы развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Цель данной работы — способствовать развитию творческих способностей дошкольников посредством игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности
Актуальность данной методической разработки определяется современными требованиями стандартов дошкольного образования, конкретностью, целенаправленностью выбранного материала.
В рамках федеральных требований к содержанию детей дошкольного возраста, данная методическая разработка способствует развитию творческих способностей и воображения, интересов, любознательности и познавательной мотивации, устойчивости внимания, способности к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.
Предназначение методической разработки.
Для педагогов дополнительного образования, реализующих программы для детей дошкольного возраста и воспитателей в предметной области «изобразительная деятельность».
В теоретическую часть вошли материалы, отражающие основные принципы организации образовательного процесса по развитию творческих способностей в детском творческом объединении (дошкольный возраст).
Практическая часть методической разработки содержит материалы для реализации различных видов деятельности детей (изобразительная, игровая) коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Возможные сферы применения - методическая разработка может быть использована в учреждениях дополнительного и дошкольного образования.
Введение
На современном этапе развития система образования в Российской Федерации претерпевает значительные изменения. Это связано с внедрением «Концепции модернизации Российского образования», федерального государственного образовательного стандарта и ряда других документов, декларирующих деятельность образовательных учреждений нашей страны. Одной из задач ФГОС дополнительного образования (ДО) является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка» . Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» дополнительное образование направлено на всестороннее развитие ребёнка, обеспечивающее «возможности для раскрытия и эффективного развития способностей» и формирования творчески социально зрелой и активной личности. На сегодняшний день формирование творческой личности остаётся одним из актуальных вопросов педагогической мысли. Ещё Ф. Шеллинг и И. Кант говорили о художественном творчестве как о «наивысшем проявлении человеческого бытия», исключительном явлении деятельности человека. Для Н.А. Бердяева вопрос художественного творчества представлялся продуктом всей жизни, результатом глобальной культуры, вселенской основой миропонимания, присущей человеку [
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие творческих способностей у дошкольников способствует всестороннему развитию личности обучающихся, повышает возможности их дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт обучающихся, если мы хотим создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности. Чем больше дети дошкольного возраста видят, слышат, переживают, чем больше, они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность их воображения.
Ведь именно изобразительная деятельность представляет собой один из основных способов познания реальной действительности, а также средство развития художественно-эстетического восприятия, поскольку она тесным образом сопряжена с самостоятельной деятельностью дошкольника, его практической и творческой активностью. Такая деятельность напрямую влияет на развитие художественно-творческих способностей ребёнка, а также его художественного мышления, воображения, внимания, памяти и т. д.
Теоретическая часть
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшее его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). Находясь в обучающей игре, обучающиеся получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения и воспитания вызывает большой интерес у детей дошкольного возраста к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшее получении практических знаний.
Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии выдвинула и сформулировала ученый и педагог Е.А.Флерина еще в 30-е годы. Она отметила, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и др. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович ). Зачем же отказываться от такой «волшебной палочки», как игровой прием в процессе обучения детей рисованию?
В последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В нее включаются последовательно группы:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Значение игровой технологии на занятиях не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности в творческом объединении «Веселый художник» представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, деловых, ролевых игр, имитационных упражнений, игрового проектирования, индивидуальных тренингов, решения практических ситуаций и задач.
Занятия по изобразительной деятельности с применением игровые технологий имеют определенные преимущества, как средство развития творческих способностей дошкольников, они:
1) формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучаемости и воспитанности ребенка;
2) способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогают выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;
3) позволяет систематизировать знания;
4) способствуют развитию, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого);
5) формируют общеучебные умения;
6) способствуют повышению роста профессионалиного мастерства педагога, так как требуют от него владения развивающей технологией, организации учебно-воспитательного процесса, реализуйщей деятельностный подход к обучению.
Практическая часть
Материалы методической разработки помогут педагогам развивать у детей дошкольного возраста творческие способности посредством игровых технологий, будут способствовать развитию детской интуицию, ассоциации, мышления, памяти, желанию работать.
На занятиях необходимо присутствие следующих условий:
1) непосредственное восприятие живого слова, музыки, звуков природы, красок, форм, ритма и движения;
2) увлечение работой и умение радоваться;
3) переживание разнообразных чувств, ощущений в процессе восприятия окружающей среды и природы;
4) активное самостоятельное творчество основанное на познании натуры;
5) раскрытие выразительных особенностей разных видов изобразительных искусств;
6) полихудожественное развитие ребенка.
Методы используемые для данных занятий следующие, это:
1) зрительно-внешнее наблюдение и развитие детального дифференцированного зрения;
2) перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение);
3) собственное творчество ребенка - самостоятельное создание творческого продукта;
4) умение самому составить свой художественный образ объекта через собственное "Я", опираясь на разнообразие освоенных навыков работы с инструментами и материалами.
Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств детей в изобразительной деятельности.
Используются следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах),
- нетрадиционные техники рисования.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, самостоятельная творческая деятельность, комплексные занятия, выставки детских работ, разработанные дидактические игры как целое занятие или его часть. Учитываются также и возрастные особенности детей: их подвижность, быструю утомляемость, нагрузку.
На занятиях изобразительной деятельности по программе «Акварелька» применяются следующие виды игр:
- творческие
- дидактические игры и упражнения
- игры на развитие мелкой моторики рук
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- игры-задания
Целевая ориентация игр:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности .
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Чередование в течение занятия всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Заключение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
На сегодняшний день задача чрезвычайной важности которая соответствут современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим , способным на творческий подход к любому виду деятельности.
Использование игровых технологий на занятиях изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринуждённым.
Список используемой литературы
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.
2. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребена / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
3. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009. - С. 18.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995, С. 65
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344 с.
6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1963.
7. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2001. - 124 с.
8. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1990.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.
10. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Т.Ц Сфера, 2011. – 128 с.
Приложение №1
Чудесный лес
Цель: развитие творческих способностей.
Возраст: 5-6лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.
Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.
Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.
Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.
Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов.
Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.
На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)
Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.
Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.
Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.
Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, Закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.
Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.
Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.
Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.
В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.
Волшебные кляксы
Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения клякс.
Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.
Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.
Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.
Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.
При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.
Сочиним историю
Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
Возраст: старше 5-ти лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были...» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.
В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.
Подарки
Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.
Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.
Пользоваться словами может только взрослый.
Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.
Угадай-ка
Цель: развитие воображения.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: один или больше.
Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.
Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.
Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.
На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.
Что бывает?
Цель: развитие речи и мышления.
Возраст: любой.
Количество играющих: два или больше.
Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.
Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.
Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.
Что потом?
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...
Папа поймал большую рыбу...
После этого:
— Пруд стал мелкой лужей.
— Рыба перекусила леску и уплыла.
— Семья целый год ела рыбу.
— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
Белоснежка кормила голубей...
Папа Карло стругал полено...
Аннушка пролила масло...
Воробьишка выпал из гнезда...
Бабушка испекла пирожки...
Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.
Пуговичная поляна
Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления.
Возраст: 3-9 лет.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».
Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.
Игра может стать основой для придумывания сказок.
Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения.
Вопросы
Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.
Например: писатель – сорока.
Почему писатель пишет о сороке?
Что делает сорока на окне у писателя?
Какие новости принесла писателю сорока?
Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?
1. Озеро – мысль.
2. Лампа – компьютер.
3. Шофер – тропинка.
4. Магнитофон – травинка.
5. Улица – пылесос.
Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.
Найди причину
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один и более.
Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.
Например:
Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.
Возможные причины:
– Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.
– Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.
– Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.
Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.
Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.
Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.
Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.
Дополни фигуру
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.
Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.
Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.
Два предмета
Цель: развитие мышления, воображения.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
Описание игры: детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой – небо, хрусталь.
1. Сладкий, легкий, приятный.
2. Сильный, добрый, умный.
3. Звонкий, радостный, громкий.
4. Светлый, блестящий, ранний.
5. Бодрый, веселый, энергичный.
Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения.
Три предмета
Цель: развитие мышления, воображения.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.
1. Теплый, пушистый.
2. Сладкий, мягкий.
3. Зеленый, ароматный.
4. Звонкий, веселый.
5. Черный, мрачный.
Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.
Дом из зерна
Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Возраст: 3-9 лет.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: различные зерна и семена.
Описание игры: ребенок должен из семян выложить:
– дом, солнце, цветы;
– украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д.;
– выложить из зерна дорожку домой.
Комментарий: если в игре участвуют несколько детей, процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.
Дорисуй фигурку (И. Томашпольская)
Цель: развитие фантазии, мелкой моторики.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.).
Описание игры: детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку.
Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой.
Сложи сказку (И. Климина)
Цель: развитие воображения, мышления.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-7 человек.
Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.
Описание игры:
1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.
Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой
Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...
Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»
1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...
Творческая презентация «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Презентацию позже выложу в связи с выступлением....
Музыкально – шумовая сказка «Репка» (по мотивам русской народной сказки) для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих способностей, музыкального восприятия. Задачи: - способствовать развитию тембрового восприятия музыки; - развивать творческое воо
Музыкально – шумовая сказка «Репка»(по мотивам русской народной сказки)для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих спос...
"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"
Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...
Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"
Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...