Технология создания поделок из бумаги
материал по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Технология создания поделок из бумаги.
Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и поэтому очень интересно для ребенка.
Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте).
Приобщение к конструированию из бумаги начинается во второй младшей группе и преследует цель познакомить малышей с этим видом деятельности, вызвать к ней интерес. Вначале педагог рассказывает ребятам о свойствах бумаги: они узнают, что она бывает мягкая и жесткая, гладкая и шершавая, может иметь любой цвет. При этом важно дать детям потрогать материал руками.
На дальнейших занятиях дошкольники обучаются простейшим приемам работы с бумагой — им предлагается помять ее, сложить, скрутить, оторвать от нее кусочки. Несомненно, малышей заинтересуют такие действия, воспитатель при этом обращает внимание на сопровождающие их звуки.
На занятиях по конструированию у малышей развивается умение следовать словесной инструкции педагога, которая сопровождает каждое действие. При создании простых поделок ребят формируется эстетический вкус, воспитывается аккуратность и усидчивость. Конструирование начинается с самых простых поделок из готовых деталей, которые предлагает малышам педагог. Они уже имеют все необходимые сгибы и надрезы. Задача детей — сложить их и склеить. Правильно разместить детали помогает воспитатель, он же дополняет изделия деталями. Например, при создании зайчика дошкольники склеивают концы одной полоски, чтобы получилась голова. Затем к ней приклеиваются готовые ушки. Голова крепится на мостик из широкой полоски с надрезами — лапками. После этого воспитатель подходит к каждому ребенку и приклеивает на мордочку зайки объемные глазки и рисует носик.
Такую простую поделку могут выполнить воспитанники второй младшей группы Вообще, дети очень любят мастерить животных. В младшей группе для этой цели можно использовать универсальную заготовку: на сложенном пополам листе картона вырезается круг и большое кольцо — голова и тело зверька. Далее голова приклеивается к туловищу, детали раскрашиваются пятнами, полосками и т.д., на круге рисуется мордочка.
В младшем дошкольном возрасте очень важно хвалить малышей в процессе работы. Ведь у детей еще не сформированы нужные навыки, и процесс конструирования из бумаги проходит сложнее, чем у старших дошкольников.
В средней группе ребята совершенствуют приобретенные начальные навыки работы с бумагой. В этом возрасте они уже начинают работать с ножницами, учатся скруглять углы, получая округлые формы, делать надрезы по краю бумаги. Воспитатель учит детей сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая при этом углы. В поделки из бумаги в этом возрасте начинают активно включаться аппликативные элементы, дорисовывание деталей.
В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей — побуждает их вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного цвета и фактуры. В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда каждый ребенок придумывает свою идею для поделки.
Методика конструирования в старшей группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику. Чтобы стимулировать интерес детей, воспитатель предлагает им поделки для театральных инсценировок или коллективные композиции.
В подготовительную группу дошкольники приходят уже со сформированным набором умений и навыков, необходимых для бумажного конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии.
Разновидности проектов конструирования: на плоскости, объёмное, оригами, конструирование из полосок и пр.
Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала представлено различными способами. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге), при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть. Это разнообразные домики, коробочки, шкатулки, мебель для кукол. Объемная форма здесь достигается за счет сгибов плотной бумаги.
Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.).
Способы изготовления исходных деталей, степень участия детей в этом процессе.
Что касается изготовления исходных деталей для бумажного конструирования, то в младшей группе все заготовки детям предоставляет воспитатель. В средней группе основную часть элементов также заранее готовит педагог, однако дошкольники уже могут самостоятельно разрезать бумажную деталь по намеченному сгибу. В старшем дошкольном возрасте ребята уже принимают участие в изготовлении деталей, например, они вполне могут нарезать лист бумаги на полоски примерно одинаковой ширины и длины, сделать надрезы по краю. Для большей выразительности изделия педагог иногда предлагает воспитанникам фигурные ножницы.
Дополнительные техники, используемые в создании поделки (элементы рисования, раскрашивание, аппликация и пр.). Уместность индивидуального подхода при конструировании из бумаги в ДОУ Бумажное конструирование очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках. Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет изображения — бабочка, сказочная птица, или дерево.
В поделку также уместно включать и пластилин — из него можно оформить глазки и носик бумажного зверька. Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного.
Варианты мотивирующего начала занятия по конструированию из бумаги: сюрпризный момент, рассматривание картинок, беседа, придумывание сказочного сюжета и пр.
Каждое занятие в детском саду должно быть похоже на путешествие в сказочный мир, особенно если речь идет о продуктивной деятельности. Задача воспитателя — сделать так, чтобы дошкольники почувствовали себя волшебниками или мастерами, создающими прекрасную вещь. Поэтому начинать занятия нужно с сюрпризного момента или небольшого спектакля, в котором задействуются какие-то интересные персонажи и вовлекаются сами дети. Конструирование может задействовать навыки ребят, полученные на музыкальном занятии. Приведем конкретные примеры мотивации. В начале занятия по теме «Паровоз» (средняя группа) воспитатель обращает внимание детей на рельсы, построенные на ковре из кубиков. Педагог рассказывает удивленным детям, что по дороге в детский сад она встретила собачку, которая ей рассказала, что у зайчика в лесу очень болит живот. Нужно привезти его к врачу, но не на чем: в лесу нет автобусов и троллейбусов. Мама зайчиха очень просила передать ребятам, чтобы они сделали вагончики для паровоза, потому что медвежата уже проложили рельсы. Воспитатель выясняет у ребят, что они согласны они приняться за такую сложную работу.
Еще один пример привлечения интереса дошкольников к продуктивной деятельности — рассказ воспитателя про дедушку с бабушкой (вторая младшая группа): они ждут гостей и хотят испечь колобки для угощения. Но, оказывается, у них кончилась мука. Дети вместе с педагогом заглядывают в волшебный сундучок и обнаруживают там бумагу. Все вместе они принимают решение сделать колобка из этого материала. Классическая мотивация для детей — сделать для персонажа (куклы, матрешки, неваляшки) или лесного зверька друзей, чтобы им было с кем поиграть. Похожий вариант — в группу приходи мама-кошка (или другое животное), которая опечалена тем, что разбежались ее котята. Ребята с радостью соглашаются помочь — смастерить из бумаги пропавших зверьков. Еще один безотказный вариант — желание детей сделать поделку в подарок своим близким на какой-то праздник (8 Марта, 23 февраля, Новый Год, День Матери).
Интересная мотивация связана с конструированием одежды из бумаги. Так, например, под музыкальную композицию В. Шаинского «Цирк» в гости к дошкольникам приходит игрушечный клоун. Ребята рассказывают, кто этот персонаж, чем он занимается, где можно его встретить. Детям предлагаются загадки про детали одежды клоуна. А затем педагог предлагает самостоятельно смастерить для него яркий наряд. Таким образом, дошкольники в игровой форме приходят к выводу, что для формирования целостного образа важную роль играют детали, и изготовить их вполне можно своими руками.
Картотека тем по конструированию из бумаги для каждой возрастной группы ДОУ.
Приведем примерный перечень тем, которые можно использовать на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа: «Зайка» и другие животные самой примитивной формы из широких полосок. «Дождик», «Осенние листочки» (наклеивание объемных комочков на картонную основу). «Зонтик» (складывание круга пополам, дорисовывание и добавление недостающих деталей). «Платочек» (складывание квадрата пополам и украшение с помощью аппликации или рисования). «Елочка» (складывание квадратика по диагонали, из нескольких таких треугольников составляется елочка). «Домик» (прямоугольник складывается пополам и приклеивается треугольная крыша).
Средняя группа: «Открытка» (складывание квадрата пополам и украшение его подходящими элементами). «Гирлянда» из колечек (как вариант – «Гусеница»). «Домик» (из геометрических фигур). «Яблоко» (загибание уголков в центр квадрата). «Бабочка» (складывание треугольника из квадрата, отгибание противоположных углов, украшение аппликативными деталями). «Грибок» (складывание квадрата для получения треугольника и прямоугольника — шляпка и ножка гриба). «Елочная игрушка» (складывание круга пополам и приклеивание половинки к половинке такой же заготовки). «Резная снежинка» (складывание снежинки из базовых форм — воздушный змей). «Аквариумные рыбки» (складывание треугольника пополам, украшение аппликативными деталями). «Кораблик» (Отгибание части треугольника, выворачивание отогнутой части наружу). «Закладка для книги» (познакомить с базовой формой «конфетка», украшение аппликативными деталями). «Цветик-семицветик» (составление предмета из нескольких форм «конфетка» разного цвета). «Воздушный змей» (закрепить умение изготавливать базовую форму «воздушный змей», украшение аппликативными деталями).
Старшая группа: «Фонарик» (аппликация из полосок, надрезы) «Дом» (как вариант – «Телевизор», «Будка для собаки»). Автобус (складывание картона пополам и дополнение необходимыми деталями). Корзинка (оригами). Снегирь (оригами). Матрешка (оригами). «Платье для куклы» (оригами). «Божья коровка» (крылышки оформляются из двух сложенных кругов). «Карнавальные маски» (из картона). «Елочка» (нанизывание бумажных деталей на стержень). «Театр игрушек» (поделки для театрального уголка). «Птица счастья» (хвост оформляется в виде гармошки, дополнение яркой аппликацией) «Самолет» (оригами). «Кораблик» (оригами). «Рыбка» (оригами). «Коврик» («плетение бумажных полосок). Подготовительная группа: Объектом для бумажного конструирования в этом возрасте может быть любое животное, птица, насекомое, явление природы или неодушевленный предмет. Приведем некоторые варианты из множества возможных: «Ёжик» (на основе полосок), «Попугай» (на основе полосок). «Тигр» (на основе полосок), «Многоэтажный дом», «Мухомор» (из цилиндра и конуса, дополнение аппликативными деталями), «Лошадка» (из спичечных коробков), Санки «Автомобиль» (из спичечных коробков и других деталей, обклеивание цветной бумагой). «Слоник», «Осьминог» (из салфеток с дополнением бумажными деталями). Кроме того, начиная со старшей группы можно предлагать дошкольникам конструирование по замыслу. Что касается коллективных работ, то их можно практиковать с самого раннего возраста (например, «Осенний лес» во второй младшей группе, «Мебель для кукол» в средней группе).
Конспекты занятий
(вторая младшая группа)
Образовательные задачи: учить делать поделку из мятой бумаги, продолжать знакомить дошкольников со свойствами бумаги. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к конструированию
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечные фигурки персонажей сказки «Колобок», корзинка, коллаж, изображающий лесной пейзаж. Раздаточный материал: белая бумага, клей, кисти, клеенки, тряпочки. Ход занятия: Перед детьми появляется воспитатель в костюме сказочницы и рассказывает малышам о бабушке и дедушке, которые ждали гостей и собрались испечь колобки. Однако у них не нашлось муки. Бабушка везде поискала, в том числе в сундучке. Сказочница демонстрирует ребятам красивый сундучок, в котором вместо муки лежит бумага, и предлагает им приготовить колобков из бумаги. Чтобы готовить, нужны чистые ручки. Для этого проводится динамическая пауза:
«Засучим рукава, открыли кран с водой, взяли мыло, намылили руки мылом, положили руки под водичкой, ручка ручку моет, помоем каждый пальчик, стряхнем и вытрем полотенцем. Теперь можно приступить к работе».
Воспитатель показывает малышам, как надо «месить тесто»: бумагу она сминает в комочек, а затем разворачивает. Делать это нужно аккуратно, чтобы «тесто» не порвалось. Дети повторяют эти действия. Сказочница хвалит всех ребят и спрашивает, что нужно колобку, чтобы увидеть лесных зверюшек и чтобы спеть им песенку (глазки и ротик). Детям раздаются нарисованные личики колобков с глазками и ротиком. Малышам предлагается перевернуть заготовки, густо намазать их клеем (как будто бабушка мажет колобок сметаной) и прижать к самому колобку. Педагог сообщает дошкольникам, что колобки румяные, горячие — нужно на них подуть. Затем сказочница приглашает ребят на опушку леса, где сидят лесные звери — персонажи сказки. Дети дарят им своих колобков. Сказочница еще раз хвалит малышей и предлагает снова заглянуть в сундучок — дети там находят угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей в процессе изготовления поделок из бумаги в технике "оригами" с использованием конструктивных карт
Значимость оригами для развития у ребёнка мелкой моторики рук. Использование конструктивных карт при их обучении технике "оригами" в детском саду и в семье, их наглядность, возможность самостоятельног...
план работы по изготовлению поделок из бумаги
перспективный план по оригами...
Методическая разработка НОД Описание способов изготовления поделок из бумаги по технике оригами "Чудесные поделки"
Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада ....
НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами» Тема: Пруд.
НОД по изготовлению поделок из бумаги по типу «оригами»Тема: Пруд.Программное содержание:Средняя группа: развивать способность сгибать квадратный лист бумаги пополам, соединяя углы и стороны; разрезат...
Технология создания поделок из природного материала
Разработана технология создания поделок из природного материала для старшей и подготовительной группы детского сада. Указаны цели, задачи и приемы обучения детей. А так же представлен природный матери...
Технологию создания поделок.ЧЕМ КОРМИТЬ ПТИЦ
ЧЕМ КОРМИТЬ ПТИЦ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДЕЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ (С ШАБЛОНОМ)...
Сообщение "Подбор схем конструирования поделок из бумаги в технике оригами,изготовление поделок по данным схемам "
СодержаниеВведение........................................................................................................ 31. Возникновение оригами………….......................