Сообщение "Подбор схем конструирования поделок из бумаги в технике оригами,изготовление поделок по данным схемам "
материал по конструированию, ручному труду

Адилова Дарья Николаевна

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

1. Возникновение оригами…………................................................…....4

2. Распространение оригами по миру......................................................6

3. Актуальность использования техники оригами в детском саду................................................................................................................. 13

4.Цель, формы обучения, основные задачи и принципы работы с детьми в технике оригами................................................................................... 14

5.Методы и приемы, используемые при проведении занятий оригами............................................................................................................15

6. Основы техники оригами...................................................................17

7. Материалы и инструменты для работы в технике оригами............... 18

8. Особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста......................................................................................20

Заключение.................................................................................................22

Список используемой литературы............................................................24

 

 

Введение

Оригами может быть интересно людям разного возраста. В первую очередь, конечно детям. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Так же оригами занимаются любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. Ну и конечно, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

Изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на детей, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для детей. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на занятиях знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования.

При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие.

 

 

1.Возникновение оригами

Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб – чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.

Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

К появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” – “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

 

 

2. Распространение оригами по миру.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и

связан с именем знаменитого японского мастера АкироЙошизава.

АкираЙошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.

АкираЙошизава родился в 1911 г. 14 марта в префектуре Точиги провинции Канто в многодетной семье.

С оригами Акира впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на свой юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию.

В 22 года АкираЙошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию под руководством своего прораба. Вскоре его успехи на этом поприще становятся настолько значительными, что молодому человеку поручают учить новичков читать чертежи. При этом он активно использует оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имеют успех и вызывают неподдельный интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики, и Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы.

Перед второй мировой войной АкираЙошизава встречает Исао Хонду, который, будучи на 23 года старше его, в 1931 г. написал книгу по оригами и собирает материал ещё для одной. Йошизава предлагает включить туда своиоригинальные изобретения, которые уже были у него к тому времени. Однако война спутывает все эти планы. Но и в это сложное время Акира уделяет время складыванию. Он устраивает выставку оригами для раненых, развешивая яркие фигурки над кроватями солдат.

Ситуация меняется только в 1950 г., когда Йошизаве предоставляется возможность продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства и они имеют огромный успех.

Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании. Неожиданный счастливый поворот судьбы приносит мастеру определённую известность, после чего он решает сделать занятия оригами своей профессией.

Очередным поворотным моментом в жизни мастера явилась публикация его бумажных фигурок в газете «Асахикрафт». Акира ездит по стране и выступает с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуются на страницах различных периодических изданий. Годом позже, в 1953 г., его работы становятся известны на западе, в 1954 г. на японском языке выходит его первая книга «Новое искусство оригами»

Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любойфигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.

Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы обществаоригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.

В России оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся.ВСанкт Петербурге создан Петербургский Центр Оригами, который занимается распространением искусства оригами не только в городе, но и в стране.

Во многих школах Санкт-Петербурга ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписанияучебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.

Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамистВинсентеПаласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминания в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде.

“Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фонегорода Толедо”.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе или чая, можно найти в английском переводе его “Очерков и монологов” (M.Unamuno, essaysandSoliloquies, Knopf, 1925).Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка”. В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

 

 

3. Актуальность использования техники оригами в детском саду

Оригамиявляется не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук,оригамивлияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формированияпамяти: дети запоминают термины, приемы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Таким образом, занятияоригами:

1. дисциплинируют

2. воспитывают усидчивость

3. способствуют формированию добрых чувств к ближним и дают возможность выразить эти чувства, ведьоригамипозволяет сделать подарок своими руками.

4. позволяет проявитьспособности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.

В плане подготовки детей к школе работа соригами ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качествадетей:

• умение слушать воспитателя;

• принимать умственную задачу и находить способ её решения;

• происходит переориентировка сознаниядетей с конечного результата на способы выполнения;

• развивается самоконтроль и самооценка дошкольника;

• происходит осознание собственных познавательных процессов.

4. Цель, формы обучения, основные задачи и принципы работы с детьми в технике оригами

Целью данной концепции является всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение качества подготовки детей к школе.

В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способоморигамитребует от детей точности движений пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому ребенку.

Основными задачами реализации концепцииявляются:

• обучение детей конструированию, овладение детьми умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок втехнике оригами;

• развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

Основными принципами работы с детьмиявляются:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• от простого к сложному;

• наглядность;

• систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности.

5. Методы и приемы, используемые при проведении занятий оригами

Методы, используемыепри проведении занятий пооригами,органично сочетаются.

Используется:

-наглядный метод демонстрация способов действий, показ образца,

- словесный – рассказ педагога, беседа.

 Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются«пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческойдеятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлятьсвоими движениями, концентрировать внимание.В работе с детьмииспользуются следующие приемы:

- мотивация к выполнению (оформление для группы,детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы«Как работать безопасно», комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

- совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога; художественное слово,использование, как стихотворений, так и загадок; вопросы к детям; выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки; физкультурно-оздоровительные паузы;

- приемы самоорганизации, самооценки и взаимопроверки.

 

 

 

6.Основы техники оригами

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Это не представляет большого труда, т. к. информацию можно легко найти в литературе по оригами, где всё описано доступным и понятным языком и иллюстрировано подробными схемами.

Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности сгибания заготовки. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка называется базовой формой и служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.

Некоторые базовые формы-заготовки:

  • «Книжка»
  • «Косынка» («Треугольник»)
  • «Воздушный змей» («Мороженое»)
  • «Блинчик»

 

 

7. Материалы и инструменты для работы в технике оригами

Основной материал для занятий оригами – бумага ярких цветов и различного качества. На занятиях дошкольников можно познакомить с разнообразными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, писчая и др.), научить определять её качество. Дети узнают, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но и различной по фактуре: блестящей, глянцевой, матовой, гладкой, шероховатой, тонкой, толстой на ощупь, плотной или рыхлой на разрыв, промокательной и водонепроницаемой.

Бумагу выбирают определенного тона в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта: например, лису, белку складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый (зима) или серый (лето) цвет. При изготовлении жирафа или тигра для выражения характерных особенностей окраски этих животных бумагу можно подготовить заранее, нарисовав на ней коричневые пятна или полоски. Также можно задекорировать бумагу под мрамор или другие поделочные камни. Для этого масляную краску разбрызгивают на поверхности воды, налитой в плоскую посуду, так, чтобы образовалась сплошная пленка. Затем на пленку осторожно кладут лист бумаги, снимают его и просушивают.

 Сам процесс создания пленки можно организовать как творческую работу детей. Декорируют бумагу и способ набрызга жидкой краски. Бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав её по цвету и рисунку. Нельзя скручивать бумагу, т. к. она труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольника к работе и ведет к небрежному выполнению задания. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к материалу, аккуратному и экономичному его использованию.

Для занятий также понадобятся следующие материалы и инструменты: ножницы, клей, кисточки, подставка для кисточек и ножниц, подстилка для работы с клеем, коробка для обрезков, чистая салфетка.

Ножницы подбирают с закругленными концами и разработанными рычагами. Воспитатель должен внимательно следить за детьми, когда они работают с ножницами. Детей надо учить соблюдать осторожность, не размахивать ножницами, не играть, не разбрасывать, убирать рабочее место.

Кисти и клей могут понадобиться, если некоторые части поделок склеиваются или если вся поделка будет использована для создания панно.

Таким образом, наличие необходимых материалов для конструирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формирования художественно-творческих способностей дошкольников.

 

 

8. Особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, предоставляется возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

        

 

 

Заключение

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Анализируя достоинства данного вида деятельности можно отнести доступность материала, литературы, основным же недостатком является невозможность обхватить всех детей, так как необходима индивидуальная помощь каждому ребенку. Наиболее оптимальное количество детей 5-7 человек.

Таким образом, занятияоригамидля дошкольников является интересным и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к обучению в школе.

Список используемой литературы

1. Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.

2. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.

3. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

4. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

5. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

6. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

7. Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008. - 638 c.8. Коротаев И.А, Навыки мастерства Оригами: складывание из бумаги № 4 - 1997., стр. 23

8. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. - М.: Айрис-пресс; Издание 3-е, 2004. - 192 c

9. Соколова Бумажные орнаменты, звезды, гирлянды. Безграничные возможности искусства оригами / Соколова, Светлана. - М.: Эксмо, 2008. - 360 c.

10. Тарабарина, Т. И. Оригами для всей семьи. Лучшие поделки / Т.И. Тарабарина. - М.: Академия развития, 2008. - 332 c.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

1. Возникновение оригами…………................................................…....4

2. Распространение оригами по миру...................................................... 6

3. Актуальность использования техники оригами в детском саду................................................................................................................. 13

4. Цель, формы обучения, основные задачи и принципы работы с детьми в технике оригами................................................................................... 14

5. Методы и приемы, используемые при проведении занятий оригами............................................................................................................ 15

6. Основы техники оригами................................................................... 17

7. Материалы и инструменты для работы в технике оригами............... 18

8. Особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста...................................................................................... 20

Заключение................................................................................................. 22

Список используемой литературы............................................................ 24


Введение

Оригами может быть интересно людям разного возраста. В первую очередь, конечно детям. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Так же оригами занимаются любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. Ну и конечно, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

Изделия должны отвечать требованиям программы и эмоционально воздействовать на детей, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для детей. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на занятиях знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования.

При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие.


1.Возникновение оригами

Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб – чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.

Первая японская бумага была очень высокого качества. Бумага сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

К появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” – “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.


2. Распространение оригами по миру.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и

связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого пока доступны немногим.

Акира Йошизава родился в 1911 г. 14 марта в префектуре Точиги провинции Канто в многодетной семье.

С оригами Акира впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на свой юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию.

В 22 года Акира Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию под руководством своего прораба. Вскоре его успехи на этом поприще становятся настолько значительными, что молодому человеку поручают учить новичков читать чертежи. При этом он активно использует оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имеют успех и вызывают неподдельный интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики, и Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы.

Перед второй мировой войной Акира Йошизава встречает Исао Хонду, который, будучи на 23 года старше его, в 1931 г. написал книгу по оригами и собирает материал ещё для одной. Йошизава предлагает включить туда свои оригинальные изобретения, которые уже были у него к тому времени. Однако война спутывает все эти планы. Но и в это сложное время Акира уделяет время складыванию. Он устраивает выставку оригами для раненых, развешивая яркие фигурки над кроватями солдат.

Ситуация меняется только в 1950 г., когда Йошизаве предоставляется возможность продемонстрировать свои работы на выставке прикладного искусства и они имеют огромный успех.

Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании. Неожиданный счастливый поворот судьбы приносит мастеру определённую известность, после чего он решает сделать занятия оригами своей профессией.

Очередным поворотным моментом в жизни мастера явилась публикация его бумажных фигурок в газете «Асахи крафт». Акира ездит по стране и выступает с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуются на страницах различных периодических изданий. Годом позже, в 1953 г., его работы становятся известны на западе, в 1954 г. на японском языке выходит его первая книга «Новое искусство оригами»

Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.

Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения. В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.

В России оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. В Санкт Петербурге создан Петербургский Центр Оригами, который занимается распространением искусства оригами не только в городе, но и в стране.

Во многих школах Санкт-Петербурга ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.

Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминания в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде.

“Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол – автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе или чая, можно найти в английском переводе его “Очерков и монологов” (M. Unamuno, essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка”. В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.


3. Актуальность использования техники оригами в детском саду

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Таким образом, занятия оригами:

1. дисциплинируют

2. воспитывают усидчивость

3. способствуют формированию добрых чувств к ближним и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

4. позволяет проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

• умение слушать воспитателя;

• принимать умственную задачу и находить способ её решения;

• происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

• развивается самоконтроль и самооценка дошкольника;

• происходит осознание собственных познавательных процессов.

4. Цель, формы обучения, основные задачи и принципы работы с детьми в технике оригами

Целью данной концепции является всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение качества подготовки детей к школе.

В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движений пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому ребенку.

Основными задачами реализации концепции являются:

• обучение детей конструированию, овладение детьми умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок в технике оригами;

• развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

Основными принципами работы с детьми являются:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• от простого к сложному;

• наглядность;

• систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности.

5. Методы и приемы, используемые при проведении занятий оригами

Методы, используемые при проведении занятий по оригами, органично сочетаются.

Используется:

- наглядный метод демонстрация способов действий, показ образца,

- словесный – рассказ педагога, беседа.

 Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. В работе с детьми используются следующие приемы:

- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно», комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

- совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога; художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок; вопросы к детям; выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки; физкультурно-оздоровительные паузы;

- приемы самоорганизации, самооценки и взаимопроверки.


6. Основы техники оригами

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Это не представляет большого труда, т. к. информацию можно легко найти в литературе по оригами, где всё описано доступным и понятным языком и иллюстрировано подробными схемами.

Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности сгибания заготовки. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка называется базовой формой и служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения. 

Некоторые базовые формы-заготовки:

  • «Книжка»
  • «Косынка» («Треугольник»)
  • «Воздушный змей» («Мороженое»)
  • «Блинчик»

7. Материалы и инструменты для работы в технике оригами

Основной материал для занятий оригами – бумага ярких цветов и различного качества. На занятиях дошкольников можно познакомить с разнообразными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, писчая и др.), научить определять её качество. Дети узнают, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но и различной по фактуре: блестящей, глянцевой, матовой, гладкой, шероховатой, тонкой, толстой на ощупь, плотной или рыхлой на разрыв, промокательной и водонепроницаемой.

Бумагу выбирают определенного тона в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта: например, лису, белку складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый (зима) или серый (лето) цвет. При изготовлении жирафа или тигра для выражения характерных особенностей окраски этих животных бумагу можно подготовить заранее, нарисовав на ней коричневые пятна или полоски. Также можно задекорировать бумагу под мрамор или другие поделочные камни. Для этого масляную краску разбрызгивают на поверхности воды, налитой в плоскую посуду, так, чтобы образовалась сплошная пленка. Затем на пленку осторожно кладут лист бумаги, снимают его и просушивают.

 Сам процесс создания пленки можно организовать как творческую работу детей. Декорируют бумагу и способ набрызга жидкой краски. Бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав её по цвету и рисунку. Нельзя скручивать бумагу, т. к. она труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольника к работе и ведет к небрежному выполнению задания. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к материалу, аккуратному и экономичному его использованию.

Для занятий также понадобятся следующие материалы и инструменты: ножницы, клей, кисточки, подставка для кисточек и ножниц, подстилка для работы с клеем, коробка для обрезков, чистая салфетка.

Ножницы подбирают с закругленными концами и разработанными рычагами. Воспитатель должен внимательно следить за детьми, когда они работают с ножницами. Детей надо учить соблюдать осторожность, не размахивать ножницами, не играть, не разбрасывать, убирать рабочее место.

Кисти и клей могут понадобиться, если некоторые части поделок склеиваются или если вся поделка будет использована для создания панно.

Таким образом, наличие необходимых материалов для конструирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формирования художественно-творческих способностей дошкольников.


8. Особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, предоставляется возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

        


Заключение

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Анализируя достоинства данного вида деятельности можно отнести доступность материала, литературы, основным же недостатком является невозможность обхватить всех детей, так как необходима индивидуальная помощь каждому ребенку. Наиболее оптимальное количество детей 5-7 человек.

Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к обучению в школе.


Список используемой литературы

1. Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.

2. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.

3. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

4. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

5. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

6. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

7. Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008. - 638 c.8. Коротаев И.А, Навыки мастерства Оригами: складывание из бумаги № 4 - 1997., стр. 23

8. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. - М.: Айрис-пресс; Издание 3-е, 2004. - 192 c

9. Соколова Бумажные орнаменты, звезды, гирлянды. Безграничные возможности искусства оригами / Соколова, Светлана. - М.: Эксмо, 2008. - 360 c.

10. Тарабарина, Т. И. Оригами для всей семьи. Лучшие поделки / Т.И. Тарабарина. - М.: Академия развития, 2008. - 332 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей в процессе изготовления поделок из бумаги в технике "оригами" с использованием конструктивных карт

Значимость оригами для развития у ребёнка мелкой моторики рук. Использование конструктивных карт при их обучении технике "оригами" в детском саду и в семье, их наглядность, возможность самостоятельног...

Контурные схемы ТИКО - поделок 1 часть

схемы для работы с ТИКО конструктором...

Контурные схемы ТИКО - поделок 2 часть

схемы для работы с тико конструтором...

Картотека схем конструирования из бумаги для всех возрастных групп детского сада.

В картотеке представлены схемы оригами для дошкольников, разных степеней сложности....

27.12.2020г. Конспект НОД по конструированию «Снеговик» из бумаги в технике «гармошка».

Цель: изготовить объемного снеговика в технике «гармошка»; формирование умения создавать поделки своими руками через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости....