Развитие речи у детей в процессе изготовления поделок из бумаги в технике "оригами" с использованием конструктивных карт
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Значимость оригами для развития у ребёнка мелкой моторики рук. Использование конструктивных карт при их обучении технике "оригами" в детском саду и в семье, их наглядность, возможность самостоятельного изготовления поделок по образцу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей в процессе изготовления поделок
из бумаги в технике «оригами» с использованием
конструктивных карт
Я работаю в речевом детском саду. Дети, которые его посещают, сложные – с общим недоразвитием речи. У детей наблюдаются грубые нарушения: звукопроизношения; слоговой структуры слов; лексико-грамматического строя. Между собой они общаются короткими фразами, т. к. имеют бедный словарный запас и выразить собственные мысли порой затрудняются.
В связи с различным уровнем речевого развития детей в группе, необходим индивидуальный подход к исправлению речевых недостатков каждого ребенка. Воспитатель является организатором речевого общения детей между собой и
со взрослыми. Для достижения более успешного результата, хорошо, если работа по развитию речи будет проводиться и в семье, закрепляя знания, полученные в группе. Воспитатель знает проблему каждого ребенка и может дать родителям квалифицированную консультацию для занятий с детьми дома. Закрепление полученных знаний проходит успешнее, поэтому я придаю большое значение сотрудничеству с родителями.
Свою работу с родителями я выстраиваю следующим образом. В начале учебного года на родительском собрании я рассказываю родителям о работе, проводимой мною с детьми в группе. Даю консультации, как можно, организуя досуг ребёнка дома, решать речевые задачи. Но, как правило, у многих родителей недостаточно свободного времени, да и не всегда есть желание заняться с ребёнком игрой. Однако, многократные консультации, индивидуальный подход и видимый результат совместной работы меняет их отношение к жизни группы. Родители и дети становятся соучастниками многих проводимых мною конкурсов и вечеров досуга. Такие как: «Сделай поделку и сочини к ней сказку»; «Цветы и фантазия»; «В гостях у сказки»; «Весёлые диалоги». Дети гордятся, выполненными совместно с родителями работами и достигнутыми результатами.
В своей работе по развитию речи детей я решила использовать технику «оригами». Это игровая форма обучения детей путем складывания игрушек из бумаги. От занятия к занятию дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированной речи и развитием пальцев рук у ребёнка, т. к. области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга, и идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
В процессе работы я поняла, что дети быстро забывают показанные мною приёмы, способы и последовательность складывания фигурок. Тогда я решила сделать для каждого ребенка конструктивные карты, которые помогают в решении этих задач. Если ребёнок освоил условные обозначения на карте и может самостоятельно ею пользоваться, то во время занятий гораздо проще и нагляднее идёт работа, и если у одного ребёнка возникают затруднения при складывании, и я помогаю ему, то остальные дети продолжают работать, не отвлекаясь. Кроме того, я прошу ребенка при работе с картой тихо проговаривать свои действия, что помогает ему ориентироваться на листе бумаги и развивает связную речь. Также на занятиях я использую много загадок, стихов, мы разучиваем речь с движением, подбираем прилагательные, глаголы, наречия к выполненной игрушке, считаем эти игрушки, размещаем их в группе, употребляя различные предлоги. От получившейся игрушки ребёнок испытывает чувство радости и удовлетворения. Сделанную своими руками игрушку можно раскрашивать, украшать, оживлять любыми способами. Игрушки-оригами способствуют созданию и игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, мы делаем их героями весёлых диалогов или любимыми сказочными героями; придумываем новые удивительные истории с любыми сделанными игрушками, что развивает у детей речевое творчество. Сделанные кулёчки, кошелёчки или корзиночки становятся дополнением к ролевым играм, а вертушки и кораблики - игровым материалом на прогулке. Более того, дети пользуются конструктивными картами в любое свободное время при желании сделать ту или иную игрушку для игры.
Конструктивные карты, по которым дети занимались в группе, я выставляю в родительском уголке. Это дает возможность родителям увидеть, как игрушка конструировалась, и дома повторить все действия по ее изготовлению, помогая и советуясь с ребёнком. Изготовленную игрушку можно обыграть, что способствует развитию связной речи ребенка. Также, используя конструктивные карты, родитель может помочь ребёнку изготовить различные поделки и открытки к праздникам. Это организует не только досуг ребёнка, но и даёт родителям возможность общаться с ним.
Я считаю, что сотрудничество с родителями по работе, которую я провожу стимулирует развитие речи детей, а также развивает их мыслительные и психические функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-112458-1349441859.jpg)
Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"
Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-112458-1349441859.jpg)
Конспект занятия 2 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "ёлочка"
Обучение детей складыванию из бумаги ёлочки в технике "оригами" с частичной помощью воспитателя. Изготовление поздравительной открытки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-112458-1349441859.jpg)
конспект комплексного занятия 3 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"
Самостоятельная работа детей по складыванию парусника в технике "оригами" по конструктивным картам. Изготовление парусника для игр с водой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-776435-1459642010.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста на тему: «Прогулка у реки» (с использованием здоровьесберегающих технолоий)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста на тему: "Прогулка у реки" (с испрльзованием здоровьесберегающих технологий)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-520106-1644730999.jpg)
Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе изготовления поделок.
Как научить ребенка делать своими руками поделки из бросового материала....