Тестопластика как средство развития детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Белополая Татьяна Владимировна

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.


 

Актуальность

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

Практика показывает, что, дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребенку выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного освоения программы. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация технологии предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

  • Повышает сенсорную чувствительность;

  • Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

  • Синхронизирует работу обеих рук;

  • Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

  • Развивает творчество ребенка.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

  • Легко отмывается и не оставляет следов.

  • Материал экологически безвредный, не аллергенный.

  • Безопасно при попадании в рот.

  • Не липнет к рукам при лепке.

  • Можно сушить на воздухе.

  • Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

  • Если покрыть лаком - сохранится на века.

  • С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Целесообразность.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Отличительные особенности программы: Обучение носит теоретический и практический характер наряду с индивидуальным подходом к особенностям личности и возрастным психологическим особенностям каждого ребенка.

Цель:

- развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста.

Задачи:

- познакомить детей с технологией тестопластики,

- познакомить с технологией объемных и рельефных работ,

- развивать творческое воображение, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки.

- обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку,

Вся работа строится в три этапа:

1 – организационный - изучение интересов детей, пожеланий родителей - выставки детских работ - рекомендации по изотворчеству в семье.

2 – основной - организация работы с детьми - оформление выставок детских работ – консультации для родителей,

3 – заключительный - оформление выставок - презентация результатов работы на родительском собрании - открытое занятие с детьми - открытое занятие для родителей.

Методы работы:

- наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов выполнения задания);

- словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово); практический (выполнение работы).

Формы: индивидуальная, групповая.

Приемы:

- показ технологических приемов.

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

- игровые приемы (приход героя и др.).

- создание условий для самостоятельной деятельности в использовании инструментов для лепки.


 

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

В результате дети освоят развитие самостоятельности, творческих способностей, навыки работы с соленым тестом и приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- расплющивание;

- соединение в виде кольца;

- защипывание края формы;

- лепка из нескольких частей;

- пропорции;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- присоединение части;

- прижимание;

- примазывание;

- вдавливание для получения полой формы;

- использование стеки.

Работа с родителями.

1. Выставки детских работ.

2. Консультация для родителей «Лепим дома – развиваем детское творчество».

3. Открытые занятия с детьми.

4. Открытые занятия для родителей.

Методические материалы

1. Демонстрационный материал: картинки изделий, готовые изделия. Раздаточный материал: тесто, доска, стеки.

2. Техника безопасности и правила поведения во время работы с тестом и стекой.

3. Коллективные выставки. Мастер – класс для родителей.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тестопластика20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.

Актуальность

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

Практика показывает, что, дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребенку выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного освоения программы. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация технологии предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

Легко отмывается и не оставляет следов.

Материал экологически безвредный, не аллергенный.

Безопасно при попадании в рот.

Не липнет к рукам при лепке.

Можно сушить на воздухе.

Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Если покрыть лаком - сохранится на века.

С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Целесообразность.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Отличительные особенности программы: Обучение носит теоретический и практический характер наряду с индивидуальным подходом к особенностям личности и возрастным психологическим особенностям каждого ребенка.

Цель:

- развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста.

Задачи:

- познакомить детей с технологией тестопластики,

- познакомить с технологией объемных и рельефных работ,

- развивать творческое воображение, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки.

- обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку,

Вся работа строится в три этапа:

1 – организационный - изучение интересов детей, пожеланий родителей - выставки детских работ - рекомендации по изотворчеству в семье.

2 – основной - организация работы с детьми - оформление выставок детских работ – консультации для родителей,

3 – заключительный - оформление выставок - презентация результатов работы на родительском собрании - открытое занятие с детьми - открытое занятие для родителей.

Методы работы:

- наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов выполнения задания);

- словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово); практический (выполнение работы).

Формы: индивидуальная, групповая.

Приемы:

- показ технологических приемов.

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

- игровые приемы (приход героя и др.).

- создание условий для самостоятельной деятельности в использовании инструментов для лепки.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

В результате дети освоят развитие самостоятельности, творческих способностей, навыки работы с соленым тестом и приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- расплющивание;

- соединение в виде кольца;

- защипывание края формы;

- лепка из нескольких частей;

- пропорции;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- присоединение части;

- прижимание;

- примазывание;

- вдавливание для получения полой формы;

- использование стеки.

Работа с родителями.

1. Выставки детских работ.

2. Консультация для родителей «Лепим дома – развиваем детское творчество».

3. Открытые занятия с детьми.

4. Открытые занятия для родителей.

Методические материалы

1. Демонстрационный материал: картинки изделий, готовые изделия. Раздаточный материал: тесто, доска, стеки.

2. Техника безопасности и правила поведения во время работы с тестом и стекой.

3. Коллективные выставки. Мастер – класс для родителей.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.

Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений  вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...

“Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста”

 Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность...