Коренные народы Севера
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Расширять знания детей о коренных  жителях  Югры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« МБДОУ №56 Искорка  »

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему «Коренные народы»

                                                                                             Выполнила:Воспитатель

                                                                  Жукова

                                                                                         Наталья Николаевна

                                                                                              МБДОУ №56 «Искорка»

г. Сургут 2021

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему «Коренные народы»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие.»

ЦельРасширять знания детей о коренных  жителях  Югры.

 Задачи:

Расширять  знания детей о коренных  жителях – ХМАО ЮГРА.

Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси. Учить детей составлять орнамент на рукавичках, используя шаблон. Воспитывать уважение  к коренным народам.

Словарная работа: Чум, орнамент, коренное население.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  о жизни и быте коренных народов, беседа, выставка     творческих работ.

Методы работы с детьми: словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);  наглядный метод (показ картин, презентаций .); метод дидактических игр; практический.

Оборудования и материал: учебное наглядное пособие «Моя Югра, край в котором я живу»,  веер, плакаты,  дидактическая игра «Собери узор», костюм для инсценировок, трафарет с прорезанным орнаментом, клей, фетр, шерсть, трафарет варежки, ножницы, клеенки .)

 Ход НОД

Ребята у нас в гостях мальчик  Егорка и он ни чего не знает о нашей малой Родине и коренных народах. Давайте его познакомим.

Воспитатель: Мы с вами живем в стране Россия, а как называется округ, в котором мы живем? (Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, городе Сургуте). Югра – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад, улицы нашего дома.

 Воспитатель: Родина у каждого человека одна и зовется это место-Малая Родина

Воспитатель: Кто знает как называется наша Малая Родина?

Ответы детей: Ханты-Мансийский Автономный округ ЮГРА.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: А столица нашего округа?

Ответы детей: Ханты-Мансийск.

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете почему наш округ называется Ханты-Мансийским?

Ответы детей: Коренное народы нашей земли ханты и манси.

Воспитатель: Ханты и манси — два коренных народа Югры. От названий народов и образовано название округа. Второе его название — Югра — происходит из древних русских летописей.

Издревле на нашей земле живут народы ханты, манси. Ханты и манси — родственные, но разные народы. Ханты в основном селились по долинам рек Обь, Иртыш, Вах, Казым, Юган. Манси занимали территории склонов Уральского хребта и земли вдоль левых притоков Оби. Со временем некоторые племена смешались, расселились по всей Югорской земле.

Ребенок: Выход в национальной одежде- хозяйка чума.

  Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.    (Чум)

Воспитатель: Что такое  чум?     (Дом жилище – оленеводов).

Верно, чум – жилище оленеводов (выставляю макет чума).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)

Воспитатель: ЧУМ — разборное строение. Наклонные жерди крыли берестой летом и шкурами зимой. В жилище обязательно есть чувал — открытый очаг, сужающийся кверху. Его сооружают из еловых жердей, веток и камней, обмазанных глиной. Глину смешивают с осокой, волокнами шерсти оленьих и лосиных шкур.

Физминутка: 

Что нам стоит чум построить

В  лесотундре  из  жердей:

Приподнять его за ушки,

Поддержать чуть – чуть хорей,

Закрепить брезент веревкой,

Взять местами бечевой.

Дом мы строим со сноровкой

По привычке кочевой.

Чум готов!

Пора и печку

По – хозяйски  растопить

И на наше новоселье

Всех соседей пригласить. 

Воспитатель: У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха,  шкуры оленей.

Воспитатель: Вы знаете как называется одежда хантов?

Ответы детей: Малицы, кисы, бурки.

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: А чем они украшают одежду?

Ответы детей: Бисером, лоскутками ткани, узорами.

Воспитатель: А как по-другому мы можем назвать узоры?

Ответы детей: Орнаменты.

Презентация орнаментов.

Воспитатель: про какие орнаменты мы с вами узнали?

Ответы детей: Зайчьи уши, оленьи рога, солнце, ветви березы, изображения медведя, птиц. (Работа с веером)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть дидактическую игру «Собери узор». Дети делятся на две команды и собирают из частей орнаменты хантов.

Воспитатель: вы справились с заданием молодцы.

Воспитатель: 

Ребята, давайте мы с вами порадуем нашего гостя и сделаем для него рукавичку с  красивым орнаментом .

Ребята, вспомните, как говорится в стихах о хантыйских узорах.

Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись дружок, и скоро полюбишь их сердцем ты.

Узоров их сплетенье, похожи то на рыб,

То на рога оленьи, а то на чум и птиц!

От детских глаз чудесных, улыбок всех ребят.

Хантыйские узоры еще сильней горят!

Практическая работа:  

Объяснение воспитателем новой нетрадиционной техники работы с аппликацией.

Воспитатель: Дети смотрите внимательно, показываю как мы сегодня будем украшать варежку. Берем трафарет с прорезанным орнаментом, накладываем на варежку. Наносим клей по контуру орнамента, набираем ложечкой манную крупу и насыпаем на орнамент. Затем прижимаем манку пальчиками, убираем трафарет. У вас отпечатался на варежке красивый узор «Оленьи рога». А чтобы варежка получилась теплой украшаем цветной шерстью. Дети рассаживаются за столы Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.

В конце образовательной деятельности Егорка благодарит воспитателя и детей за интересный рассказ, за красивую варежку с орнаментом, прощается и уходит.

Рефлексия.

О чем мы с вами говорили?

Что нового мы узнали?

Про какие орнаменты вы узнали?

Что больше всего вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

"Обряды и праздники коренных народов Севера"

Рассказ о коренных малочисленных народах Севера с необычным укладом жизни, со своими праздниками, обрядами и таинствами....

"Жизнь коренных народов севера"

Беседа с детьми старшей группы...

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...