Коренные народы Севера
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Расширять знания детей о коренных жителях Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширять знания детей о коренных жителях Югры. | 149.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« МБДОУ №56 Искорка »
Конспект НОД в подготовительной группе
на тему «Коренные народы»
Выполнила:Воспитатель
Жукова
Наталья Николаевна
МБДОУ №56 «Искорка»
г. Сургут 2021
Конспект НОД в подготовительной группе
на тему «Коренные народы»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.»
Цель: Расширять знания детей о коренных жителях Югры.
Задачи:
Расширять знания детей о коренных жителях – ХМАО ЮГРА.
Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси. Учить детей составлять орнамент на рукавичках, используя шаблон. Воспитывать уважение к коренным народам.
Словарная работа: Чум, орнамент, коренное население.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни и быте коренных народов, беседа, выставка творческих работ.
Методы работы с детьми: словесный метод (рассказ, объяснение, беседа); наглядный метод (показ картин, презентаций .); метод дидактических игр; практический.
Оборудования и материал: учебное наглядное пособие «Моя Югра, край в котором я живу», веер, плакаты, дидактическая игра «Собери узор», костюм для инсценировок, трафарет с прорезанным орнаментом, клей, фетр, шерсть, трафарет варежки, ножницы, клеенки .)
Ход НОД
Ребята у нас в гостях мальчик Егорка и он ни чего не знает о нашей малой Родине и коренных народах. Давайте его познакомим.
Воспитатель: Мы с вами живем в стране Россия, а как называется округ, в котором мы живем? (Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, городе Сургуте). Югра – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад, улицы нашего дома.
Воспитатель: Родина у каждого человека одна и зовется это место-Малая Родина
Воспитатель: Кто знает как называется наша Малая Родина?
Ответы детей: Ханты-Мансийский Автономный округ ЮГРА.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А столица нашего округа?
Ответы детей: Ханты-Мансийск.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему наш округ называется Ханты-Мансийским?
Ответы детей: Коренное народы нашей земли ханты и манси.
Воспитатель: Ханты и манси — два коренных народа Югры. От названий народов и образовано название округа. Второе его название — Югра — происходит из древних русских летописей.
Издревле на нашей земле живут народы ханты, манси. Ханты и манси — родственные, но разные народы. Ханты в основном селились по долинам рек Обь, Иртыш, Вах, Казым, Юган. Манси занимали территории склонов Уральского хребта и земли вдоль левых притоков Оби. Со временем некоторые племена смешались, расселились по всей Югорской земле.
Ребенок: Выход в национальной одежде- хозяйка чума.
Отгадайте загадку:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум)
Воспитатель: Что такое чум? (Дом жилище – оленеводов).
Верно, чум – жилище оленеводов (выставляю макет чума).
Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).
Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)
Воспитатель: ЧУМ — разборное строение. Наклонные жерди крыли берестой летом и шкурами зимой. В жилище обязательно есть чувал — открытый очаг, сужающийся кверху. Его сооружают из еловых жердей, веток и камней, обмазанных глиной. Глину смешивают с осокой, волокнами шерсти оленьих и лосиных шкур.
Физминутка:
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть – чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По – хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.
Воспитатель: У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей.
Воспитатель: Вы знаете как называется одежда хантов?
Ответы детей: Малицы, кисы, бурки.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: А чем они украшают одежду?
Ответы детей: Бисером, лоскутками ткани, узорами.
Воспитатель: А как по-другому мы можем назвать узоры?
Ответы детей: Орнаменты.
Презентация орнаментов.
Воспитатель: про какие орнаменты мы с вами узнали?
Ответы детей: Зайчьи уши, оленьи рога, солнце, ветви березы, изображения медведя, птиц. (Работа с веером)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть дидактическую игру «Собери узор». Дети делятся на две команды и собирают из частей орнаменты хантов.
Воспитатель: вы справились с заданием молодцы.
Воспитатель:
Ребята, давайте мы с вами порадуем нашего гостя и сделаем для него рукавичку с красивым орнаментом .
Ребята, вспомните, как говорится в стихах о хантыйских узорах.
Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись дружок, и скоро полюбишь их сердцем ты.
Узоров их сплетенье, похожи то на рыб,
То на рога оленьи, а то на чум и птиц!
От детских глаз чудесных, улыбок всех ребят.
Хантыйские узоры еще сильней горят!
Практическая работа:
Объяснение воспитателем новой нетрадиционной техники работы с аппликацией.
Воспитатель: Дети смотрите внимательно, показываю как мы сегодня будем украшать варежку. Берем трафарет с прорезанным орнаментом, накладываем на варежку. Наносим клей по контуру орнамента, набираем ложечкой манную крупу и насыпаем на орнамент. Затем прижимаем манку пальчиками, убираем трафарет. У вас отпечатался на варежке красивый узор «Оленьи рога». А чтобы варежка получилась теплой украшаем цветной шерстью. Дети рассаживаются за столы Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.
В конце образовательной деятельности Егорка благодарит воспитателя и детей за интересный рассказ, за красивую варежку с орнаментом, прощается и уходит.
Рефлексия.
О чем мы с вами говорили?
Что нового мы узнали?
Про какие орнаменты вы узнали?
Что больше всего вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
"Знакомство с жизнью коренных народов Севера"
Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....
"Обряды и праздники коренных народов Севера"
Рассказ о коренных малочисленных народах Севера с необычным укладом жизни, со своими праздниками, обрядами и таинствами....
"Жизнь коренных народов севера"
Беседа с детьми старшей группы...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»
Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...