Познавательно-исследовательская деятельность "Свойства стекла и древесины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Создание  условий для развития у детей познавательных способностей через использование действий экспериментального характера.

Задачи: Формировать умение описывать признаки предметов, сделанных из стекла и дерева, выявлять их принадлежность, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.

Способствовать самостоятельному использованию детьми действий экспериментального характера для выявления свойств материалов.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать познавательно-исследовательский  интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bondareva_i.i.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 с. Сусанино Сусанинского сельского поселения

Ульчского муниципального района Хабаровского края

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ -

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА НОД: СВОЙСТВА СТЕКЛА И ДРЕВЕСИНЫ

Старшая группа

Воспитатель: БОНДАРЕВА И.И.

с. Сусанино

июнь 2019 г.

Цель: Создание  условий для развития у детей познавательных способностей через использование действий экспериментального характера.

Задачи: Формировать умение описывать признаки предметов, сделанных из стекла и дерева, выявлять их принадлежность, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.

Способствовать самостоятельному использованию детьми действий экспериментального характера для выявления свойств материалов.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать познавательно-исследовательский  интерес.

Материалы: стеклянные: стакан, блюдца, вазочка, очки, лампочка; деревянные: линейка, карандаш,  ложка, лопатка, матрешка, деревянные спилы, спички; емкости с водой.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, вчера  почтальон принес в нашу группу эту коробку. Хотите ли вы в нее заглянуть, чтобы выяснить,  что в ней находится?

Дети достают  из коробки предметы и называют их:  стакан, блюдце,  вазочку, лампочку,  линейку, карандаш, ложку, лопатку, матрешку

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам подумать и разделить  эти предметы на две группы,  по какому либо признаку

Дети располагают предметы на двух столиках:  деревянные и стеклянные

Воспитатель: Объясните, по какому признаку вы это сделали, почему?

Дети: Одни предметы деревянные, а другие стеклянные

Воспитатель: А что может объединять эти предметы? Что общего у них?

Дети: Они нужны человеку для жизни. Они имеют свойства

Воспитатель: А как вы думаете, зачем человеку знать свойства  материалов?

Дети: Чтобы создавать  и делать разные предметы

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать о свойствах стекла и дерева, из которых сделаны  эти предметы?

Дети: Хотим

Воспитатель: Тогда я предлагаю нашу групповую комнату превратить в лабораторию, а вам стать исследователями и провести исследования свойств стеклянных и деревянных предметов и сравнить их.  Займите места и приступим к  работе.

Но прежде всего, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с деревянными и стеклянными  предметами.

Дети: Не надо мешать друг другу, не толкаться.

Осторожно обращаться со стеклянными предметами.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас сели правильно: спина прямая, ноги поставили вместе, руки положите на колени.

Воспитатель: Ребята, начинаем наши исследования.

На столе стоит стакан.

Воспитатель: Что вы можете про него сказать? Он какой? Почему вы так считаете?

Дети: Он пустой, видно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Сделайте так, чтобы он был  не пустой. Что вы скажете сейчас?

Дети: Он полный.

Воспитатель:А почему мы видим, что лежит в стакане?

Дети: Он прозрачный.

Воспитатель: Какой следует сделать вывод?

Дети: Стекло прозрачное.

Воспитатель: А сейчас  исследуем  деревянную матрешку. Предлагаю  это сделать  вам самостоятельно.

Дети располагают шарик в матрешке. И отмечают: он не виден.

Воспитатель: А почему мы не видим шарик в матрешке? Как вы считаете, какое свойство имеет дерево?

Дети: Оно не прозрачное.

Воспитатель: Сравните эти свойство материалов и назовите его.

Дети:Стекло прозрачное, а дерево не прозрачное.

Воспитатель: Молодцы, исследователи. А сейчас следующее исследование.

Воспитатель: Обратите внимание: перед вами – стеклянные блюдца и   деревянные спилы, дотроньтесь до них рукой, что вы чувствуете?

Дети:Блюдце холодное, а дерево теплое.

Воспитатель: Хорошо, а что можете сказать еще о них. Погладьте их рукой, что вы можете отметить?

Дети:Блюдце гладкое, а спил шероховатый, колючий.

Воспитатель:  Ребята, а теперь  предлагаю  вам потрогать вот эти предметы (хрустальная вазочка, деревянная линейка)

Воспитатель: Вазочка какая?

Дети: Шероховатая, не ровная.

Воспитатель: А линейка какая?

Дети:Гладкая, ровная.

Воспитатель:Подумайте и объясните мне, почему они такие?

Дети: Их сделали такими люди.

Воспитатель: Потому что человек их такими сделал для удобства: стакан не выскользнет из рук, а линейка  не поцарапает руки.

Воспитатель:Конечно, человек, зная свойства материалов, обрабатывает  предметы так, чтобы было удобно ими пользоваться в быту.

Предлагаю после  испытаний отдохнуть.

Разминка

« Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось.

Вправо, влево поворот

А потом наоборот.

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в  последний раз присели

А теперь на место  сели»

Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем нашу работу.

Возьмите по спичке в руки. Что вы можете про нее сказать?

Дети: Она тонкая, хрупкая.

Воспитатель: Как это можно проверить? Сделайте это. Что произошло с  ней?

Дети: Она сломалась.

Воспитатель: Значить дерево какое?

Дети: Хрупкое, ломкое.

Воспитатель:  А сейчас  у меня  в руках лампочка, если она упадет на пол, что произойдет?

Дети: Лампочка  разобьется.

Воспитатель: Правильно, посмотрите, остались осколки (показать разбитое стекло).  Надо быть с ними аккуратными, почему?

Дети: Мы считаем, что можно пораниться, порезаться.

Воспитатель: Чтобы этого не произошло надо использовать  веник и совок.

Воспитатель: Делаем вывод, кто  выскажет свое мнение?

Дети:Они хрупкие, ломкие, в этом они одинаковые.

Воспитатель:  Ребята, перед вами стоят емкости с водой и предметы  из стекла и дерева, как вы думаете, что можно узнать о свойствах  этих материалов еще?

Дети: Плавают они или нет, тонут или нет.

Воспитатель: Сравните, что произойдет  со стеклянными  и деревянными предметами.

Дети: Стеклянные утонули.А деревянные плавают.

Воспитатель: Молодцы, сделайте вывод.

Дети:Стекло тяжелое, а дерево легкое.

Воспитатель: Молодцы, вы настоящие исследователи. Предлагаю выйти ко мне и поиграть в  игру «Найди и назови». Правила игры: одна команда  называет предметы из стекла в групповой комнате, а другая  деревянные на улице.

За каждый правильный ответ команда получает фишку

Дети: Зеркало, часы, телевизор, окно…….

Дети:Забор, дом, тротуар…..

Подсчитаем фишки. Вы назвали много  предметов. Значит вы внимательные и наблюдательные.

И еще игра « Закончи предложение» (с мячом)

Дерево теплое, а стекло  холодное.

Стекло тяжелое, а дерево легкое.

Стекло прозрачное, а дерево не прозрачное.

Дерево шероховатое, а стекло гладкое.

Стекло хрупкое, а дерево тоже хрупкое.

Воспитатель: Ребята, наша лаборатория  закрывается. Спасибо вам за работу. Вы были настоящими исследователями.

Если вы сегодня испытывали трудности, покажите желтую карточку.

Если вам было сегодня  интересно, и вы узнали много  нового о свойствах  стекла и дерева, справились с заданиями, покажите красную карточку. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность "Волшебное стекло".

Развивать представление детей об основных физических явлениях, познакомить с термином «оптика», систематизировать знания детей о разновидностях увеличительного стекла, т.е. лупой, очками, ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластик»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса»Стекло и пластмасс.Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с п...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «Стекло»...

Конспект познавательного- исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Программное содержание:Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;Развивать любознательность, речь детей,...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: "Твёрдое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево"

Программное содержание:Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.Познакомить детей с материалами: деревом, керамикой, стеклом и пластмассой, помочь...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Древесина и её свойства».

Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательные:1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие имиокружающих предметов с опорой на разные...