Познавательно-исследовательская деятельность "Свойства стекла и древесины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития у детей познавательных способностей через использование действий экспериментального характера.
Задачи: Формировать умение описывать признаки предметов, сделанных из стекла и дерева, выявлять их принадлежность, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.
Способствовать самостоятельному использованию детьми действий экспериментального характера для выявления свойств материалов.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать познавательно-исследовательский интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bondareva_i.i.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 с. Сусанино Сусанинского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ -
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА НОД: СВОЙСТВА СТЕКЛА И ДРЕВЕСИНЫ
Старшая группа
Воспитатель: БОНДАРЕВА И.И.
с. Сусанино
июнь 2019 г.
Цель: Создание условий для развития у детей познавательных способностей через использование действий экспериментального характера.
Задачи: Формировать умение описывать признаки предметов, сделанных из стекла и дерева, выявлять их принадлежность, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.
Способствовать самостоятельному использованию детьми действий экспериментального характера для выявления свойств материалов.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать познавательно-исследовательский интерес.
Материалы: стеклянные: стакан, блюдца, вазочка, очки, лампочка; деревянные: линейка, карандаш, ложка, лопатка, матрешка, деревянные спилы, спички; емкости с водой.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, вчера почтальон принес в нашу группу эту коробку. Хотите ли вы в нее заглянуть, чтобы выяснить, что в ней находится?
Дети достают из коробки предметы и называют их: стакан, блюдце, вазочку, лампочку, линейку, карандаш, ложку, лопатку, матрешку
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам подумать и разделить эти предметы на две группы, по какому либо признаку
Дети располагают предметы на двух столиках: деревянные и стеклянные
Воспитатель: Объясните, по какому признаку вы это сделали, почему?
Дети: Одни предметы деревянные, а другие стеклянные
Воспитатель: А что может объединять эти предметы? Что общего у них?
Дети: Они нужны человеку для жизни. Они имеют свойства
Воспитатель: А как вы думаете, зачем человеку знать свойства материалов?
Дети: Чтобы создавать и делать разные предметы
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать о свойствах стекла и дерева, из которых сделаны эти предметы?
Дети: Хотим
Воспитатель: Тогда я предлагаю нашу групповую комнату превратить в лабораторию, а вам стать исследователями и провести исследования свойств стеклянных и деревянных предметов и сравнить их. Займите места и приступим к работе.
Но прежде всего, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с деревянными и стеклянными предметами.
Дети: Не надо мешать друг другу, не толкаться.
Осторожно обращаться со стеклянными предметами.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас сели правильно: спина прямая, ноги поставили вместе, руки положите на колени.
Воспитатель: Ребята, начинаем наши исследования.
На столе стоит стакан.
Воспитатель: Что вы можете про него сказать? Он какой? Почему вы так считаете?
Дети: Он пустой, видно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: Сделайте так, чтобы он был не пустой. Что вы скажете сейчас?
Дети: Он полный.
Воспитатель:А почему мы видим, что лежит в стакане?
Дети: Он прозрачный.
Воспитатель: Какой следует сделать вывод?
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: А сейчас исследуем деревянную матрешку. Предлагаю это сделать вам самостоятельно.
Дети располагают шарик в матрешке. И отмечают: он не виден.
Воспитатель: А почему мы не видим шарик в матрешке? Как вы считаете, какое свойство имеет дерево?
Дети: Оно не прозрачное.
Воспитатель: Сравните эти свойство материалов и назовите его.
Дети:Стекло прозрачное, а дерево не прозрачное.
Воспитатель: Молодцы, исследователи. А сейчас следующее исследование.
Воспитатель: Обратите внимание: перед вами – стеклянные блюдца и деревянные спилы, дотроньтесь до них рукой, что вы чувствуете?
Дети:Блюдце холодное, а дерево теплое.
Воспитатель: Хорошо, а что можете сказать еще о них. Погладьте их рукой, что вы можете отметить?
Дети:Блюдце гладкое, а спил шероховатый, колючий.
Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю вам потрогать вот эти предметы (хрустальная вазочка, деревянная линейка)
Воспитатель: Вазочка какая?
Дети: Шероховатая, не ровная.
Воспитатель: А линейка какая?
Дети:Гладкая, ровная.
Воспитатель:Подумайте и объясните мне, почему они такие?
Дети: Их сделали такими люди.
Воспитатель: Потому что человек их такими сделал для удобства: стакан не выскользнет из рук, а линейка не поцарапает руки.
Воспитатель:Конечно, человек, зная свойства материалов, обрабатывает предметы так, чтобы было удобно ими пользоваться в быту.
Предлагаю после испытаний отдохнуть.
Разминка
« Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось.
Вправо, влево поворот
А потом наоборот.
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели
А теперь на место сели»
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем нашу работу.
Возьмите по спичке в руки. Что вы можете про нее сказать?
Дети: Она тонкая, хрупкая.
Воспитатель: Как это можно проверить? Сделайте это. Что произошло с ней?
Дети: Она сломалась.
Воспитатель: Значить дерево какое?
Дети: Хрупкое, ломкое.
Воспитатель: А сейчас у меня в руках лампочка, если она упадет на пол, что произойдет?
Дети: Лампочка разобьется.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, остались осколки (показать разбитое стекло). Надо быть с ними аккуратными, почему?
Дети: Мы считаем, что можно пораниться, порезаться.
Воспитатель: Чтобы этого не произошло надо использовать веник и совок.
Воспитатель: Делаем вывод, кто выскажет свое мнение?
Дети:Они хрупкие, ломкие, в этом они одинаковые.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят емкости с водой и предметы из стекла и дерева, как вы думаете, что можно узнать о свойствах этих материалов еще?
Дети: Плавают они или нет, тонут или нет.
Воспитатель: Сравните, что произойдет со стеклянными и деревянными предметами.
Дети: Стеклянные утонули.А деревянные плавают.
Воспитатель: Молодцы, сделайте вывод.
Дети:Стекло тяжелое, а дерево легкое.
Воспитатель: Молодцы, вы настоящие исследователи. Предлагаю выйти ко мне и поиграть в игру «Найди и назови». Правила игры: одна команда называет предметы из стекла в групповой комнате, а другая деревянные на улице.
За каждый правильный ответ команда получает фишку
Дети: Зеркало, часы, телевизор, окно…….
Дети:Забор, дом, тротуар…..
Подсчитаем фишки. Вы назвали много предметов. Значит вы внимательные и наблюдательные.
И еще игра « Закончи предложение» (с мячом)
Дерево теплое, а стекло холодное.
Стекло тяжелое, а дерево легкое.
Стекло прозрачное, а дерево не прозрачное.
Дерево шероховатое, а стекло гладкое.
Стекло хрупкое, а дерево тоже хрупкое.
Воспитатель: Ребята, наша лаборатория закрывается. Спасибо вам за работу. Вы были настоящими исследователями.
Если вы сегодня испытывали трудности, покажите желтую карточку.
Если вам было сегодня интересно, и вы узнали много нового о свойствах стекла и дерева, справились с заданиями, покажите красную карточку. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Знакомимся со свойствами стекла»
Цель: знакомство со свойствами стекла ...
Познавательно-исследовательская деятельность "Волшебное стекло".
Развивать представление детей об основных физических явлениях, познакомить с термином «оптика», систематизировать знания детей о разновидностях увеличительного стекла, т.е. лупой, очками, ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластик»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса»Стекло и пластмасс.Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с п...
Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло»
Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «Стекло»...
Конспект познавательного- исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Стекло»
Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Программное содержание:Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;Развивать любознательность, речь детей,...
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: "Твёрдое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево"
Программное содержание:Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.Познакомить детей с материалами: деревом, керамикой, стеклом и пластмассой, помочь...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Древесина и её свойства».
Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательные:1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие имиокружающих предметов с опорой на разные...
- Мне нравится (1)