«Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская коняшка».
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_iz_gliny.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

«Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская коняшка».

в группе компенсирующей направленности

 для детей с задержкой психического развития

 

Воспитатель: Л.Г.Горчакова

Ноябрь 2018г

Задачи:

  • Закрепить знания детей о дымковской  игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
  • Закрепить представления о процессе создания игрушек.
  • Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.
  • Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей.
  • Учить соединять части фигурки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки», игра – лото « Русский сувенир».

Материал: глина, доски, стеки, вода, тряпочки.

У воспитателя – дымковская игрушка (коняшка), схема с показом способа лепки.

Ход занятия:

Вводная часть:

Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

-  Ребята, как вы думаете,  кто это? Давайте посмотрим!  

Воспитатель вносит дымковскую коняшку.

У меня есть дружок -

Златогривый конек,

Эх, свистну, гикну, прокачусь.

И обратно ворочусь.

-   Вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей)

Основная часть:

-   Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)

-   Где делают  дымковские игрушки? (село Дымково)

-   Вы знаете, почему оно так называется?

-   Из чего делают дымковские игрушки?

-   Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись).

-   Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)

-  Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)

-   А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)

-  Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют? (золотую краску, «сажают золото»)

-   Молодцы, вы много знаете о дымковских игрушках. Поэтому я принес для вас подарки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и назвать лишний предмет. Игра «4 лишний»: карточки с изображением разных игрушек (дымковские барыня, козлик, индюк и матрешка; и др.)

-   Молодцы! Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают  её в движении (барыня -  дети двигаться как, дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка -  скачут, как лошадка; индюк - идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д.).

-   Молодцы! А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую, где мы будем лепить дымковскую игрушку (коняшку).

-   Что нам понадобится для работы? (глина)

-    Какая глина на ощупь? (ответы детей)        

 Как тянутся руки к глине,

 Хочется мять и мять,

 Потом получится грива,

 Хвост и стать.

 Коняшка родимый,

 Ты появился на свет,

 Какой ты желанный,

 Цены тебе нет.

-   Сейчас мы с вами будем лепить коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…»

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коняшку): какие части, детали, их форму – и определить каким способом лучше лепить.

-   С чего начнете работу? (с деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше для хвоста и гривы)

-   Как будем лепить коняшку?

 Воспитатель показывает способы лепки каждой части и их соединение.

-   Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части  ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.

Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.

-   Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

-   Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских коняшек. Приступайте к работе.

Дети лепят коняшку.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

Заключительная часть:

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки, отмечают наиболее  выразительные и удачные.

Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу – будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"....

Лепка из пластилина по мотивам народных игрушек

Задачи: ·        Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из че­го, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праз...

Открытое занятие по лепке «Птичка» (по мотивам народных игрушек) в средней группе.

Учить детей лепить из пластилина народную игрушку- птичку, передавая овальную форму тела, круглую головку, оттягивать и прищипывать хвост и мелкие части тела: клюв, короткие лапки. Закреплять умение п...

Лепка "Красивые птички" (По мотивам народных дымковских игрушек)

Закреплять приёмы лепки: раскатывание пластелина, оттягивание, сплющивания, прищипывание. Развивать эстетическое восприятие детей, творчество. Вызывать положительное эмоциональное отношение к народным...

Конспект занятия по лепке из глины по мотивам дымковской игрушки «Уточка»

ЗадачиУчить лепить из глины уточку. Закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание, сглаживание. Развивать желание лепить глиняные игрушки. Познакомить детей со свойствами гли...

Лепка "Красивые птички" (по мотивам народных дымковских игрушек)

Вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская лошадка». Старшая группа

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.Задачи:Закрепить знания детей о дымковской  игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных осо...