Конспект занятия по пластилинографии «Елочка – зеленая иголочка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Нестулиева Ольга Александровна
В данном конспекте занятия представлена методика создания лепной картины с изображением выпуклого, полуобъемного объекта (ели) на горизонтальной поверхности в технике работы с пластилином - пластилинографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по пластилинографии «Елочка – зеленая иголочка»

Возрастная группа детей: средний дошкольный возраст

Цель: формирование умения передавать характерные особенности внешнего строения дерева посредством пластилинографии.

Задачи:

Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира; продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Развивать чувство формы и пропорций, показать возможность использования в работе дополнительных предметов для передачи характерных признаков объектов.

Воспитывать самостоятельность, навыки аккуратного обращения с пластилином.

Планируемые результаты:

Ребенок создает изображение в соответствии с темой; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями.

Образовательная среда.

Предметно-пространственная: 

Плотный картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.

Среда взаимодействия «взрослый-ребенок»: внеситуативно-познавательная.

Среда взаимодействия «ребенок-ребенок»: деятельность в группах.

Среда отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе: выражают свои чувства, эмоции. Отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Ход занятия.

  1. Мотивационно-целевой этап

Воспитатель: Дети, сегодня ко мне на окно прилетела птичка из леса, я насыпала ей зерен, и в знак благодарности она рассказала мне одну удивительную лесную историю, которую я вам предлагаю сейчас послушать.

Однажды на лесную полянку ветер занес семечко ели, и оно упало между березой и кленом. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая елочка. И хотя ее корешки прочно укрепились в почве, но уж слишком она была беззащитна перед миром, ее окружающим. Лесные звери так и норовили схватить елочку за зеленую макушку; озорник-ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.

Рядом стоящие береза и клен пожалели бедный росток и принялись опекать елочку, как любящие родители. Березка своей густой листвой прикрывала ее от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного ветра.

Окруженная лаской и заботой, елочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу – ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась о них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки.

Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить.

Воспитатель: Где же случилась эта удивительная история?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Лес — это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. Как вы думаете, как называется такой лес?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это сосновый бор. Сосна — это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца. В шишках сосны — семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни елочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Иногда его называют еловым лесом, но чаще — ельником. В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А еще в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни.

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни березки?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, березовая роща. Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Береза — единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый».

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это смешанный лес. В таком лесу рядом друг с другом могут расти разные деревья: с сосной — береза, с елью — осина, встречаются и липы, и дубы, и клены. Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес.

Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу.

Физкультурная минутка

        Выросли деревья в поле.        Потягивания — руки в стороны.

Хорошо расти на воле.

        Каждое старается,        Руки вверх.

К небу, к солнцу тянется.

        На холме стоит рябинка,        Дети стоят прямо, прижав руки к туловищу.

Держит прямо, ровно спинку.

        На полянке дуб зеленый        Ноги на ширине плеч, руки вверх.

Потянулся к небу кроной.

        Сильный ветер сосны крутит,        Вращение корпусом вправо и влево.

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже,

Мы с тобой на них похожи.

На поляне кедр могучий                Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, Задевает кроной тучи.                        то же на левой.

Рядом с ним растет сосна,

К небу тянется она.

        Тополь вырос рядом с ней:        Прыжки на двух ногах как можно выше.

Быть он хочет подлинней.

        Вместе по лесу идем,        Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаем.

        А в лесу растет черника,        Приседания.

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

        Нагулялись мы с тобой,        Ходьба на месте.

Корзинку с ягодой несем.

        Отдохнуть мы все успели,        Дети садятся на места.

За столы мы снова сели.

2. Практический этап.

Воспитатель: Мы готовимся к зимнему празднику Новому году. Какое самое главное украшение этого праздника?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. Это ель. Предлагаю и нам с вами слепить много елок, чтобы ни один дом не остался без лесной красавицы.

Воспитатель: Давайте уточним строение этого дерева.

У елочки — прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу — самые длинные, вверху — самые короткие.

Показ способа деятельности: раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета — ствол, прижать ее к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек. Затем расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.

3. Рефлексия

Воспитатель: 

- Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Что было делать на занятии легко?

- А что было сложного?

Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Так что не стоит ломать веточки у деревьев, срывать просто так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать свежим чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где утром вороны кричат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Воздух для легких, и влагу, и тень —

Вот что сажаем в сегодняшний день.

С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Елочка-елочка, зеленая иголочка."

Творческая работа родителей с детьми....

Проектная деятельность – «Елочка, елочка – зеленая иголочка»

Проблема: Пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов внутри группы...

Проект "Елочка, елочка - зеленая иголочка"

Дети знакомяться с праздником Новый год....

Проектная деятельность в 1 младшей группе "Елочка. елочка, зеленая иголочка"

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинанет познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он только учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и много...

Конспект НОД " Елочка,елочка-зеленая иголочка".

Социально-коммуникативное развитие, явления общественной жизни, социальные отношения с детьми раннего возраста. Как мы дружно играем...