Конспект ООП по восприятию произведений искусства
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Конспект ООП по восприятию произведений искусства
Задачи: продолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения; развитие связной речи – умения вести беседу по картине, умения составлять рассказ по пейзажной картине, обогащать речь детей; развитие воображения, фантазии.
Вызвать эмоциональный отклик на художественные произведения.
Материалы: портрет художника И. И. Левитана, репродукции его картин, аудиозапись отрывка музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Весна»
Ход занятия:
Организационный момент: психогимнастикаДавайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,(разводят руками)
«Доброе утро!» - скажем мы вместе(берутся за руки)
«Доброе утро!» — мамам и папам,
«Доброе утро!» — нашим гостям.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на экскурсию в картинную галерею. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены картины великого русского художника Исаака Ильича Левитана. (В центре доски висит портрет художника. Дети рассматривают его портрет и репродукции картин.) Исаак Ильич Левитан любил изображать на своих картинах природу во всей её красе в разные времена года.
Ребята, скажите, пожалуйста, как называются картины, где изображена природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Молодцы! Поэтому Исаака Левитана называют художником-пейзажистом.
С одной из этих картин мы уже знакомы. Кто нам покажет и назовет её? (Один ребенок выходит и показывает картину «Золотая осень». Воспитатель хвалит.)Воспитатель:Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной Исаака Левитана. А с какой именно вы догадаетесь, если внимательно послушаете отрывок из стихотворения А. Плещеева:
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Какая из картин подходит к нашему стихотворению? (Дети должны выбрать картину «Март», где изображено начало весны.)
(Воспитатель дает время для рассмотрения картины. Звучит отрывок музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Весна.)Название картины не говорит.)
Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
Дети: Весну!
Воспитатель: Почему вы так думаете? По каким признакам можно определить, что наступила весна?
Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.
Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?
Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает когда светит солнце. От деревьев падают тени.
Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?
Дети: День.
Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?
Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.
Воспитатель: Как изображен снег?
Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины.На крыше снег подтаял.
Воспитатель:Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.Воспитатель:А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.Воспитатель:На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.
Как мы можем догадаться, что он рядом?
Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.
Воспитатель: Каждый художник, прежде чем рисовать картину, заранее продумывает, как она будет выглядеть, где, что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, какими красками будет рисовать, то есть продумать композицию картины.
Посмотрите, пожалуйста, что художник нарисовал на переднем и заднем плане и как он это изобразил?
Дети: На переднем плане - дом, его стена, крыльцо, крыша. Он освещен солнцем. Перед домом стоит лошадь, пригретая лучами солнца. Дорога оттаявшая. На заднем плане – лес. В лесу царит холод. Если березы освещены солнцем, то сосны стоят хмурые, мрачные. Лучи солнца их не коснулись. Снега в лесу ещё много.
Воспитатель: Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина? Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё?
Дети: Радость, восторг, восхищение.
Воспитатель:Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.
Ребята, предлагаю вам отдохнуть, мы сейчас с вами тоже превратимся в художников.
Пальчиковая гимнастика «Я – художник» (выполняют стоя):
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги».Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил, А рядом с ним корову. Направо дом, Налево сад... В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол, Тянусь как можно выше. Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. (Пальцы складываются домиком.) (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони) (Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) (Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладоньправой руки.) (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь, улыбка на лице).
Воспитатель: В начале нашей экскурсии я вам не сказала, как называется картина. Как бы вы хотели её назвать?
Дидактическая игра «Придумай название к картине»
Воспитатель: Исаак Левитан назвал картину «Март». Как вы думаете, подходит ли это название к ней? Почему? (Дети отвечают.)
А теперь послушайте мой рассказ о картине:
На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы.
Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Лучи солнца согрели всю местность, кроме леса. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. Но снег уже не тот, что зимой. Снег стал серым, плотным, он осел. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины. На крыше крыльца снег подтаял и снежная глыба вот-вот соскользнет вниз.
Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.
Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга.
Ребята, кто желает составить рассказ по картине?
(Дети совместно с воспитателем составляют примерный план рассказа:)Название картины, автор.
Время года, часть суток.
Снег, небо, солнце.
Деревья.
Настроение.
Дети составляют по желанию рассказ (2-3 детей).
Воспитатель: Какие вы молодцы, у вас получились замечательные рассказы.
А сейчас предлагаю вам задание (творческое задание на развитие воображения): Представьте, что вы оказались внутри картины. Что бы вам захотелось сделать там? Что бы вы могли услышать там? Какие звуки? (Ответы детей.)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась.
С творчеством какого художника мы познакомились?
Как называется его картина, которую мы рассмотрели?
Какие чувства вызывает картина?
Вам понравилась наша экскурсия?
Вам хотелось бы нарисовать весну?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_2.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по восприятию произведений искусства
МБДОУ «Детский сад № 6 «Сказка»
Цивильского района Чувашской Республики
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства:
«Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
Разработчик: Васильева Е. Г., воспитатель
подготовительной группы
Цивильск, 2016
Задачи: продолжать формировать представление о пейзажной живописи, расширять знания о творчестве художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения; развитие связной речи – умения вести беседу по картине, умения составлять рассказ по пейзажной картине, обогащать речь детей; развитие воображения, фантазии.
Вызвать эмоциональный отклик на художественные произведения.
Материалы: портрет художника И. И. Левитана, репродукции его картин, аудиозапись отрывка музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Весна»
Ход занятия:
Организационный момент: психогимнастикаДавайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,(разводят руками)
«Доброе утро!» - скажем мы вместе(берутся за руки)
«Доброе утро!» — мамам и папам,
«Доброе утро!» — нашим гостям.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на экскурсию в картинную галерею. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены картины великого русского художника Исаака Ильича Левитана. (В центре доски висит портрет художника. Дети рассматривают его портрет и репродукции картин.) Исаак Ильич Левитан любил изображать на своих картинах природу во всей её красе в разные времена года.
Ребята, скажите, пожалуйста, как называются картины, где изображена природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Молодцы! Поэтому Исаака Левитана называют художником-пейзажистом.
С одной из этих картин мы уже знакомы. Кто нам покажет и назовет её? (Один ребенок выходит и показывает картину «Золотая осень». Воспитатель хвалит.)Воспитатель:Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной Исаака Левитана. А с какой именно вы догадаетесь, если внимательно послушаете отрывок из стихотворения А. Плещеева:
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Какая из картин подходит к нашему стихотворению? (Дети должны выбрать картину «Март», где изображено начало весны.)
(Воспитатель дает время для рассмотрения картины. Звучит отрывок музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Весна.)Название картины не говорит.)
Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
Дети: Весну!
Воспитатель: Почему вы так думаете? По каким признакам можно определить, что наступила весна?
Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.
Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?
Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает когда светит солнце. От деревьев падают тени.
Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?
Дети: День.
Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?
Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.
Воспитатель: Как изображен снег?
Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины.На крыше снег подтаял.
Воспитатель:Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.Воспитатель:А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.Воспитатель:На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.
Как мы можем догадаться, что он рядом?
Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.
Воспитатель: Каждый художник, прежде чем рисовать картину, заранее продумывает, как она будет выглядеть, где, что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, какими красками будет рисовать, то есть продумать композицию картины.
Посмотрите, пожалуйста, что художник нарисовал на переднем и заднем плане и как он это изобразил?
Дети: На переднем плане - дом, его стена, крыльцо, крыша. Он освещен солнцем. Перед домом стоит лошадь, пригретая лучами солнца. Дорога оттаявшая. На заднем плане – лес. В лесу царит холод. Если березы освещены солнцем, то сосны стоят хмурые, мрачные. Лучи солнца их не коснулись. Снега в лесу ещё много.
Воспитатель: Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина? Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё?
Дети: Радость, восторг, восхищение.
Воспитатель:Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.
Ребята, предлагаю вам отдохнуть, мы сейчас с вами тоже превратимся в художников.
Пальчиковая гимнастика «Я – художник» (выполняют стоя):
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги».Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил, А рядом с ним корову. Направо дом, Налево сад... В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол, Тянусь как можно выше. Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. (Пальцы складываются домиком.) (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони) (Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) (Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладоньправой руки.) (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь, улыбка на лице).
Воспитатель: В начале нашей экскурсии я вам не сказала, как называется картина. Как бы вы хотели её назвать?
Дидактическая игра «Придумай название к картине»
Воспитатель: Исаак Левитан назвал картину «Март». Как вы думаете, подходит ли это название к ней? Почему? (Дети отвечают.)
А теперь послушайте мой рассказ о картине:
На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы.
Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Лучи солнца согрели всю местность, кроме леса. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. Но снег уже не тот, что зимой. Снег стал серым, плотным, он осел. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины. На крыше крыльца снег подтаял и снежная глыба вот-вот соскользнет вниз.
Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.
Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга.
Ребята, кто желает составить рассказ по картине?
(Дети совместно с воспитателем составляют примерный план рассказа:)Название картины, автор.
Время года, часть суток.
Снег, небо, солнце.
Деревья.
Настроение.
Дети составляют по желанию рассказ (2-3 детей).
Воспитатель: Какие вы молодцы, у вас получились замечательные рассказы.
А сейчас предлагаю вам задание (творческое задание на развитие воображения): Представьте, что вы оказались внутри картины. Что бы вам захотелось сделать там? Что бы вы могли услышать там? Какие звуки? (Ответы детей.)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, наша экскурсия закончилась.
С творчеством какого художника мы познакомились?
Как называется его картина, которую мы рассмотрели?
Какие чувства вызывает картина?
Вам понравилась наша экскурсия?
Вам хотелось бы нарисовать весну?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства
Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...
Восприятие произведений искусства
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно ...
Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента». Программное содержание.Образовательная область &laqu...