Конспект образовательной деятельности "Волшебница осень " для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
с использованием методики Монтессори
в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи:
«Волшебница осень»
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе.
Задачи:
- Обобщить, систематизировать знания детей о времени года — осень; назвать характерные признаки; продолжить работу по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов, обозначающих действия, признаки;
- Закрепить навыки чёткого различия и произношения звуков; развивать словарь, фонематический слух; развивать интуитивное чтение, мелкую моторику и координацию движений руки; .
- Формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа жизни. Закреплять представления о внешнем виде животного: форме, названиях частей тела.
- Развивать эстетические чувства, творческие способности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение рассказов, разучивание стихов; беседы, наблюдения, экскурсии.
Материал: предметные картинки, тарелки с манной крупой на каждого ребёнка, разрезная картинка «Осень».
Ход занятия
1. Беседа в круге. Дети стоят, взявшись за руки, и произносят благодарение:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо маме за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам. (обращаются к воспитателю к гостям)
Воспитатель. А теперь давайте все друг другу улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение. Ребята, вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. (Ответы детей.) Тогда надо отгадать загадку.
Загадка об осени
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Дети: Осенью
Воспитатель. А какая пора года была до осени?
Дети. Лето.
В. Давайте прислушаемся и услышим звуки лета.
Артикуляционная гимнастика.
Пролетел весёлый жук — ж-ж-ж.
Зазвенел комарик вдруг — з-з-з.
Ветер ветки раскачал — у-у-у.
Шарик громко закричал — р-р-р.
Зашумел в воде камыш — ш-ш-ш.
И опять настала тишь — ш-ш-ш.
Воспитатель.
- А теперь давайте поговорим об осени.
Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь (показать соответствующие картинки)
Воспитатель: Какой первый осенний месяц?
Дети: Первый осенний месяц — сентябрь.
Воспитатель: Что люди делают в сентябре?
Дети: В сентябре люди собирают урожай.
Воспитатель: Урожайным был сентябрь, подарил он нам много овощей и фруктов. Давайте, мы с вами определим фрукты и овощи по запаху.
Пройдём и сядем на стулья.
Упражнения для развития обоняния: яблоко, огурец, чеснок
Сейчас мы закроем глазки и будем рассказывать, кто какой запах ощутил. (Звучит тихая музыка.)
Ребёнок. Я ощутил запах яблока
Я ощутил запах огурца и т.д.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете запахи осени.
Воспитатель подходит к столу с зернами.
Воспитатель: Ребята подойдите, посмотрите, кто же у нас тут так напроказничал, смешал все зерна. Нам нужно рассортировать зерна по коробам
Игра. Собери (горох, фасоль, перловка)
(Дети собирают зерна по кобрам в подгруппах)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь наш урожай не пропадет, потому что каждое зерно в своём месте.
Воспитатель: А как называется 2 месяц осени?
Дети: 2 месяц осени называется октябрь.
Воспитатель:- Чем октябрь отличается от других осенних месяцев?
Дети: - В октябре листопад. (Показывает картинку)
Воспитатель: А сейчас нам Денис прочитает стихотворение про листопад.
Давайте послушаем его.
Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!
Воспитатель: Как называется последний месяц осени?
Дети: Последний осенний месяц — ноябрь.
Воспитатель: А какой он ноябрь?
Дети: пасмурный, хмурый, дождливый, ветреный…
Воспитатель: Ребята давайте пройдем за столы. Я предлагаю вам нарисовать погоду которая бывает в ноябре : дождь, сильный ветер, небо покрытое тучами, первый снег (Дети рисуют палочкой по манке.)
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получись. Ребята, какой же бывает ноябрь? (рассказ детей о своих работах)
Воспитатель: А теперь немного отдохнем, возьмём в руки листочки и станцуем с ними.
Физкультминутка.
«Танец с листочками»
(Дети садятся за столы)
Задание «Назови ласково».
Воспитатель: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.
Ребёнок:
Солнце — солнышко.
Яблоко- яблочко
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик
Морковь - морковочка
Лук –лучок
Чеснок-чесночок
Слива-сливочка
Фасоль-фасолинка
Горох-горошек
Облако-облачко
Туча-тучка
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите осень какая? Дети подбирают прилагательные: урожайная, дождливая, ветреная, золотая, ранняя, поздняя, пасмурная, теплая, красивая.
Под столом раздаётся шорох.
Воспитатель: Ой, ребята вы слышите? Что же это там такое? Дети выходят в центр зала. Кто – то нам подарки подарил. Посмотрите, что лежит в корзине (корзине фрукты и картинка ежа).
2. Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем ежа с помощью лепки. Давайте еще раз уточним некоторые детали:
Какой формы ёжик?
Какого цвета?
Чем покрыто тело ёжика?
Как вы думаете, каким способом можно сделать иголки?
Дети: Из пластилина, из семечек, палочек.
Воспитатель: Способов много. Мы будем делать иголки из семечек . Такими семечками- «иголками» мы покроем все туловище.
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
Воспитатель обобщает ответы: Тело ежа приземистое с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы с вытянутым носиком. Спинка и бока унизаны иголками, остальная часть тела покрыта короткими грубыми волосками.
Воспитатель: Для чего ежику нужны колючки?
Дети: Чтобы его не съели волк и лиса.
Воспитатель: Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего?
Дети: Он носит на них грибы и яблоки.
Воспитатель: Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку на зиму обустраивает. Как он это делает, послушайте.
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели (Т. Шорыгина)
Воспитатель: . Вы хорошо поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие.
Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка (В. Лунин).
3. Рефлексия.
- Ребята, о каком времени года мы беседовали на занятии ?
- Да, правильно, об осени. Осень — это время года, когда природа готовится к зиме. - Как же она готовится? - День становится короче, листья опадают, птицы улетают на юг, часто идет дождь, дует холодный ветер, на лужах появляется лед, звери готовятся к зиме.
Воспитатель: молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи "Зима. Зимняя одежда".
Данное занятие предусмотрено для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия) и детей с множественными нарушениями в развитии, такими как РАС....
конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелым нарушением речи в средней группе "В гости к весне"
Уточнение и закрепление у детей представлений о признаках весны, об изменениях в животном и растительном мире весной.Вовлечение родителей в активное сотрудничество....
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающее полную...
Конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вашему вниманию предлагаются авторские конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группы Тема: «Волшебница - осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия...