Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Как звери в лесу зимуют»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kak_zveri_v_lesu_zimuyut.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе на тему: «Как звери в лесу зимуют»
Цель: Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приёмы: беседа-диалог, загадывание загадок, рассказ, рассматривание, игровое упражнение, слушание звукозаписи.
Демонстрационный материал:
Презентация, звуковые эффекты (хруст снега, вой волков, рёв медведя); набор предметов для угощенья зверей; набор картинок животных для дидактической игры «Четвертый лишний», мнемотаблица рассказа о диких животных, ватман с изображением леса, набор картинок животных для коллажа «Кто где живет?»
Оборудование: оформление в зале зимнего леса, скамейки, ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, мольберт.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Ход занятия
Дети входят в зал, и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?
Дети: У нас сейчас зима.
Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?
Дети: Зима приходит после осени.
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?
Дети: деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.
Воспитатель: - Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?
Дети: декабрь, январь, февраль
Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?
Дети: потому-то, что он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.
Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?
Дети: потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,
Почему?
Дети: потому, что кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.
Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним зимние народные приметы?
1. Дым с столбом - к морозу.
2. Если зима снежная - то лето дождливое.
3. Кошка клубком - к морозу.
4. Воробьи дружно чирикают - к теплу.
5. Сильно блестят зимою звёзды - тоже к морозу.
Воспитатель: Всё правильно, вот какая зимушка зима.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо для нашей группы. Хотите узнать что там?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Давайте почитаем.
«Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, отправил вам письмо, потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Как помочь им, ребята?»
Воспитатель: - Ребята, как нам помочь лесным животным?
Дети: Надо набрать еды и отнести им в лес.
Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?
Дети: В лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, дикий кабан т д.
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? Дети: Дикие.
Воспитатель: А почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. И самостоятельно заботятся о своем потомстве.
Воспитатель: Давайте поможем диким животным! Соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес. У меня на столе, смотрите морковка и капуста это для кого?
Дети: для зайца.
Воспитатель: А шишки и грибочек?
Дети: для белочки.
Воспитатель: А рыбка и косточка?
Дети: для лисы и волка.
Воспитатель: Сено, соль, кормушка и семечки?
Дети: для лося и птиц.
(Воспитатель убирает все продукты в корзину.)
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети: нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.
Воспитатель: - А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)
Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.
- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.
- Что нам нужно надеть?
(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)
Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки и корзинку с продуктами для зверей. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.
(Дети встают и под «хруст снега» имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика)
Сколько здесь много снега. Лес, как будто, спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Давайте присядем на старое поваленное дерево (скамейки) и отдохнём. Посмотрите, а на поваленных деревьях тоже лежит снег. Давайте, возьмем его в руки, положим на ладонь и сдуем его (дыхательное упражнение). Ну, а теперь, сядем.
1. Смотрите! А вон там, чьи-то следы!
(На слайде появляется изображение следов белки)
- Как вы думаете, чьи это следы. Кто это?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
(Воспитатель показывает слайд с изображением белки.)
Воспитатель: Как называется домик белки?
Дети: Дупло.
Воспитатель: ……..расскажи нам о белке и о том, как белочка зимует. (Поставить на мольберт схему рассказа о диких животных)
Ребёнок: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Воспитатель: Ну, что оставим для белочки угощенье. (Шишки, грибочек.)
2. - Ребята, чьи это следы?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?
(Лисица)
(Воспитатель показывает слайд с изображением лисы.)
Воспитатель: ……., а что ты знаешь о лисе?
Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.
Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба).
3. - Ребята, чьи это следы?
Ответы детей.
- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
(Заяц)
(Воспитатель показывает слайд с изображением зайца.)
- …….., расскажи ребятам, что ты знаешь о зайцах.
Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.
Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье. Что мы ему оставим? ……, иди, достань с корзинки морковку и капусту и положи на пенек, прибежит заяц обрадуется.
4. - Ребята, чьи это следы?
Ответы детей.
(Включить запись воя волков) Воспитатель: - Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
(Воспитатель показывает слайд с изображением волка)
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он волков напугался.
Дети, сидите тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках). А что …… знает о волках.
Ребёнок: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.
Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость.)
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
5. (Воспитатель показывает слайд с изображением берлоги медведя)
- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).
А что нам …… расскажет про медведя.
Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. (Воспитатель показывает слайд с изображением медведя – шатуна) и включает звукозапись рева медведя.
Воспитатель: – Такой проснувшийся зимой медведь очень опасен.
Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.
Дети: Барсук, еж, суслик.
Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.
У нас в корзинке осталось еще лакомство для жителей леса. Посмотрите и скажите, кого мы угостим солью и семечками?
Дети: Лося и птиц.
— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим на пенёчек сена, соль.
- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?
Дети. Голод.
Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпем зернышек.
Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.
(Дети под звукозапись «хруст снега» имитируют езду на лыжах.)
Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.
Рефлексия: - Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. А зачем мы ходили в зимний лес?
Ребята зверей мы покормили теперь можно и поиграть.
Физкультурная минутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе, наклон вперёд)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Воспитатель: - А теперь предлагаю сесть всем за столы. Сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены различные животные.
Вам нужно внимательно посмотреть на них и определить, кто из животных лишний? Лишнего нужно зачеркнуть карандашом.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Проверить правильность выполнения задания. Спросить у ребят, почему они исключили именно это животное.
- Я предлагаю вам создать творческую работу.
Коллаж «Как живут звери в лесу»
Цель: закрепить знания о животных и их повадках.
Ватман с изображением зимнего леса. На столе картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.) Предложить детям наклеить картинку с животным, согласно с его образом жизни зимой. Например: медведя в берлогу; белку на дерево, возле дупла; ежа в норку, зайца возле куста и т. д. Когда коллаж будет готов, попросить ребят коротко рассказать о том, чем же занимается животное на картине.
Воспитатель: - Да, ребята, вижу, что вы хорошо знаете диких животных, которые обитают в лесу. Знаете их следы, повадки, чем питаются.
Я думаю, что лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы помогли лесным животным и покормили их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют»
Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют» Программное содержание:1. Осуществлять системный подход в ознакомл...
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Как звери готовятся к зиме» в средней группе.
Цель: Обобщение представлений о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Задачи: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе и ...
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме « Как звери готовятся к зиме. Белочка и Заяц.»
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природа. Живая природа -это удивительный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животн...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе
Конспект занятия по познавательному развитиюна тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе(с использованием информационно – компьютерных технологий, здоровьесберегающих и игро...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Как звери к зиме готовятся?» (Как результат работы над проектом: «Дикие животные»)
Данный материал подходит для занятий с детьми старших групп, дети играя запоминают новую тему....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Как звери готовятся к зиме"
Развитие речи детей через расширение и закрепление представлений о диких животных и как они готовятся к зиме....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме....