Конспект занятия по развитию речи на тему "Как звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по развитию речи

Ахметова Ильсияр Ильгизовна

Развитие речи детей через расширение и закрепление представлений  о диких животных и как они готовятся к зиме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие речи детей через расширение и закрепление представлений  о диких животных и как они готовятся к зиме.

Задачи:

 Образовательные:

- формировать представления детей о признаках поздней осени;

 - устанавливать причинно-следственные связи явлений природы;

- показать зависимость живой и неживой природы.

- расширять представления детей о лесе (в лесу живут разные животные: заяц, белка, еж, медведь, волк; все они находят в лесу пищу).

- закреплять обобщающие понятия (дикие);

- знакомить с различными способами образования слов;

- упражнять в образовании существительных в уменьшительно - ласкательной форме с помощью суффиксов;

Развивающие:
-
Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; развивать мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы; способствовать формированию интереса детей к природе; выполнять имитационные движения в соответствие с текстом.

- развивать связную речь через полные ответы на вопросы;

- составлять грамматически правильные предложения;

- развивать образное мышление и память;

- развивать навыки культурного и доброжелательного общения, дружеские отношения между детьми.

 Воспитательные:

-  воспитывать умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей;

- воспитывать любовь к животному миру, сочуствие

- воспитывать умение слаженно и дружно работать в команде.

Словарная работа:  «запасы», «логово», «берлога», «хищные», «травоядные»

Материал и оборудование: маски животных, письмо, слайды с изображением диких животных, экран, проектор, ноутбук, мяч, елка

 Предварительная работа:

 - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие животные».

- Проведение дидактических игр: «Кто, где живёт», «Кто, чем питается», «У кого кто», «Что изменилось?», «Один-много», «Назови детенышей», «Подбери признак», «Составь рассказ по картинкам» и др.

- Чтение рассказов: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат», В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы» и др.

- Рисование «Лиса», аппликация «Наш мишка», лепка «Ежик»;

- Проведение сюжетно-ролевой игры «Звери в лесу»;

- Настольные игры «Лото-животные», «Домино»;

- беседы с детьми о лесе; беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме; беседа: «Дикие животные наших лесов»;

- сравнение диких и домашних животных;

- отгадывание загадок о диких животных.

Методы и приемы: Проблемная ситуация, художественное слово А.Блок «Зайчик», загадывание загадки, создание ситуации успеха, беседа, рассуждение, динамическая пауза, дидактические и речевые игры «Кто, что ест?», «Кто, где живет?», «Скажи ласково», разъяснение, демонстрация, помощь, обсуждение.

 

Ход занятия:

  1. Вводная часть

 Организационный момент.

 Воспитатель в кругу с детьми

 Психогимнастика:

 Солнышко с утра встает

Улыбнуться всех зовет!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

 Дети садятся на стулья

  1. Основная часть.

 Воспитатель: послушайте загадку и скажите мне отгадку

Загадка: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим

Нам ответят: «Это...»

Ответы детей. (Осень)

Воспитатель: правильно отгадали, это осень.

А что происходит с погодой осенью?

Ответы детей (осенью холодно, часто идет дождь или снег, дует ветер. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и деревья, и птицы, и звери.)

Воспитатель: правильно. Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас как раз поздняя осень.

Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие в осенний лес, вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами обязательно найдём.

Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы), дети под музыку шагают.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Какой мягкий ковер из листьев под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках…

Ребята, посмотрите, на пеньке какой-то конверт. Это лесные жители оставили его для нас. Интересно, что в нём? 

Воспитатель предлагает сесть на пенечки (стулья) и послушать

Воспитатель: это письмо от зайчика о помощи.

Воспитатель читает стихотворение А.Блока «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Воспитатель: ребята, на что жалуется зайчик? 

Ответы детей.

Воспитатель: да, стало очень холодно, лес стал голый, зайчику стало голодно и страшно. Надо разыскать зайчика и подсказать ему, как подготовиться к зиме, как ему спастись от врагов и легче пережить зиму.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что не только зайчик, но и другие звери, живущие в лесу, тоже готовятся к зиме. Вспомним, как называются звери, живущие в лесу?

Ответы детей. (Дикие животные)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему эти животные называются дикими?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, эти животные называются дикими, потому что они не приручены человеком, они сами заботятся о себе и сами добывают себе еду.

 Чем же питаются дикие животные?

Ответы детей. (Травой, ягодами, плодами кустарников и деревьев, другими животными)

Введение нового знания:

Воспитатель: есть звери - хищники, которые питаются мясом и охотятся на более мелких животных, а есть звери травоядные. Как вы понимаете слово «травоядные».

Ответы детей. (Эти звери едят траву, разные растения, кору деревьев).

Воспитатель: правильно, слово «травоядные» означает: есть траву, т. е. питаться растениями 

Дидактическая игра: «Кто, что ест» (игра с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет животное, ребенок называет, что ест это животное.

Воспитатель: молодцы, дети пора отправляться искать зайчика.

Дети идут друг за другом.

Навстречу выходит медведь (ребенок в маске медведя)

Медведь: Я хозяин лесной

Просыпаюсь  весной,

А зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Воспитатель: Как же ты медведь готовишься к зиме?

Медведь: я все лето и осень ем, накапливаю жир и всю зиму сладко сплю.

Воспитатель: посмотрите, ребята какой медведь большой, толстый. Он хорошо наедается осенью ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. У него под кожей накапливается жир, и поэтому он не делает запасов на зиму. А зимой он впадает в спячку. Не будем мешать медведю, ему пора спать. А нам пора отправляться дальше.

Дети идут друг за другом навстречу идет белка.

Белка: Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Воспитатель: как ты готовишься к зиме?

Белка: Я все лето и осень делаю запасы - собираю грибы, орехи, желуди

Воспитатель: А еще белочка на зиму меняет свою рыжую «шубку» на на более теплую серую. Но почему цвет «шубки» стал другим? Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Белка: Моя мама дала мне задание собрать грибы.

Я раньше никогда не ходила за грибами и не знаю какие съедобные а какие нет.

Ребята вы поможете мне  собрать корзинку грибов?

Ответы детей. ( конечно поможем)

Подвижная  игра «Собери грибы»

Дети складывают грибы в корзинку и перечисляют названия грибов

Воспитатель: Давайте подсчитаем сколько грибов мы собрали для белочки.

Белка: Спасибо большое за помощь!!!

Белка: До свидания !!!

Воспитатель: мы белочке помогали и немножечко устали, давайте сядем на пенечки и отдохнем.

Выходят волк и лиса (дети в масках)

Волк: есть у нас такой обычай –

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у тёмной ёлки,

Кто мы – ну конечно волки

Лиса: Я рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Воспитатель: волк и лиса - это хищные звери. Они ходят по лесу, ищут себе добычу. Могут и зайца поймать. Лиса любит из под снега доставать мышей. Нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Ответы детей. (Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть)

Воспитатель: у лисы есть дом – нора (хором сказали «нора», там она может спрятаться от зимней стужи). А у волка - волчье логово (хором сказали «логово»).

Воспитатель: давайте с лисой и волком поиграем в игру «Кто где живет?»

Дидактическая игра «Кто, где живет?)

Воспитатель: мы до сих пор не можем найти зайчика, он наверно испугался лису и волка и спрятался.

Дети ищут зайчика и находят за елкой. (ребенок в маске зайца)

Заяц: я испугался лису и волка, мне страшно в лесу, спрятаться негде.

Воспитатель: давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….

Игра «Скажи ласково»

Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

Воспитатель:  как же зайчик готовится к зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно дети, он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Воспитатель меняет зайцу серую маску на белую.

Заяц: спасибо вам большое, теперь я знаю как перезимовать! Давайте поиграем в веселую игру

Игра «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал!

(зайка убегает, дети садятся на стулья)

Воспитатель: молодцы, ребята, помогли зайцу подготовиться к зиме. Все дикие звери по-разному приспосабливаются к жизни в лесу зимой. Ведь им нужно пережить зиму, холодную и голодную. А нам пора возвращаться в детский сад.

Дети под музыку маршируют.

3 часть. Итог. Рефлексия.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.

 А теперь я хочу узнать, как вы запомнили, как же готовятся звери к жизни зимой:

Кого мы видели в лесу?

Ответы детей. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, белку

Воспитатель:Кто из животных спит зимой?

Ответы детей. Зимой спят медведь.

Воспитатель: Где спит медведь?  

Ответы детей. Медведь спит в берлоге.

Воспитатель: Какие животные не делают себе запасов на зиму?

Ответы детей. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

Воспитатель: Какие животные являются врагами для зайца?

Ответы детей. Волк и лиса

Воспитатель: Где живет белочка?

Ответы детей. Белочка живет на дереве в дупле.

Воспитатель: Сегодня на занятии все постарались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект во второй младшей группе. "Как звери готовятся к зиме".

Во время занятия дети устанавливают причинно-следственные связи животного мира с сезонными  изменениями : изменение окраски, запасы на зиму, спячка....

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию на тему: "Как звери готовятся к зиме"

Программные задачи: закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и внешним видом животных; развивать умение отве...

Конспект ООД в форме занятия в области познавательного развития на тему "Как звери готовятся к зиме".

Интеграция по видам деятельности: коммуникативная, игровая.Цель: совершенствование  представлений детей о трудных и важных заботах животных и  птиц перед долгой зимой.Задачи:образовате...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитиюна тему «Как звери готовятся к зиме» в средней группе(с использованием информационно – компьютерных технологий, здоровьесберегающих и игро...

Открытое занятие по развитию речи "Как лесные звери готовятся к зиме"

Дети отправляются на лыжах в лес, выполняют упражнения для развития речевого дыхания, отгадывают загадки, выполняют задания для развития речи и мелкой моторики, закрепляют знания о диких животных. ...