Внеурочная деятельность
материал

Вихарева Светлана Леонидовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» (ПГТ БЕЛЫЙ ЯР)

Пуговкино счастье

Педагогический проект

Вихарева Светлана Леонидовна

 Проект «Пуговкино счастье» направлен на решение проблем по развитию речевой активности у детей, посредствам развития мелкой моторики рук, речевых упражнений творческих занятий по, созданию коллекции пуговиц из различных материалов.


Оглавление

Паспорт проекта        2

Введение        3

Содержание и этапы реализации проекта        10

Литература        14

Приложения        15

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Пуговкино счастье»

Автор проекта

Вихарева Светлана Леонидовна

Срок реализации

5 месяцев

Тип проекта

Средней продолжительности

По доминирующей линии

Творческий

Вид проекта

Комплексный

По характеру контактов

В рамках дошкольной организации

Участники проекта

Дети, родители, педагог

Проблема

У многих детей слабо сформирована мелкая моторика рук, что  на прямую замедляет процесс развития речевой активности детей дошкольного возраста.

Цель проекта

Развитие речевой активности детей в различных видах творческой деятельности.  

Задачи проекта

1)Развитие мелкой моторики.

2) Развитие связной речи и мышления.

3) Обучение различным способам изготовления пуговиц из разнообразных материалов.

4) Способствовать развитию творческих способностей детей.

5)Формировать у детей устойчивый интерес к различным видам творчества.

Вовлечь родителей и педагогов в проектную деятельность.

Ожидаемый результат

На этапе завершения реализации проекта у детей:  

  1. развита мелкая моторика рук;
  2. сформирован словарный запас;
  3. воспитанники владеют технологией создания пуговиц их различных материалов;
  4.   владеют знаниями и имеют представления о вещах окружающих нас в повседневной жизни.
  5. Владеют навыками коллекционирования изделий созданных  своими руками.

Ресурсное обеспечение

- Методический материал: конспекты непосредственной образовательной деятельности, конспект развлечения, подбор методической литературы.

- Оборудование: интерактивная доска, материалы для изготовления коллекции (соленое тесто,  стеки, пластилин, картон, нитки, клей, краски гуашь, флис, фабричные пуговицы разной факторы, принтер, фотоаппарат.

Введение

В процессе проведения диагностических исследований в группе старшего дошкольного возраста, была выявлена проблема: у большинства детей наблюдаются речевые нарушения, маленький словарный запас, логопедические нарушения речи, отсутствие речевой активности, низкая мотивация к речевому творчеству. В связи с большой загруженностью узких специалистов, отсутствует возможность охватить коррекционной работой всех детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Несмотря на то, что в образовательном процессе применяются различные методики работы, на коррекцию речи уходит очень много времени.

Причины обозначенной проблемы:

  • Недостаточный уровень квалификации педагогов в развитии речевой деятельности детей;
  • Отсутствие мотивации родителей к самостоятельной деятельности по развитию речевой активности детей.

Таким образом, запросы родителей (законных представителей) не полностью удовлетворены в части  развития речевой активности детей.

Новизна.

Узкие специалисты, занимающиеся с детьми исправлением речевых нарушений, чаще всего начинают свою работу с массирования рук и артикуляционной гимнастики, для расслабления мышц рук и речевого аппарата. Изучив методическую литературу, опыт работы творческих педагогов, появилась идея развития мелкой моторики детей и речевого творчества путём создания коллекции самодельных пуговиц, выполненных в  различных техниках из разнообразных материалов.  

Основная идея проекта:

  • развитие речевой активности, речевого творчества детей, через интеграцию познавательных, воспитательных и практических технологий;
  • воплощение творческих идей, в процессе изготовления детьми коллекции пуговиц различными способами, с применением доступных практических технологий;
  • развитие устойчивых познавательных интересов по отношению к  окружающим обыденным предметам обихода.

Участники проекта: воспитанники старшей «В» группы МБДОУ д/с «Теремок», родители обучающихся.

Тип проекта: среднесрочный.

Сроки работы по проекту: сентябрь 2019 - январь 2020 г.

Цель проекта: развитие речевой активности детей в различных видах творческой деятельности.  

Задачи проекта:

  • развивать диалогическую речь, мышление, речевое творчество, обогащать словарный запас;
  • расширять знания детей об окружающем мире;
  • развивать познавательный интерес детей к коллекционированию;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, фантазию, воображение, коммуникативные навыки;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире;
  • привлечение родителей к сотрудничеству в создании коллекции самодельных пуговиц.

Данный проект, подразумевает регулярные интегрированные творческие занятия с детьми по лепке и конструированию, способствующие как развитию мелкой моторики рук, так и раскрепощенному общению с педагогом, сверстниками и родителями. В процессе реализации проекта будет организована деятельность по созданию новых, необычных изделий в виде пуговиц, сопровождающаяся речевой активностью детей, словотворчеством, что на прямую повлияет на положительную динамику в восстановлении речи ребёнка-дошкольника.

Теоретические основы проекта составляют следующие идеи и положения: положения деятельностного подхода; подходы,

 Методологической основной проекта выступают сравнительный и комплексный анализ научной психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых источников, диссертационных исследований по изучаемой проблеме

Основные принципы и подходы проекта:

подходы:

  • системный подход управление проектом осуществляется как система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Воздействие в одном направление неизбежно вызывает определенную реакцию во всех элементах педагогической системы;
  • поведенческий подход учитываются интересы и мотивы поведения педагогических работников;
  • деятельностный подход направленность на конкретный объект и субъект. Взаимоотношения между руководителем и педагогическими работниками носят основу равноправного сотрудничества, партнерства, развитие этих отношений. 

принципы:

  • принцип открытости межличностных отношений и партнерства, в приоритете естественность во взаимодействии членов педагогического коллектива и администрации, что повысит вероятность взаимопонимания;
  • принцип расширения сферы самосознания педагога, предполагающий осознание педагогом своих внутренних потенциальных возможностей;
  • принцип непрерывности профессионального развития и роста педагогических работников (определен законодательно);
  • принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации).

Достоверность результатов проекта обеспечена всесторонним анализом поставленной проблемы, применением современных методов научного исследования, тщательностью проведения опытно-поисковой работы и достаточностью для выявления педагогических закономерностей объема экспериментальных данных, применением статистических методов обработки результатов.

Методы реализации проекта:

  • методы генерирования идей: «мозговой штурм»,
  • методы научного познания:
  • общенаучные (анализ, проектирование, синтез, аналогия, обобщение),
  • методы принятия управленческих решений:
  • методы взаимодействия и сотрудничества;
  • метод коррекции и т.д.

Методы и формы работы:

  • игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры–драматизации; конкурсы, викторины; сюжетно – ролевые игры; игры-сотрудничества; динамические игры познавательного содержания;
  • словесные: чтение произведений, рассказывание стихов; разговор, беседа;
  • рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов с коллекциями.
  • практические: творческие занятия;
  • наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, мнемотаблиц, показ мультфильмов; тематические выставки.
  • Повышение эмоциональной активности детей предусматривает:
  • использование игровых мотиваций;
  • использование сюрпризных моментов;
  • включение игровых и сказочных персонажей;
  • использование музыкального сопровождения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др., направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
  • использование наглядности, технологических карт, как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему проекта.
  • сравнительный анализ со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
  • обсуждение творческих замыслов и идей, взаимодействия в ходе творческой деятельности;
  • «минутки общения»;
  • предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, технологий, способов действий и т. д.);
  • словесные инструкции;
  • совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов каждого занятия;

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствует сотрудничеству педагогов и родителей по решению задач, направленных на, развитие мелкой моторики рук, что способствует речевому развитию, коррекции легких нарушений речи, развитию творческих идей, а самое главное самостоятельное выполнение мини-проектов- по созданию коллекции самодельных пуговиц.
  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствует активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей должна стать более внятной и выразительной.  Процесс творческой работы способствует тому, что дети будут относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее. Используется наглядно-практический метод объяснения, «Звездочка» …где тети объясняют другим детям алгоритм изготовления, используя речевые обороты.
  • Участие родителей в проекте поможет им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, поспособствует повышению их педагогических знаний. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Продукт проектной деятельности:

Коллекция самодельных пуговиц, выполненных в технике лепка из соленого теста, из пластилина и самозатвердевающего пластика, из картона и ниток.

Критерии результативности проекта:

Показатель

Ожидаемый результат

воспитанники

1

Увеличение словарного  запаса

Заучивание стихов наизусть, правил безопасной работы.

Объяснение алгоритма действий при изготовлении поделки

2

Развитие диалогической и монологической речи

Защита своей работы, общение со сверстниками, работа по подгруппам

3

Формирование умений по практическому владению выразительной речью

Работа на занятиях,, выступления на мероприятиях, участие в конкурсах художественного словотворчества.

4

 Обучение работе по технологической карте, схематическим материалам, алгоритмам и мнемотаблицам.

Самостоятельное использование на занятии  и по желанию ребенка.

5

Развитие мелкой моторики рук

Лепка мелких деталей, владение несколькими комплексами пальчиковой гимнастики. Развитая мускулатура пальцев рук.

6

Использование различных  приемов лепки из соленого теста, пластилина, самозатвердевающего пластика и практическое применение навыков лепки в создании коллекции пуговиц.

Готовые изделия в технике лепка изготовленные по образцу

7

Научились правилам безопасного использования ножниц и клея,  практическое применение приемов вырезания из бумаги, картона сложных геометрических элементов

Готовые изделия в технике объёмное конструирование из бумаги и картона изготовленные по образцу

8

Обучение основам декоративного оформления готового изделия.

Работа по собственному замыслу, и с  использованием образцов  готовых изделий

9

Работа по созданию дизайнерской пуговицы по собственному замыслу

Индивидуальная работа

Заложены предпосылки творческой личности при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности.

Способствует успешному обучению в школе, развивает познавательную активность.

Родители

Формы работы

Результат

1

Изучение запроса родителей по теме проекта. Сбор и анализ информации. Анкетирование «Речь вашего ребенка»

План совместной работы

2

Групповые родительские собрания по теме проекта

Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей

3

Мастер-классы для родителей

Практическое освоение технологиями, способствующими  развитию мелкой мускулатуры рук и речевому развитию дошкольника

Педагоги

Формы работы

Результат

1

Выступление на методическом объединении в рамках проекта.

Оформление  и разработка методических рекомендаций по теме проекта.

2

Профессиональная экспертиза по итогам реализации педагогического проекта

Разработка конспектов занятий

3

Диссимиляция педагогического опыта. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

Методические рекомендации по  применению данной разработки, дидактический материал, специальная литература для педагогов, литература для детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение материально-технических условий  

Тесто для лепки, краски, наборы пластилина, замозатвердевающий пластик, наборы картона, ножницы, стеки, клей, декоративные украшения, технические средства обучения.

Обеспечение информационных условий

Сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта (программы по художественно-эстетическому развитию детей, техники работы с различными материалами).

Обеспечение программно-методических условий

Создание программно-методического обеспечения реализации проекта (различных методических  рекомендаций; конспектов непосредственно-образовательной  деятельности с использованием современных технологий обучения, дидактических ресурсов  к НОД   выполненных в MS Power Point).

Обеспечение кадровых условий

Подготовка и самообразование педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта; владение педагогом  информационно-компьютерными технологиями.

Обеспечение мотивационных условий

Действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций родителей и педагогов, внесение в положение о стимулировании педагогов, занимающихся реализацией проекта.

Практическая значимость:

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мелкой моторики рук и потребностей в речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с родителями, обучение на семинарах, обмен опытом за «круглым столом», творческие презентации.
  • Выполнение проекта позволит успешно решать основные задачи, поставленные на учебный год, мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, практические навыки работы по выполнению задуманного детьми, используя различные технологии и разнообразные материалы, интересные для детей. Применяются и развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы коррекции и развития речи.
  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

 

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных.

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.

4. Анкетирование родителей.

5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.

Основной этап

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом, коллекцией пуговиц.

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи, развитию мелкой моторики дошкольников, знакомство и апробирование различных практических технологий, посредствам применения разнообразных материалов.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в создании коллекции самодельных предметов обихода, придумывании сказок про их появление, и предназначение, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагога по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

 

Реализация основного этапа 

  1. Работа с воспитанниками

Мероприятия

Время проведения

-Песочная игротерапия «Песочный дворик»

-«По речевой дорожке» – развитие речи детей средствами мнемотехник;

-Дидактические игры и упражнения;

Практические занятия в технике лепка, по созданию пуговиц из соленого теста;

- игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук;

– Отгадывание и составление загадок;

–Творческие задания, «Создание пуговиц по собственному замыслу в технике лепка из пластилина»;

«Специальные пуговицы»- рассматривание пуговиц с форменной одежды полицейского, моряка, военнослужащего.

– «Назови и опиши героя сказки» (пуговица);

- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

- «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)

- Игра – драматизация: «Ожившая сказка»-обучение приёму рассказывания сказки, истории по таблице, схеме;

- Обучение технологии работы с самозатвердевающим пластиком, декоративной глиной. Создание изделий из данного материала.

– Рисование по шаблону: «Нарисуем эскиз будущей работы»;

-Работа по технологической карте, закрепление навыков работы в технике лепка.

-Знакомство с технологией объёмного конструирования из картона.

– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»

- Речевые игры с движением

- Создание папки для хранения коллекции своих творческих работ.

- ОД по обучению детей рассказыванию

-слушание аудио сказок

-Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

–речевые тренинги с детьми;

– работа со схемами;

– динамические этюды;

– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

- Ритмопластика

В течение проекта

 

Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Время проведения

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

сентябрь 2019

Групповые родительские собрания по теме проекта

В течение проекта

Акция «Коллекция моего детства»

В течение проекта

Размещение материала на сайте ДОУ

В течение проекта

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

В течение проекта

Мастер-классы для родителей: «Лепка забавных игрушек» «Волшебные Мукасольки», «Вырезалки-мастерилки». «Мое хобби- коллекционирование»

 В течение проекта

Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей), где главные герои предметы, созданные детьми на творческих занятиях.

В течение проекта

Выпуск газеты «Ладушки»

В конце проекта

Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»

В течение проекта

Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей».

Декабрь 2019

Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают»

Январь 2020

Практикум с элементами тренинга «Сказкотерапия»

Декабрь 2019

 Заключительный этап

1. Повторный мониторинг речевого развития дошкольников,

2. Анализ и оценка результатов проекта.

Литература

  1. Н.Е. Комарова, М.А. Васильева, Н.Е. Веракса Программа «От рождения до школы».- М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.  В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007г.
  4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.
  5. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6.  Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
  7. Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
  8. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.
  9.  Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
  10. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей         дошкольного возраста. - М., 2004.
  11.  Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  12. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - РнД: Феникс, 2016.
  13.  Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 
  14. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019г.
  15. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru

Приложения

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь ребёнка»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, т. к. письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, т. к. именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Предлагаю родителям игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Учитывая большую загруженность родителей, среди прочих игр дома рекомендуется «играть на кухне».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

1.«Помогаю маме».

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

2.«Волшебные палочки».

Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

3. «Волшебные пуговки»

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать или укрепить на тонкий пластилин.

Игры на обогащение словаря ребенка.

1. «Давайте искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр.

2. «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное»слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «Съедите». Можно поиграть в «сладкие»«кислые»«горькие»«солёные» слова.

Игра на развитие грамматического строя речи.

1. «Приготовим сок».

«Из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый, из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

По дороге из детского сада (в детский сад).

1.«Я заметил».

«Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Объекты называются по очереди».

2.«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.».

Упражнения на слоговую структуру слов.

«Перепутаница».

«Жили – были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо) и пр.»

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. И так на любой звук.

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить на согласные звуки.

Консультация для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. 
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. 

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой, и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка 

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. 
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой. 

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. 

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает. 

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. 

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Работа со сказкой строится следующим образом: 

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём. 

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые на его стороне.
  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. 

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. 

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. 

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. 

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. 

Конспект занятия по лепке-пластилинографии

«Пуговицы для платья»

Цель:

-развивать умение лепить разнообразные пуговицы для платья.

Задачи:

Обучающие:

-учить детей раскатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней;

-учить называть существенные детали и части предметов (рукава, воротник, пояс, карманы, юбка, кофта, пуговицы);

Развивающие:

-развивать умение отделять маленькие комочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки (пуговицы) на ограниченном пространстве;

-развивать умение сплющивать комочек между ладонями, прижимать сплющенный комочек (пуговицу) в ограниченном пространстве;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

-создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

-воспитывать интерес к лепке, усидчивость.

Материалы и оборудование:

куклы в платьях, нарисованная кукла без платья, заранее подготовленные детьми заготовки – шаблоны платья, обмазанные пластилином, пластилин разных цветов, клеенки, влажные салфетки, дидактическое упражнение «Собери платье».

Предварительная работа:

сюжетно-ролевые игры «Магазин «Одежда», игры с куклами, рассматривание одежды, рассматривание пуговиц, дидактические игры и упражнения, беседы об одежды, рассматривание иллюстраций с изображениями одежды, изготовление детьми (под руководством педагога) заготовки для занятия – шаблона платья с налепленным пластилином способом растяжки в технике пластилинографии.

Ход занятия:

Методы и приёмы Деятельность педагога Деятельность детей

Мотивация Воспитатель обращает внимание детей на одежду, в которую они одеты, просит их рассмотреть внимательно, во что одеты девочки, а во что – мальчики. Дети рядом с воспитателем стоят свободно полукругом

Ребята, что есть у платья, какие части?

Рукава, юбка, кофта, воротник, пуговицы, пояс.

Д/упр. «Собери платье»

Дид. игра с музыкальным сопровождением

Проблемная ситуация Воспитатель предлагает детям поиграть: собрать целое из частей.

Воспитатель просит назвать цвет каждого платья.

Раз, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать. Пуговицы в руки возьмем, и под музыку передаем. Когда настанет тишина, скажи, какая пуговица, у тебя?

Воспитатель показывает детям картинку с изображением куклы.

А у моей куклы Кати нет платья. Дети собирают платья.

Подбирают пуговицы (кружки) по цвету платья.

Когда остановится мелодия, ребенок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зеленая и т. д.

Воспитатель предлагает порадовать всех кукол в нашей группе и сделать им подарки. Этим подарком будут новые платья.

Переходят в рабочую зону.

Напоминание

Рассматривание пуговиц

Деятельность детей (лепка пуговиц, размещение их на шаблоне платья)

Анализ.

Поощрение, создание ситуации успеха. Воспитатель напоминает детям, как лучше расположить пуговицы на платье.

Показывает несколько вариантов пуговиц, обращает внимание детей на то, что пуговицы бывают не только круглые по форме, но и квадратные, вытянутые, овальные, треугольные.

Воспитатель следит, чтобы дети располагали пуговицы на небольшом расстоянии друг от друга и не налепливали их друг на друга.

(Выкладывают платья на один стол)

Какие нарядные пуговицы получились! У всех разные! Вы хорошо справились с заданием. Расскажите о своих пуговках.

Вы можете «примерить» платья нашим бумажным куклам, поиграть и подарить их куклам. Дети садятся за столы (на каждого ребенка приготовлены шаблоны платьев разных цветов, заранее подготовленные детьми, пластилин разных цветов и картинка с изображением платья).

Дети рассматривают картинку, выясняют, что платье с пуговицами. Затем обращают внимание на платья-заготовки, определяют, что у этих платьев нет пуговиц.

Лепят пуговицы: придумывают, экспериментируют с формой, выбирают цвет,

Дети по желанию рассказывают о размере, цвете, форме пуговиц.

Обыгрывание результатов лепки.

Конспект занятия.

На Белом Яру, в детском саду,

Нашли интересную пу-го-ви-цу.

Очень красива и необычна,

Вопрос возникал у каждого лично.

Где ты жила полезная штучка?

На улице новой, иль в граде столичном?

 а может, служила пропажа в полиции?

Может на куртке шального мальчишки?

Или на платьице новом Иришки?

Где потерялись сестренки, братишки?

Будем искать, хорошо? Ребятишки?

С чего же начнём поиски наши?

-С внешнего вида! – сказала Наташа.

Пуговка наша пришита была,

Значит, рассмотрим одежду сперва.

Кнопочки, пуговки, даже крючки,

Даже замочки проверим свои.

Все аккуратны, опрятно одеты,

Следов потеряшки, точно здесь нету.

Что же нам делать? Где же искать?

Будем все вместе проблему решать!

Думали дети, решали все садом,

Много историй вслух рассказали.

-Может на форме солдата была ты?

И побывав на отважном сражении

Нитки покинули расположение?

-Может в морском походе была,

Сильные волны мочили тебя?

Много различных историй услышав

Спор прекратил маленький Миша.

Возможно, беглянка жила за границей?

Мы прошлым летом гуляли по Ницце

Много красивых одежд там я видел

Может во Франции след ее виден?

Скромно ответила девочка Соня,

Самые лучшие пуговки в мире

Делают фабрики только в России!

И пришивают их крепко к одежде

Соединяют две половинки,

 а теплые куртки греют нам спинки.

Что же ребята, решим мы тогда?

Чтоб не скучала гостья одна?

Слепим, пожалуй, ей новых друзей!

Тесто мы в руки возьмём поскорее.

Слепим колбаску, порежем её.

Сделаем шарик и сплющим его.

Вот и готова основа поделки.

Осталась лишь сделать пуговке дырки.

Трубочку в руки берем поскорее

Делаем быстро и не робеем

Слоги используем пуговки нашей

Чтобы поделка еще стала краше.

Вместе со мной повторяйте друзья!

Пу-го-ви-ца. Вот молодцы!

Вы отличные дети, в детском саду,

И на нашей планете.

Будем над пуговкой шефство водить.

Ну, а друзей к ней клянемся пришить!

https://i12.fotocdn.net/s27/120/public_pin_m/45/2663787639.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мышонок технологическая карта.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\тех карта.png C:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_m7d3eaa16.pngC:\Users\Пользователь\Desktop\img4 (1).jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу,...

"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"

Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...