«Организация кружковой работы по нетрадиционной лепке из соленого теста или пластилина» «Волшебное тесто»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Актуальность: данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_kruzhok.docx | 52.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида» г. Самара
«Организация кружковой работы по нетрадиционной лепке из саленого теста или пластилина»
«Волшебное тесто»
2019-2020 г
Руководитель кружка:
Шамраева Ирина Александровна
Воспитатель МДОУ № 136
Дети 5-6 лет.
Самара 2015г.
Пояснительная записка:
Дополнительная образовательная программа по нетрадиционной лепке из саленого теста или пластилина в средней группе разработана для детей 4-5 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени. Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Тесто пластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками
.
Актуальность: данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна: дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Цель: Научить детей всему, что так необходимо в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе раскрытие у дошкольников воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в технике лепка, но и осваивать новые технологии и материалы, применять их в своём творчестве, побуждать интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- учить соблюдать правила техники безопасности;
- учить стремится к поиску, самостоятельности;
- учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Сроки реализации: 2015-2016 учебный год.
Режим и формы занятий: занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю, во второй половине дня с продолжительностью 15-20 минут. Совместная деятельность педагога с детьми.
Ожидаемый результат работы кружка:
- Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
- Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
- У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Дети освоят следующие приемы лепки:
- раскатывание круговыми и прямыми движениями;
- соединение в виде кольца;
- расплющивание;
- прищипывание краев формы;
- оттягивание отдельных частей от основной формы;
- лепка из нескольких частей;
- сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Способы лепки:
- Конструктивный -лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
- Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
- Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
- Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.
- Проволока для изготовления усиков.
- Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.
- Доска, покрытая фольгой, - это рабочее место.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.
- Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.
- Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
- Формочки удобны для вырезания теста.
- Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
Образовательный тематический план дополнительной образовательной кружковой программы.
Наименование темы (раздела) | Количество часов | Содержание (темы занятий, формы работы). | Сроки реализации |
Вводная часть. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие №1Тема: Познакомить детей с понятием «Тесто пластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста. Занятие №2Тема: Солнышко. Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук. Занятие №3Тема: Гусеничка. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Занятие №4Тема: Вишенки. Учить скатывать шары одинакового размера, делать фон из теста на картонной основе; при расплющивании капельки создавать форму листика. Развивать композиционные умения, располагая ветку с вишнями на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к процессу лепки. | Октябрь. |
Веселое чаепитие. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие №1Тема: Самовар. Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус. Занятие №2Тема: Калачи из печи. Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. Занятие №3Тема: Тарелочка. Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности. Занятие №4Тема: Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции) Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления композиций. | Ноябрь. |
Подготовка к празднику. Новый год! | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие№ 1Тема: Елочка. Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения: шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук, Использовать знакомые приёмы лепки из цветного теста, в новой творческой ситуации. Занятие№ 2 Тема: Рождественские игрушки. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Занятие№ 3Тема: «Новогодние игрушки. Тигр. (лепка фона и головы тигра из цветного теста). Учить детей отрабатывать умение делать фон на картонной основе при помощи цветного теста (отламывая его небольшими кусочками и расплющивая на картоне), развивать композиционные умения, размещая на фоне голову тигра и необходимые детали, учить формообразующему движению – скатывание капельки, воспитывать аккуратность при работе с цветным тестом. Занятие№ 4 Тема: Новогодние игрушки. Тигр. ( украшение изделия). Воспитывать аккуратность при работе с цветным тестом, развивать композиционные умения. | Декабрь. |
Зимние забавы. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие№ 1Тема: Снеговик. Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек). Занятие№ 2 Тема: Снежинка. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Занятие№ 3 Тема: Пингвины на льдине. Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | Январь. |
Праздник круглый год. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие№ 1. Тема: Валентинка. Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. Занятие№ 2Тема: Сердечко подвеска. Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Раскатывание, выдавливание с помощью формы для печенья. Развитие мелкой моторики. Занятие№ 3 Тема: Кружка для папы. Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Занятие№ 4 Тема: Подарок дедушке. (рамка для фотографии) Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | Февраль. |
Весна идет к нам в гости. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие № 1Тема: Шкатулка для мамы. ( изготовление шкатулки). Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки. Занятие№ 2 Тема: Шкатулка для мамы. ( украшение шкатулки). Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Занятие№ 3 Тема: Букет в вазочке. (подарок мамам и бабушкам). Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. Занятие№ 4 Тема: Подснежники». Учить детей украшать вылепленные изделия при помощи стеки, закреплять приёмы аккуратной лепки. | Март. |
Ласковое солнышко. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие№ 1Тема: Ласковое солнышко. Закреплять навыки лепки фона на картонной основе, продолжать развивать композиционные умения при расположении радуги и солнышка, вырабатывать умение лепки мелких деталей, закреплять знание цветов спектра. Занятие№ 2Тема: На веточке набухли почки. Закреплять умение проводить линии в разных направлениях, так чтобы получилась веточка. Развивать образное понятие о явлениях природы. Занятие№ 3Тема: Одуванчики. Учить передавать в рисунке форму и строение цветка (стебель, листья, голова цветка). Развивать эстетическое восприятие. Занятие№ 4Тема: «Веточка с листочками». (коллективная работа). Учить скатывать тоненькие колбаски и делить на несколько частей, формировать веточки. Отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, расплющивать – листочки. | Апрель. |
Лето в ладошке. | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | Занятие№ 1 Тема: Лето в ладошке. Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе. Занятие№ 2 Тема: Роза. Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скручивания и закрепления деталей. Занятие№ 3 Тема: Ромашка. Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. Занятие№ 4 Тема: Цветочная полянка. (оформление) Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию. Итоговая работа. Учить детей подбирать эскиз для будущей работы – образец, закреплять умение использования различных способов лепки приобретенных ранее, учить детей передавать характерные черты и движения Жар-птицы, закреплять умение анализировать образец и определять последовательность работы, воспитывать желание работать самостоятельно. | Май. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Методические рекомендации для педагогов.
- Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать следующие условия:
- ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
- для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чеснока выжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
- необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
- на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
- в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
- не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
- необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
- одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
- нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.
Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей.
Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Самолет
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
Черепаха
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
Жучок
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
Машина
Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.
Аппликация на тесте:
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.) бусины, бисер, пуговицы. Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
Памятка для воспитателей.
В ходе проведения работы с детьми по лепке из солёного теста было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
- Не сдерживайте инициативы детей;
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
- Не спешите с вынесением суждений;
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Формы работы по развитию детского творчества:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- НОД.
- Загадывание загадок
- Разнообразные виды гимнастик
- Рассматривание фотографий (по теме).
- Беседы по иллюстрациям и картинкам
- Пение песен
- Дидактическая игра
- Подвижная игра
- Чтение рассказов, сказок, стихов
Литература:
- Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ В.С.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста «Издательство Мир книги», г. Москва, 2009.
- Анна Черняева. Нет пластилина лучше, чем у мамы. Журнал «Дошкольное образование», май 2013.
- Ирина Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, - Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007
- Наука и жизнь №1,2007 «Тили-тили тесто» стр.102
- Румянцева Е.А. Соленные фантазии г. Москва «АЙРИС-пресс», 2007г
- Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г
- В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе
Перспективное планирование куружковой работы с детьми в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....
план работы кружка по лепке из соленого теста в подготовительной группе (ОСЕНЬ)
Воспитатель МБДОУ №9 Оленева А.С.План работы кружка по лепке из соленого теста в подготовительной группе (ОСЕНЬ)Цель:Развивать мелкую моторику рук, умение регулировать силу нажима, укрепля...
«Программа кружковой работы по нетрадиционной лепке»
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления....
Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...
Кружковая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» (или «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»).
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 2-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, рече...
Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» для детей 5-6 лет
В настоящее время актуальной становится работа над развитием воображения, творческого мышления и творческой активности детей. Нетрадиционная техника рисования демонстрирует необычное сочетание материа...
Программа кружка по лепки из соленого теста Младшая группа «Волшебное тесто»
АктуальностьНародное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей ...