«Программа кружковой работы по нетрадиционной лепке»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Вуколова Ольга Сергеевна

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_po_netraditsionnoy_lepke.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Программа кружковой работы по нетрадиционной лепке»

 «Волшебное тесто»

в средней группе

                           

                                     

                                        Руководитель кружка:

                                               Вуколова Ольга Сергеевна

                                                 воспитатель МБДОУ №362

                                                                    Красноглинского района    г.о. Самара

                                         

                             

Пояснительная записка.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.                                                                                                                                       Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.                                                                                                                                Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста.  Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга», - писал И. П. Павлов. Поэтому на занятиях широко используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и массаж, упражнения для рук с предметами.

ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ: 
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.


Предполагаемый результат работы кружка:

• сформируется общая осведомленность детей

• повысятся технические навыки и умения

• разовьется моторика рук

• дети будут проявлять творчество в процессе лепки

• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

ЦЕЛЬ  РАБОТЫ:  подарить детям радость творчества,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

ЗАДАЧИ:

-Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.

- Развивать у детей эстетический и художественный вкус. Познакомить с тестопластикой.

-Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.

-Познакомить со способами и приемами изображения.

- Развить мелкую моторику детей;                                                                                                          

- Развить координацию и тактильные ощущения рук.

- Развить интерес детей к декоративно-прикладному искусству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициям, развивать духовные, эстетические и творческие способности;

- Сформировать у детей навыки лепки;

- Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

- Создать условия для реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах и других мероприятиях;

- Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- Практическое применение в быту навыков изготовления изделий народных промыслов: подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д.;

- Способствовать развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место;                                              

- Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.    

Методические приемы

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).

Дидактический материал:

• аудиозаписи.

• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

Техническое оснащение:

• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).

• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

· Совместная деятельность с педагогам.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ:

· От простого к сложному.

·  Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

·  Научность.

·  Доступность.

·  Системность знаний.

·  Воспитывающая и развивающая направленность.

·  Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

·  Активность и  самостоятельность.

·  Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:

·  скатывание прямыми движениями;

·  скатывание круговыми движениями;

·  расплющивание;

·  соединение в виде кольца;

·  защипывание  края формы;

·  лепка из нескольких частей;

·  пропорции;

·  оттягивание части от основной формы;

·  сглаживание поверхности формы;

·  присоединение  части;

·  прижимание;

·  примазывание;

·  вдавливание для получения полой формы;

·  использование стеки.

Кружок «Волшебное тесто» проводится с детьми 5 - го года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю с группой из 8 детей, продолжительностью до 20 мин.

Программа рассчитана на 28 занятий.  

Список детей

1. Борисенков Кирилл

2. Голубь Надежда

3. Гоголев Иван

4. Кудрявцева Юлиана

5. Мусалев Егор

6. Маркина Виктория

7. Рачиба Софья

8. Попович Макар

9. Садкина Ксения

Тема занятия.

Способ организации.

Месяц. Количество

1. Узоры из солёного теста

Знакомство с тестом

Создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек.

2. Гусенички лепка гусениц и раскрашивание гуашью.

Методические приёмы:

Перебирание пальчиками косточек, семян – дидактическое упражнение «Угадай на ощупь».

Знакомство с пластичным материалом (соленое тесто). Практическая деятельность – лепка и рисование.

Обогащение словаря: рассыпались, круглые.

Октябрь

2 занятия.

2 занятия

1.  Фрукты в корзине

Коллективное панно.

2.  Пирожки, да булочки

Создание атрибутов с сюжетно ролевой игре «Магазин».

Методические приёмы: Рассматривание картинок фрукты, натуральных объектов.

Совместная практическая деятельность – объединение рисования и лепки в одном сюжете.

Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении.

Обогащение словаря: урожай,

Ноябрь

2 занятия.

2 занятия

1.  «Новогодние игрушки»

Создание игрушек на елку, лепка, раскрашивание.

2.  «Ёлочка красавица»

Создание картин (барельеф)

Оформление тематической выставки.

Методические приёмы: Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Вырезывание контурное «игрушки» в подарок детям (воспитатель).

Практическая деятельность – лепка и рисование.

Обогащение словаря: шишки, колокольчики

Декабрь

2 занятия.

2 занятия

1.  «Ёжики»

Создание фигурки ёжика, раскрашивание

2.  «Лесные звери»

Коллективное создание поделки лесная поляна.

Методические приёмы: Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей зверей.

Практическая деятельность – лепка, рисование.

Обогащение словаря: пушистый, колючий.

Январь

1 занятия.

1 занятия.

1.  «Зимний лес» (коллективное панно)

2.  «Кораблик» (подарок папе)

Методические приёмы: Чтение стихотворений. Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений.

Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, модели.

Практическая деятельность – лепка, рисование.

Обогащение словаря: Вьюжится, искрами, серебристые, рассыпались кругом, деревья в снегу, парусник, лодочка.

Февраль

1 занятия

2 занятия

1.  «Картинка для мамы» (балерьеф)

2.  «Цветы в вазе»

Методические приёмы: Чтение стихотворения о маме. Рассматривание картинок с изображением цветов.

Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование.

Обогащение словаря: цветик-семицветик, роза, тюльпан и т. д.

Март

1 занятия

2 занятия

1.  «Аквариум» (балерьеф)

2.  «Подставка под яйцо к пасхе»

Методические приёмы: Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, муляжи рыб.

Рассказ о празднике. Рассматривание подставок под свечи.

Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование.

Обогащение словаря: карась, золотая рыбка, водоросли.

Апрель

2 занятия.

2 занятия

1.  «Рамка для фото»

2.  Оформление выставки

Методические приёмы: рассматривание рамок для фото.

Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование

Май

2 занятия

2 занятия

Литература:

1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.

2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.

3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с.

4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. –  №7. – с. 40 – 42.

5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С

В данной программе, изложен перспективный план и отчет по кружковой работе "Природа и художник"...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Семенова Е.С., Матвеева А.С.

В данном материале содержится программа и отчет кружковой работы по нетрадиционной технике рисования "Природа и художник" группы "Светлячки" за 3 года...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки».

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Умелые ручки»....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

«Организация кружковой работы по нетрадиционной лепке из соленого теста или пластилина» «Волшебное тесто»

Актуальность: данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекател...

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционому рисованию

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по нетрадиционному рисованию  во второй  младшей группе...