Программа кружка "Веселые ладошки".
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Корнеева Екатерина Сергеевна

Актуальность:

В настоящее время педагоги  и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений  пальцах кисти. Это связано с тем, что развитие кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ladozhki.docx78.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 97 «Күчтәнәч»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа кружка

« Веселые ладошки»

для детей от 3-4 лет

воспитатель Корнеевой Е. С.

2020г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа художественной направленности

«Весёлые ладошки»

Возраст детей  3 – 4 года

Срок реализации: 1 год

Актуальность:

В настоящее время педагоги  и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений  пальцах кисти. Это связано с тем, что развитие кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной  и художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие  формирующиеся на этой основе представления и воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С. В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества  – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Общепризнанная  возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.

Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой и рисование нетрадиционными способами.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полу объёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Нетрадиционное рисование –  искусство изображать,  не основываясь на традиции.

 Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Создавая красивые аппликации и рисунки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Творческая работа даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования, овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное развивать мелкую моторику рук, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Новизна программы:

Обучение детей проводится с трёхлетнего  возраста;

Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Срок реализации программы – 1 год.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

Режим занятий:

Младшая  группа - количество  занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия . В год проводится 72 занятий.

Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.

Условия набора детей: принимаются все желающие.

Программа «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.  

Структура НОД  может быть гибкой  и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

При разработке программы учитывала следующие принципы:

 • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

 • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

 • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

 • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.  

Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультминутки содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Цель программы -    создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи программы: 

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

  1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • аппликация
  • нетрадиционные техники рисования
  • штриховка
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Нетрадиционные техники рисования”  у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.

В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

-правила техники безопасности;

-основные формы штриховки;

-основные правила склеивания;

-некоторые приёмы лепки.

      Должны уметь:

-работать с различными предметами;

-правильно держать кисть, карандаш;

-пользоваться клеем, салфеткой;

-заштриховывать изображение;

-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;

-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;

-выполнять несложные техники рисования.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированной мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.

Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым:

- объем движений пальцев рук;

- переключаемость движений пальцев рук;

- точность выполнения движений пальцами руки.

В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Уровни развития мелкой моторики рук у детей

Уровень

Уровень развития мелкой моторики рук

Высокий

уровень

Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.

  Средний

уровень

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объеме.

Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Низкий

уровень

Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.

Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.

1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
  2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
  3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).

Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

2. Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».

Могут быть нарушены:

- переключение с одного вида движений на другое;

- последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

3. Тест на определение   умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Цель: определение  умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

4. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

5. Тест на определение уровня мелкой моторики рук.

Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.

Ход тестирования:

Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.

Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, я обобщила в Таблице 2.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:

- групповая комната (столы);

- образцы поделок;

- рабочий материал.

Внешние условия:

- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:

  1. Пластилин.
  2. Доски для лепки.
  3. Цветной картон.
  4. Цветная бумага.
  5. Клей.
  6. Краски – гуашь.
  7. Альбомы для рисования.
  8. Пуговицы.
  9. Карандаши цветные.
  10. Ножницы.
  11. Крупы.
  12. Текстильный материал.
  13. Ватные палочки, диски.

Сентябрь

Занятие.

Тема занятия.

Техника

Дата проведения

1,2

Диагностика. 

3

«Умные пальчики» Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц  пальцев и кистей рук.

Пальчиковые игры, лепка из солёного теста

4

«Дары осени»

Цель: закрепить знания детей о фруктах; провести сенсорное обследование плодов; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; различать предмет по его форме; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.

Аппликация

5

«Мухомор»

Цель: Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги.  Развивать и формировать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.

Рисование пальчиками, обрывная аппликация

6

«Барашек» Цель:научить детей отрывать маленькие кусочки и скатывать между пальцев в шарики.

Аппликация из ваты.

7

«Домик» Цель: учить точнее наклеивать кусочки бумаги в произвольном порядке на сюжетную основу.

Мозаика из кусочков бумаги.

8

«Раздувайся, пузырь… » Цель: учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины.

Октябрь

Занятие

Тема занятия

Техника

Дата проведения

9

«Картошка в мешке»

Цель: Научить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения. (Колдина, Лепка, стр. 7)

Налеп из пластилина

10

«Грибы прячутся в траве»

Цель: Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. (Колдина, Рисование, стр. 8)

Штриховка

 

11

«Яблоко»

Цель: Научить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. (Колдина, Лепка, стр. 9)

Лепка

12

«Осенний дождик»

Цель: Совершенствовать технику рисования короткими штрихами; закреплять умение правильно держать карандаш. (Кодина, Рисование, стр.9)

Штриховка

13

«Осенние листочки» Цель: Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изо деятельности. Развивать художественное восприятие.

Рисование по мокрой бумаге. Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цвета.

14

«Дождик, дождик – кап, кап, кап» Цель: Беседа о дожде. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – рисование мятой бумагой. Дополнение рисунка каплями дождя с помощью ватных палочек.

Развивать художественное восприятие. Доставить радость о созерцания своей творческой работы

Смешанная техника рисования – мятая бумага и рисование ватными палочками.

15

«Яблоки в корзине» Цель: Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорику .

Объемная аппликация 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА

16

«Красивый букет» Цель: Беседа об осенних листьях.

Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие).Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

Печатание листьями. Осенние  листья, краска, кисти, бумага.

Ноябрь

Занятие

Тема занятия

Техника

Дата проведения

17

«Петушок-золотой гребешок»(коллективная работа) Цель: Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

 Техника бумагопластики¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки.

18

«Снегири и синички». Цель: Беседа о зимующих птицах. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы

Объемная аппликация Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА

19

«Ежик» Цель: Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка . Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.

Метод тычка Бумага, гуашь, жесткие кисти. Контурное изображение ежика без иголок.

20

«Домик для лисички»  Цель: Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Печатание Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

21

«Сильный дождь»

Цель: Научить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; упражнять в раскатывании кусочков салфетки между ладонями круговыми движениями рук; учить располагать шарики в нужном месте. Развивать мелкую моторику рук.

Аппликация из салфеток

22

«Подсолнух»

Цель: Укрепление мелкой моторики рук через лепку.

Лепка

23

«В гости к бабушке Забавушке»

Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изо деятельности.

Рисование, игры, пальчиковая гимнастика

24

«Узоры на платье»

Цель: Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью кисти. (Колдина, Рисование, стр. 10)

Рисование

Декабрь

Занятие

Тема занятия

Техника

Дата проведения

25

«Подарок для ёжика»

Цель: Укрепление мелкой моторики рук через обрывную аппликацию.

Аппликация

26

«Варежки»

Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр. 11)

Лепка

27

«Ёлочный шарик»

Цель: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук.

(Колдина, Лепка, стр. 13)

Лепка

28

«Укрась елку»

Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев.

Колдина, Рисование, стр. 14)

Оттиск

29

«Ах, ты, Зимушка-зима,  все снежочком замела»(коллективная работа)  Цель: Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща

Объемная аппликация

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата

30

«Украшение рукавичек»  Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Рисование оттисками.

Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски

31

«Мы слепили снеговика» Цель: Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Объемная аппликация Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

32

 «Елочка пушистая, нарядная, душистая»  Цель: Познакомить с новой техникой ниткографики. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение.

Техника ниткографики с элементами бумагопластики. Подготовленные шаблоны елочек из картона, клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета на мелкие кусочки, салфетки разных цветов.

Январь

Занятие

 Тема занятие

Техника

Дата проведения

33

«Хвойный лес»

Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, 13)

Штриховка

34

«Зайка в белой шубке»

Цель: Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти. Учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали.

Аппликация

«Снеговик»

Цель: Укрепление мелкой моторики рук через рисование.

Рисование

35

«Украсим шапочку» Цель: Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Вызвать интерес, развивать аккуратность и чувство ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный цвет.

Аппликация

36

«Звездное небо» Цель: Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Фотокопия

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

37

«Дерево в инее»  Цель: Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево.

Рисование в технике «Манная краска»

«Манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее.

38

«Золотая рыбка»  Цель: Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки.

Обрывная аппликация Шаблон из картона – рыбка, бумага желтого цвета, клей ПВА

февраль

Занятие

  Тема занятие

Техника

Дата проведения

39

«Угостим животных»

Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.

Пальчиковые игры

40

«Коврик для зайчат»

Цель: Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. (Колдина, Рисование, стр. 11)

Рисование

41

«В гости к лисичке»

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место.

Пальчиковые игры

42

«В гостях у бабушки»  Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.

Лепка из солёного теста

43

«Кудрявый барашек»  Цель: Упражнять в умении отрывать от листа салфетки кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Бумагопластика Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки

.

44

«Рябинка» Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать

Рисование пальчиками Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура рябины

45

Изготовление подарков к 23 февраля

«Галстук для папы»  Цель:

Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров;

Воспитывать уважение к папе.

 Аппликация

Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки.

46

«Покормим птичек»  Цель: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 Обрывная аппликация. Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки ия

март

Занятие

Тема занятие

Техника

Дата проведения

47

«Букет цветов»

Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы.

Аппликация

48

«Бусы из макарон»

Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. (Колдина, Рисование, тр. 19)

Рисование поролоновым тампоном

49

«Черепаха»

Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.18)

Лепка

50

«Угостим мышку сыром»

Цель: Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. (Колдина, Рисование, стр. 12)

Штриховка

51

 «Мимоза для мамы»  Цель: Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Бумагопластика Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза.

52

«Солнышко»  Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать световосприятие.

Печатание ладошками Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для красок.

53

Котенок по имени «Гав»  Цель: Закреплять умение детей аккуратно намазывать клей внутри контура и приклеивать кусочки ниток на поверхность, создавая пушистую шерстку. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Ниткографика Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, нарезанные нитки, клей, кисти, салфетки.

54

«Встреча с колобком» Цель: Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике пластилинографики. Закреплять умение катать шарики между ладошками или на дощечке.»

Пластилинографика Вырезанные из картона круги пластилин желтого цвета, дощечеки.

апрель

Занятие

Тема занятие

Техника

Дата проведения

55

«Неваляшка»

Цель: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;

Закрепить умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой;

Развивать ориентировку на листе бумаги.

Аппликация

54

«Пасхальное яйцо»

Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин ан поверхность и украшать изделие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.25)

Лепка

57

«Козлёнок»

Цель: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, стр. 15)

Рисование пальчиками

58

«Путешествие в зоопарк»

Цель: Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук.

Пальчиковые игры, рисование пальчиками

59

 «Матрешка» Цель: Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Раскрашивание Листы с изображением матрешки, краска разных цветов, кисть.

60

«Ракета летит в космос» Цель:

Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

Аппликация из геометрических фигур

Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты.

61

«Вылечим зайчонк» Цель: Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.а»

 Пальчиковая живопись Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги

62

«Белые кораблики» (коллективная работа) Цель: Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой.

Аппликация с элементами оригам Тонированный лист бумаги, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.  

май

Занятие

Тема занятие

Техника

Дата проведения

63

«Красивая бабочка»

Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.

Лепка

64

«Рыбки плавают в ручейке»

Цель: Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация

65

«Секрет в ладошке»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей.

Пальчиковые игры

66

«Оранжевая песен»  Цель: Звучит Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рука»

Линогравюра Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей…, кусочек поролона, листы.

67

«Мой веселый попугай»  Цель: Закрепить технику пластилинографики с размазыванием с добавлением декоративных элементов; учить сочетать знакомые приемы работы с пластилином. Продолжать учить размазывать пластилин по всей плоскостной фигурке одним слоем и скатывать шарики из разноцветного пластилина»

Пластилинографика Заготовки из картона, пластилин, цветные перья, скорлупки от фисташек

.

68

«Гусеница»  Цель: Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.

Бумагопластика½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

69

 «Поляна одуванчиков» Цель:

Учить передавать образ одуванчика в совместной работе, закреплять приемы печатания. Закреплять умение в аккуратном наклеивании листьев и стебелька.

 Рисование одуванчиками с элементами аппликации. ½ альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. Кисточка для рисования. Вырезанные элементы листьев, стебельки.

70

«Рыбка из листьев» Цель: Учить детей приклеевать листики к бумаге.  

71,72

Диагностика

Итоговая выставка работ.

Литература

  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г.
  • Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003,№1
  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
  • «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
  • «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
  • «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство– пресс» 2004
  • «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство– пресс» 2003
  • «Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Ярославль Академия развития 2006.
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду».М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозаика– синтез 2006.
  • «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт– Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
  • «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва, Просвещение 1991.
  • «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова Москва «Скрипторий 2003»
  • Якобсон «Обучение детей 3– 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Москва«Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"

В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...