Дополнительная образовательная программа "Пластилиновая живопись"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Приложение №6
к Дополнительной общеобразовательной программе
платных образовательных услуг на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа
платной образовательной услуги
«Пластилиновая живопись»
(4-5 лет)
Исполнитель:
Воспитатель
Абидова Дилора Аскаровна
г. Нягань
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа платной образовательной услуги «Пластилиновая живопись» составлена на основе программы «Пластилинография» Г.Н. Давыдовой
Контингент воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
4-5 года | В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним-двумя партнерами. В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я – доктор, я – мама, я – продавец). В данном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. На 5-ом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова. Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно. Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов, сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.). В области развития творческих способностей, воображения происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры, которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Развитие регуляторных способностей происходит во внешнем плане, когда правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также и их выполнение. Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение правилами поведения на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими детьми, и часто невозможности соблюдения правил самими. |
№ | Возрастные Группы | Цели и задачи программы | К концу года ребенок знает, умеет |
1. | Воспитанники 4-5 лет | Цель: моделирование реальных объектов, передача движений объекта, создание живописной композиции посредством овладения техники пластилинография. Задачи: 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинография. 2. Освоить приемы пластилинографии (раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, сплющивание, прощипывание). 3. Развивать творческие способности. | - умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии; - создает с помощью нетрадиционных способов композиции из пластилина, рисования пластилином; - создает живописные композиции, используя эмоционально-контрастные персонажи; - создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов; - использует в работе основные приемы пластилинографии (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание, размазывание); - при создании изображения проявляет воображение, фантазию. |
Программа рассчитана на один год обучения для воспитанников 4-5 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия - 20 минут.
№ | Наименование платной услуги | Количество НОД неделя/месяц | Общее кол-во часов в год | |
1. | «Пластилиновая живопись» | 1 | 4 | 28 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Задачи | Количество часов | Дата проведения | Примеча- ние |
1 | Созрели яблочки в саду | 1. Учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 2. Развивать эстетическое восприятие природы. | 1 | 20.10.2017 | |
2 | Осенние листья | 1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. 2. Воспитывать навыки аккуратности. | 1 | 27.10.2017 | |
3 | Радужное настроение | 1. Учить раскатывать пластилин в ладошках в технике пластилинографии, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 03.11.2017 | |
4 | Весёлый ёжик в лесу | 1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета. 2. Развивать эстетическое восприятие. | 1 | 10.11.2017 | |
5 | Подарок для овечки | 1. Формировать умение передавать особенности внешнего облика животного через технику пластилинография. 2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 17.11.2017 | |
6 | Цветы в вазе | 1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение цветов в вазе, направление веток, украшать разноцветными шариками. 2. Учить пользоваться стекой, передавая форму листьев. | 1 | 24.11.2017 | |
7 | Варежка со снежинками | 1. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок» путем техники пластилинографии. 3. Развивать конструктивные способности. | 1 | 01.12.2017 | |
8 | Филимоновская свистулька | 1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления филимоновской игрушки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 08.12.2017 | |
9 | Снеговик | 1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания. 2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. | 1 | 15.12.2017 | |
10 | Новогодняя елочка | 1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками. 2. Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость ёлки. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 22.12.2017 | |
11 | Воздушные шары для праздника | 1. Учить детей путём пластилинографии передавать форму шара, располагая на горизонтальной поверхности. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 29.12.2017 | |
12 | Пингвины на льдине | 1. Познакомить детей с представителями животного мира – пингвинами. 2. Формировать умение передавать характерное строение птицы через пластилинографию. 3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. | 1 | 12.01.2018 | |
13 | Барышня | 1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления барышни в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 19.01.2018 | |
14 | Подарок другу | 1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета в технике пластилинографии; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 26.01.2018 | |
15 | Матрешки-подружки | 1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии. 2. Развивать творческие способности. 3. Воспитывать интерес к народной игрушке. | 1 | 02.02.2018 | |
16 | Ветка ели с шишками | 1. Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 09.02.2018 | |
17 | Сказка «Теремок» | 1. Учить лепить плоскостные изображения персонажей сказки из отдельных частей в технике пластилинографии и словесной инструкции воспитателя. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 16.02.2018 | |
18 | Рыбки в аквариуме | 1. Развивать формообразующие движения руки в работе техники пластилинографии. 2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. | 1 | 23.02.2018 | |
19 | Подарок папе | 1. Учить в технике пластилинографии передавать плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений), передавать форму, характерные детали танка. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 02.03.2018 | |
20 | Мимоза | 1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 09.03.2018 | |
21 | Букет цветов | 1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии. 2. Развивать чувство формы и цвета. | 1 | 16.03.2018 | |
22 | Овечки на лугу | 1. Формировать умение передавать особенности внешнего облика животного через технику пластилинография. 2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 23.03.2018 | |
23 | Солнышко пригрело | 1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии. 2. Развивать чувство формы и цвета. | 1 | 30.03.2018 | |
24 | Веселый клоун | 1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 06.04.2018 | |
25 | Космос | 1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения ракеты из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя. 2. Развивать творческие способности. | 1 | 13.04.2018 | |
26 | Сказка «Колобок» | 1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения персонажей сказки из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя. 2. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 20.04.2018 | |
27 | Березовая роща | 1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения берёзы, равномерно располагая осенние листья по веткам берёзы. 2. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. 3. Развивать творческие способности. | 1 | 27.04.2018 | |
28 | Диагностика | Выявить умения передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии. | 1 | 11.05.2018 | |
Итого: | 28 |
Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Г.Н. Давыдовой.
ДИАГНОСТИКА
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень.
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
Список средств обучения
1. Наглядные материалы:
- произведения разных видов искусств (живопись, графика, архитектура, народное творчество и др.);
- иллюстрации Гжели, Хохломы, Городца.
2. Оборудование:
- пластилин, листы бумаги, картон, гуашь, клей, кисти, дощечки, стеки, палочки, трубочки, шприц, салфетки;
- природный материал, бросовый материал.
3. Печатные пособия:
- тематические картинки.
4. Технические средства:
- ноутбук.
5. Дидактические пособия
- наглядно-дидактические пособия, изделия декоративно-прикладного искусства, народные игрушки.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.
3. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.
4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.
5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....