Конспект занятия«Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Дымковская игрушка»
Цели: познакомить с разнообразием и особенностями дымковских игрушек; научить лепить фигурку лошадки из соленого теста; закрепить умение работать стекой, самостоятельно украшать изделия мелкими деталями в соответствии с замыслом; обогатить опыт использования детьми разнообразных материалов; формировать умение передавать эмоции и настроение пантомимикой; актуализировать условия сохранения здоровья в зимнее время; развивать интерес к народным играм, отгадыванию загадок; воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья.
Содержательные компоненты образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки: птичка-свистулька, барыня, кони, индюк; материалы для лепки: дощечки для лепки, соленое тесто, стеки - для каждого ребенка; веревка со связанными концами.
Организационный момент: Воспитатель привлекает внимание детей свистом в глиняную свистульку. Свистульку прячет в руках, загадывает загадку:
Расписная невеличка.
Это дымковская… (птичка)
После того, как дети отгадывают загадку, показывает дымковскую птичку-свистульку.
Загадывание загадок про дымковские игрушки:
Все в полоску и в горошек
С головы до самых ножек.
И не зебры, и не пони,
Это дымковские…(кони).
Как красива, хороша
Наша девица-душа.
На кокошнике узор,
Щеки словно помидор,
Кто это сударыня?
Дымковская…(барыня)
Важной птицей он слывет,
Распустил свой пышный хвост.
Весь в узорах, как сундук.
Это дымковский…(индюк)
По мере отгадывания загадок выставляются фигурки дымковских игрушек на стол.
Ребята, какое настроение создают эти игрушки. Сейчас мы с вами немного поиграем и изобразим игрушки с помощью мимики и движений тела. Не произнося слов, выражением глаз, мимикой лица, губами, плечами, жестами рук изобразить:
- сердитого индюка;
- игривого козлика;
- удивленного петушка;
- горделивую лошадку;
- веселую барыню.
Молодцы ребята.
Обратите внимание на лица дымковских барынь и удальцов. Раньше признаком здоровья были румяные щеки. Многие девицы красили их свеклой. А добрые молодцы знали, как без свеклы нарумянивать щеки. Зимой дети и молодежь играли в снежки, строили снежные крепости.
-А вы, ребята, любите зимние забавы?
-Какие зимние игры знаете?
Ответы детей.
Играть на свежем воздухе зимой очень весело и полезно, но следует помнить, что в таких играх можно заболеть, если не соблюдать правил здоровья.
-Как нужно одеваться зимой для игр?
-Почему нельзя снимать шапку?
-Для чего нужен шарф?
-Почему важно надевать варежки?
-Что нужно делать, если во время игры сильно вспотели?
Ну, что, а вы хотите поиграть?
Проводится русская народная игра «Карусель»
Дети становятся в круг. На земле лежит веревка со связанными концами, образуя кольцо. Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Дети сначала двигаются медленно, а после слов «бегом» побежали. По команде «Поворот!» дети должны быстро взять веревку другой рукой и бежать в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Ребята, пока мы с вами играли, наша группа превратилась в творческую мастерскую. Посмотрите, что лежит на столах? Ответы детей.
Материалы для лепки: дощечки для лепки, соленое тесто, стеки, образец дымковской лошадки. Давайте внимательно рассмотрим дымковскую лошадку и определим, каким способом ее лучше слепить. Мы слепим ее так, как это делают народные умельцы.
Сначала раскатываем толстый валик прямыми движениями ладоней. Один конец валика на треть длины надрезается стекой. Оттягивая образовавшиеся части, нужно сделать из одной части шею, а из другой ноги. Шею поднимаем вверх и изгибаем, чтобы получилась голова. Из другой части получаются ноги. Для этого стекой делается надрез на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика вытягиваем так, чтобы задние ноги получились одной длины с передними. Основная форма готова. Предлагаю детям долепить фигурку, украсив ее мелкими деталями. Гриву и хвост можно сделать, оттягивая и прищипывая тесто на основной заготовке. Можно вылепить гриву и хвост отдельно, скатывая жгутики и валики.
Ребята, какие вы молодцы!
Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Какую игрушку мы лепили? Все ли справились с заданием?
Заключительная беседа по вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Дымковская игрушка".
1. Знакомство детей с дымковской игрушкой. Формирование эстетических чувств и оценок. 2. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформле...
Конспект занятия «Дымковская игрушка», с использованием презентации и раздаточного материала. Подготовительная группа.
Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе...
Конспект занятия "Дымковская игрушка"
Конспект занятия "Дымковская игрушка" можно использовать во время путешествия в этномир с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с данным промыслом. ...
Конспект занятия"Дымковская игрушка"
Нетрадиционная техника рисования. старшая группа....
Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей старшей группы
Знакомство детей с народной культурой....
Конспект занятия "Дымковская игрушка"
Конспект занятия "Дымковская игрушка"...
Конспект занятия "Дымковская игрушка".
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа. Развитие общей и мелкоей моторики.Р...