Конспект занятия "Дымковская игрушка".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
Развитие общей и мелкоей моторики.
Развитие и обогащение речи: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе Тема "Дымковская игрушка".
Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.
Задачи:
ОО «Познавательное»:
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
ОО «Речевое развитие»:
Развитие и обогащение речи: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
ОО «Социально-коммуникативное»:
Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.
Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, образец поделки.
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.
Ход занятия:
Логопед: Мы живем в России. Это большая и красивая страна. Богата народными мастерами и умельцами. Все ,что сделано их руками ,называется изделиями народного промысла: посуда, предметы быта и игрушки. Вы любите играть?
Дети: Да
Логопед: Обратите внимание на игрушечную карту России( воспитатель называет города, где изготавливают игрушки).. Назовите знакомые вам игрушки. Для чего придумали игрушки?( ответы детей) Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,
которыми играют.
Чудо – всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки-
Царство …дымковской игрушки.
1-й ребенок
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
Голубые дали.
2-й ребенок.
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
3-й ребенок
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Логопед: Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина какая?
Дети: глин мягкая.
Логопед: Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу куда?
Дети: в печь.
Логопед: От огня и жара фигурка высыхает и становится какой?
Дети: твердой, как камушек.
Логопед: Когда начинают расписывать дымковские игрушки?
Дети: Когда они остынут.
Логопед: Остынет игрушка после печи - мастер красит её в какой цвет?
Дети: в белый цвет.
Логопед: Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..
4-й ребенок.
Всё игрушки - непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Логопед: Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Какими цветами?
Дети: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
Логопед: Узоры очень простые.
5-й ребенок.
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Логопед: Из каких геометрических фигур состоит узор?
( ответы детей)
Логопед: Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки? Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?
Дети: солнце
Логопед: А что могла означать волнистая линия?
Дети: воду.
Логопед: А что же могла означать клетка?
Дети: поле.
Логопед: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Логопед: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка.
Логопед: произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки).
Логопед: произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка, произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.
Молодцы!
Логопед: А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые.
Пальчиковая гимнастика «Два козленка»
Как-то раз к кому-то в гости
Шел козленок через мостик,
А навстречу шел другой,
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами – бух!
И с моста в водичку – плюх!
ИГРА: «СОБЕРИ ИГРУШКУ».
Логопед: Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.
Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, индюк).
1. БАРЫШНЯ
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
2. ЛОШАДКА.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива.
3. ИНДЮК
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок
4. КОНИ.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Логопед: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили куда?
Дети: На ярмарку.
Логопед: Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. Мы тоже изготовили игрушки, давайте на них посмотрим.
Логопед: Расскажем всем, как мы были дымковскими мастерами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну, ка за работу, чудо- мастера,
Слепим, высушим и в печь!
А потом распишем
Печка жаром пышет
А в печи не калачи, не ватрушки
А в печи – красивые игрушки.
ИГРА: ИГРУШКИ ПЕРЕПУТАЛИСЬ.
Логопед: Всё верно. А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!
ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ «Жмурки с колокольчиком».
Вопросы к детям:
Понравилась ли вам дымковская игрушка?
Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?
Для чего нужны дымковские игрушки?
Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Народная игрушка глазами детей"
конспект открытого интегрированного занятия для детей старшего возраста....
Конспект "Новогодние игрушки"
Конспект "Новогодние игрушки"...
Конспект занятия "Игрушки"
Конспект занятия на тему: "Игрушки" для детей старшего возраста...
Конспект «Любимые игрушки». А. Барто.
Чтение и заучивание стихотворений Барто....
Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"
Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"...
конспект занятия "Игрушки"
конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС....