Конспект НОД ( старшая группа) по образовательной области ( художественное творчество – лепка) Тема: « Чашка»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Степанова Марина Геннадиевна

непосредственно образовательная  деятельность по художественному творчеству ( лепка) с использованием  ИКТ       ДЛЯ ОБОГОЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПОСУДЕ И СПОСОБАХ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chashka.docx25.94 КБ
Файл 0006a898-0b2f3dd8.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад комбинированного вида № 6 «Колокольчик»», города Бологое, Тверской области

Конспект  НОД ( старшая группа)  по образовательной области                                                          ( художественное творчество – лепка)

Тема: « Чашка»

                                                         Степанова Марина Геннадиевна

                                            Воспитатель  1-ая квалифицированная категория

                                                              Старшая группа   «Капелька»

г. Бологое 2020

Цель: Обобщать  и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовления.

 Задачи

  1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие  при помощи стеки. Закреплять навыки аккуратной лепки.
  2. Закрепить  приемы  лепки  чашки; передавать движение пальцев  при  лепке      используя  приемы  раскатывания,  скатывания,  сплющивания,  присоединения  частей .
  3. Закрепить  способы лепки чашки  - ленточный способ, выбирание стекой глины.
  4. Учить соединять лентообразную форму с диском (дном).
  5. Продолжать закреплять умение прочно соединять части изделия, сглаживая места скрепления.
  6. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать способ лепки чашки   и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.
  7. Познакомить детей  через призентацию с историей изготовления посуды из глины.
  8. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.
  9. Воспитывать  самостоятельность  и аккуратность  в  работе.

Предварительная работа:

- экскурсия в избу детского сада

-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности,

 -беседы о видах посуды,

-  беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Способы лепки посуды»;

- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства, «История создания посуды», «Виды посуды», «Посуда из глины»,

  -рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рассматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,

-чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и кувшин»,  Бр. Гримм « Горшочек каши», К. Чуковский «Федорино горе» и др.,

- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;

-Игры  с  кукольной  посудой

 -Лепка из  пластилина  по  теме  «Посуда»

 -Рисование  трафаретами посуды

-создание выставки чашек из разного материала.

индивидуальная  работа: дифференцированный  подход к одному ребенку ( дать схему лепки чашки по средней  группе)

Оборудование:  глина, стеки разных видов, вода, доски, салфетки (бумажные, влажные), фартуки, схемы по лепки посуды, схемы приёмов лепки.

ИКТ презентация «Как изготавливали посуду из глины.»

Музыка ( фон – русский народный).

Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе дошкольники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.

На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.

                                 Ход НОД:

  1. Водная  часть (Организационный  момент  )

Восп.: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям .

На экране появляется картинка  из сказки Чуковского « Федорино горе».

Слайд № 2 Восп.: это из какой сказки? Как зовут героиню сказки? Что случилось с Федорой?

Дети: сказка « Федорино горе, написал Чуковский, Федора не мыла посуду и она от неё убежала.

Слайд № 3 Восп.: Федора плачет ( другая картинка) и просит помочь. У неё не осталось посуды и не как не попить чая. Поможем?

Восп.: Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Федора хочет узнать, для чего человеку нужна посуда?

Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т.д.

Восп.: а какую посуду вы знаете?  ( ответы детей)

Игра:  «Один – много» ( с мячом   стоя)

Чашка – чашки; кружка – кружки; ложка – ложки;

стакан – стаканы; тарелка – тарелки;

Нож – ножи;  вилка – вилки; блюдце – блюдца

-Молодцы!

Восп.: Из каких материалов изготавливали посуду раньше?

Дети: Из глины, дерева, чугуна.

Восп.: Назовите преимущества такой посуды.

Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в ней не портились продукты.

Восп.: Назовите недостатки такой посуды.

Дети: - Глиняная- могла разбиться.

 -Чугунная- тяжелая, некрасивая.

   - Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.

   -Стеклянная - легко бьется.

Восп.: А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?

Дети: В настоящее время появился пластик.

Восп.: Назовите преимущества пластиковой посуды.

Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.

Восп.: Назовите недостатки такой посуды.

Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.

Дидактическая  игра:  «Из  чего  сделано?»

Стакан из  стекла -  стеклянный

Ложка из дерева – деревянная

Кувшин  из  глины -  глиняный

Чашка из  фарфора – фарфоровая

Вилка  из  металла – металлическая

Поднос  из  пластмассы – пластмассовый

-Молодцы, ребята!

Физминутка.

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник (дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)

Очень хрупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потянулись, сомкнули руки над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес ( вытянули руки)

Слайд № 4-9 Презентация.    «Как изготавливали посуду из глины.»

Слайд № 10

Восп. : ребята а вы хотите стать гончарами и   помочь Федоре,сами сделать чашку из глины.

Дети: да

 Слайд №11-12 Восп.:  давай те вспомним какие способы лепки чашки мы знаем?

Дети:    ( показ схем для лепки)      ленточный, выбирание глины стекой.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки:  выбирание, ленточный способ.)

-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать чашку, применяя известные вам способы лепки.

-А каким способом мы будем украшать наши изделия?

Дети:  прорисовывать узор стекой.

Восп.:  вы будете сейчас гончарами, выберите сами способ лепки чашки.

Для начала разомнем наши руки.

Пальчиковая игра:

Один, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга).

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

(Загибаем пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Коврик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

(Разгибаем пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

Восп.: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приступайте к работе.                                                    

II. Часть. Самостоятельная работа детей ( звучит фон- русский народный)

В процессе лепки воспитатель оказывает индивидуальную помощь только тем детям, которые в ней нуждаются.

Одобряет тех, кто самостоятельно выполнил задание. Напоминает отдельным детям, как лепить толстую ленту. Если у ребенка не получается воспитатель помогает ребенку. (Берет его руки в свои и вместе производит движение). Воспитатель показывает индивидуальный показ на своем куске пластилина.

III. Часть. Анализ работ

Давайте посмотрим, какие чашки  у вас получились. Чья работа больше всех понравилась? Какая чашка  самая аккуратная? Каким способом вы лепили ваши чашки?

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Восп.: Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?

Дети: Гончары.

Восп.: Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закаливают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?

Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.

Слайд № 13 Федора благодарит ребят за замечательные чашки.

Воспитатель поощрят всех детей. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания посуды

Слайд 4

Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

Слайд 5

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

Слайд 6

Посуду из глины делали на гончарном круге люди, которых называли - гончарами

Слайд 7

Лепка посуды.

Слайд 8

Настоящие мастера – умельцы сушат и закаливают свою посуду в специальной печи. Печь для обжига изделий из глины называют муфельной. Как называют такую печь?

Слайд 9

Керамика, керамическая посуда – это посуда из красной глины

Слайд 11

ленточный способ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области – художественное творчество (нетрадиционный метод аппликации) по теме «Домашние животные».

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей  старшей группы детского сада  по теме "Домашние животные".. Дети знакомятся с нетрадиционной...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект Организованной Образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (лепка) Тема:Светофор

Программное содержание:1. Познакомить детей со светофором.2.Формировать умение детей выполнять задание по образцу.3. Закрепить с детьми цвета: красный желтый, зеленый.Задачи: Обучающие: закрепить пред...