Направления коррекционных занятий при работе с детьми с ДЦП в средней, старшей и подготовительной группах детского сада
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Донских Елена Валентиновна

Изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ФЭМП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность и конструирование

В тесном единстве с развитием игровой деятельности детей и расширением общих представлений об окружающем мире по мере становления их двигательной функции проводится обучение рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Приступая к обучению детей изобразительной деятельности, необходимо определить степень готовности каждого ребенка к овладению данными видами деятельности: сформированностью двигательной функции рук, способностью видеть и узнавать в изображении, выполненном самостоятельно, другими детьми или воспитателем реальные предметы из окружающей действительности, наличие интереса и проявление активности к данным видам деятельности, состоянием навыков изобразительной и конструктивной деятельности.

Нарушение движения резко ограничивает или делает невозможным выполнение действий по изобразительной деятельности. Но даже когда появляются двигательные возможности: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, правильная установка кисти и пальцев руки на предметах, дети в большинстве своем не включают доступные им движения в активную деятельность. Дошкольники с церебральным параличом как бы игнорируют возможность познания окружающего практическим путем с отображением действительности в доступных видах изобразительной деятельности. Низкий уровень данных видов деятельности является также следствием недостаточности общей ориентировочной поисковой активности детей, побуждения к самостоятельному действию, а также следствием недостаточности представлений об окружающем, которое могло быть сформировано только на основе зрительных и словесных, впечатлений, вне практических и изобразительных действий. Поэтому овладение изобразительной деятельностью и конструированием происходит только в условиях специального обучения.

Выбор содержания, формы проведения и определение приемов обучения данным видам деятельности требует максимальной индивидуализации. При этом должны учитываться двигательные возможности детей и степень готовности к овладению тем или иным двигательным навыком, который необходим для выполнения конкретного действия по рисованию,  по лепке, аппликации и конструированию. Эта работа должна проводиться в едином русле мероприятий, направленных на восстановление двигательной    функции у каждого ребенка.

 

Важнейшими задачами обучения являются: формирование у детей положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и к конструированию;  заинтересованности в обучении  и в получении результата, потребности в отражении  в рисунке,  в поделке,  и постройке из различного материала; формирование соответствующих мотивов деятельности; обучение детей специфическим приемам рисования, легаш, аппликации и конструирования; умственное воспитание, предполагающее направленную работу по развитию у детей восприятия основных свойств и отношений, изображаемых предметов, по совершенствованию сенсорно-двигательной координации, по  формированию, уточнению и обогащению представлений о предметах окружающей действительности, по овладению операциями анализа и синтеза,  замещения,  по развитию наглядно-образного и наглядно-схематического мышления;  эстетическое воспитание, направленное на развитие адекватных реакций на события окружающего и па доступные их пониманию произведения искусства, на формирование потребности в изобразительной деятельности, на  формирование эстетических переживаний, ощущение формы, цвета, ритма, на развитие умения замечать наиболее существенные средства выразительности в картине и подбирать самостоятельно или с помощью воспитателя средства выражения во время рисования и лепки по собственному замыслу или иллюстрации сказок; на обучение соотнесению изображений с образцом или натурой с целью формирования оценочных отношений к собственным или чужим изображениям; нравственно-трудовое воспитание  (воспитание самостоятельности при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результаты своего труда и доброжелательно относиться тс товарищам, уметь трудиться в коллективе).

С целью уточнения и обобщения восприятия предметов и их свойств перед началом занятий по изобразительной деятельности проводятся дидактические игры, в которых закрепляется знание тех признаков и свойств предметов, которые должны стать предметом изображения.

Приемы, используемые в занятиях по изобразительной деятельности имеют большую коррекционную направленность, связанную, прелую всего, с подготовкой кисти туки и пункции руки к выполнению движений, обеспечивающих акт рисования, лепки, а в дальнейшем - письма. При отработке движений одной   руки важно следить за тем, чтобы не появлялось оральных синкинезий (содружественных движений в лицевой мускулатуре) и содружественных движений в другой руке, чтобы все движения осуществлялись под контролем зрения. Детей обучают удерживанию в руке кисточки и карандаша с правильным распределением пальцев. С этой целью проводятся игровые движения карандашом и кистью, прокатывание карандаша и кисти между ладонями, постукивание карандашом и кистью, перекладывание из руки в руку, самостоятельное схватывание и правильное удержание карандаша и кисти в воздухе, выполнение движений кистью и карандашом в воздуха, имитирующих схему рисунка. Если ребенок не может удержать кисть и карандаш, то рисунок он выполняет пальцем, обмакивая его в краску. В рисовании используются также мелки и  фломастеры. Но этот же ребенок должен принимать активное участие в рассматривании образца, в беседе по картине, в разборе рисунка, выполненного воспитателем, в объяснении последовательности выполнения рисунка или поделки, в их оценке, в игре с использованием рисунков и поделок.

При обучении лепке отрабатываются все возможные движения, развивающие пальцы рук: размягчение пластилина и глины поочередно каждым пальцем путем вдавливания, всеми пальцами одной руки; отрабатываются движения раскатывания пластилина между ладонями, на ладони одной и другой руки, поочередно их  меняя, раскатывание,   ладонями на столе. После этого переходят к вылепливанию фигур.

Индивидуальный подход в выборе  формы участия в изобразительной деятельности, определении темпа работы, способов и средств передачи изображения сочетается с фронтальными способами работы.

Методы, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, разнообразны в зависимости от состояния готовности детей к овладению данными видами деятельности и степени сформированности необходимых умений и навыков: действия по подражанию взрослому; совместные действия, действия детей по образцу, выполнение изображения натуры по предварительному обследованию и объяснению. Необходимым условием проведения занятий по изобразительной деятельности является создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету или явлению. Тематикой изображения являются наблюдения, полученные в результате рассматривания картин, специально подобранных игрушек и предметов народного промкода, наблюдения, полученные на экскурсиях, а также отдельные фрагменты и атрибуты сюжетно-ролевой игры. Поделки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, используются в сюжетных играх. Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны о игрой, ознакомлением с окружающим и развитием речи, ручным трудом, формированием элементарных математических представлений. В процессе занятий усваиваются и уточняются значения слов, устанавливаются связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями, что приводит к образованию устойчивых и полных представлений. На занятиях воспитатель стимулирует и поощряет общение детей друг с другом: взаимные просьбы детей,  объяснения детей по ходу выполнения задания, договоренность детей выполнить ту или иную поделку совместно. В такую деятельность включаются и те дети, которые по состоянию движения не могут выполнять ни самостоятельно, ни с помощью действий, связанных с данными видами деятельности. Помимо обучения детей на занятиях в групповых комнатах специально организуются уголки изобразительной деятельности, где дети могут рисовать и лепить, конструировать в свободное время под руководством воспитателя.



Предварительный просмотр:

Конструирование

В основе овладения конструированием лежит совершенствование двигательных навыков, способность выделять в предметах различные свойства, появление и воспроизведение пространственных отношений между предметами и деталями одного предмета, способность мысленного расчленения объекта на составление части. В связи с этим обучением конструированию предполагает овладение различными способами действия: выполнения действии по подражанию, по наглядному образцу, по образцу, данному в рисунке, по нерасчлененной модели, по замыслу

-        Учить под руководством воспитателя анализировать постройки-

образцы. вычленять основные части постройки и определять какие

элементы строителя при этом используются.        

-        Учить детей путем проб действия и зрительно выделять свойства предметов строителя: форма, веление, цвет кубиков кирпичиков-брусков. Обращать внимание на то, что свойства строительних предметов могут меняться в зависимости от их сочетания о другими предметами и от положения в пространстве (устойчивость кирпичиков различна, если его поставить или положить.)

- Развивать способность выделять элементы постройки в готовом образце, передавать в постройках взаимное расположение частей предмета. Для этого проводить упражнения в непредметном конструировании. Воспроизводить по подражанию комбинации из нескольких элементов (кубик, брусок, призма, игра "Сделай как у меня", "Что изменилось", "Посмотри и переставь, как я").

-        Проводить игры и упражнения по развитию ВОСПРИЯТИЯ детьми

формы, цвете и величины предметов. Подбирать элементы строительных наборов по величине, цвету и форме в соответствии образцами. Сравнивать элементы строительных наборов путем накладывания, прокладывания.

-        Учить воспроизводить одну и ту же постройку по образцу,

после показа образца, по рисунку-образцу, по словесной инструкции.

-        Познакомить с конструированием сборно-разборных игрушек

(неваляшка, машина, мишка, Буратино, Чебурашка). Разбирать и

собирать, соединять части в целом.

-        Складывать разрезные картинки с изображением этих же фигур, разрезанных соответственно соединяемым частям игрушки.

-        Формировать у детей предварительное узнавание целого пред

мета по его части фрагментам. Складывать разрезные картинки с

изображением животных (с прямыми разрезами из 3-4 частей).

-        Учить конструировать из деревянного конструктора по рисунку-образцу: дорожку из трех одинаковых кубиков, двух цветов,

двухэтажную башню из трех кубиков двух цветов, трехэтажную по-

отройку из семи кубиков трех цветов. Строить дома из нескольких

этажей с крышей, мосты, ворота, забор, гаражи для разных машин;

-        по рисунку-образцу выкладывание на плоскости четырехцветного квадрата с произвольным распределением цвета; квадрат из

четырех цветов по две цветочности.

-        Учить отроить по нерасчлененной модели: дорожка из трех

деталей с учетом величины, дом с крышей, квадрат.

-        Широко использовать строительные наборы "Наш дом", "Скотный двор". Выполнять сюжетные постройки; домики с крышами, вокруг домов деревьев, у каждого животного свой дом в зависимости от величины.

Результат построен соотносить с образцом, оценивать, учитывая возможности детей.

Второй год обучения

Конструирование

Продолжать учить анализировать несложные конструкции и рисунки-образцы. Вычленять и называть главные части образца, основные свойства частей и целого (форму, размеры, расположение), сравнивать сходные фигуры, устанавливать различия между ними. Подбирать в соответствии с образцом необходимые элементы строительных наборов. Поощрять попытки конструировать вне занятий по собственному желанию и в ходе строительных игр. Учить использовать постройки в сюжетно-ролевой игре.

-        На основе имеющегося опыта и специально проведенных наблюдений, рассматривания картин строить по представлению с их пользованием различных строительных наборов. (На, тему "Улица" использовать наборы с готовыми домами, "сажать" деревья, делать тротуары, ставить заборы и т.д.).

-        Продолжать создавать по конструкции - образцу модели различных домов, отражая этажность, количество секций-подъездов, особенности крыши, рисовать типы образцов на одну и ту же тему, выполнять конструкции из разных строителей. Учить связывать особенности строения с назначением здания. Оценивать работы на основе сравнения с образцом с учетом возможностей детей: понимания процесса конструирования и доступности его реализации.

-        Строить по образцу-рисунку. Узнавать части предмета в рисунке, подбирать соответствующие элементы строителя; передавать пространственные расположения и отношения по величине.

(Два одинаковых дома по конструкции, но разные по величине.)

Выбирать из смешанных элементов конструкторов те, которые нужны для одного, а затем для другого сооружения. Конструировать по плоскостным образцам с усложнением деталей. После создания конструкции учить детей зарисовывать их.

-        Складывать разрезные картинки с прямыми разрезами (3-5 частей). Узнавать предмет по фрагментам (предметы быта, фигурки животных, игрушки, человеческие фигуры). Составлять картинки с изображением простейшего скелетного содержание, предварительно рассматривая целое, разрезное изображение.

-        формировать у детей планирование предстоящей работы, действовать сразу же после называния этапа выполнения, не допускать разрыва между возможностью правильного словесного планирования, возможностей действия и его реализацией.

Третий год обучения

Конструирование

-        Складывать разрезные картинки с изображением животных, домов, машин, растений, предметов быта (4-5 частей с разрезами по диагонали в сочетании с разрезами по вертикали). Складывать картинки с изображением простого связного содержания, узнавать целое по части.

-        Строить комнату для куклы, расставлять мебель в комнате, переставлять мебель. Эти действия осуществляются по подражанию взрослому и по образцу.

-        Учить словесно, определять пространственные отношения между всеми предметами в постройке: прямо стоит стол, слева от стола стулья, около двери окно и т.д. Мебель расставлять по словесной инструкции взрослого, по самостоятельному решению с речевой фиксацией, по образцу после его тщательного анализа.

-        Продолжать обучать детей конструированию по представлению, по иллюстрации ("Посмотри, как сделано, что где стоит в магазине, сделаем также"). При этом набор предметов, которые следует расставить, произволен.

-        Конструировать по рисунку-образцу. Точно подбирать элементы конструктора. Соотносить с образцом.

-        Продолжать создавать постройки из деревянного строителя по объемному образцу с последующей зарисовкой постройки. Учить использовать элементы строителя вместо других ("прямоугольник сделаем из двух квадратов»).

-        Познакомить детей с простейшей схемой-планом комнаты.

Учить "видеть" реальные предметы в плане. Расставлять предметы в соответствии с планом. Сравнивать планы двух комнат, замечать изменения в плане одной и той же комнаты.

-        Выполнять постройки по индивидуальному ведению одно и то же задание, но из разного строителя.

-        Совершенствовать умение отроить по рисунку-образцу с последующим зарисовыванием конструкций.

В процессе всей работы развивать пространственные представления детей. Учить правильно, располагать предметы в пространстве по словесной инструкции, правильно называть местоположение предметов, находить предмет по описанию его местоположения среди других предметов: в, на, за, между, перед, над, под, из-за, о, около, слева, справа, внизу,.вверху, в середине, недалеко, рядом, оправа от ..., в верху слева, в середине внизу и т.д.

Учить детей планировать основные этапы работы, следовать плану, планировать всю работу, планировать каждый следующий этап. Рассказывать о последовательности выполнения» Давая оценку, видеть ошибки в работе и определять приемы их устранения.



Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Данный раздел программы направлен на расширение кругозора детей, обогащение их чувственного и практического опыта, на активизацию мыслительной деятельности и развития речи. При формировании и развитии знаний об окружающем мире используются различные методы: наглядные, практические и словесные. Наглядные методы: кратковременные и длительные наблюдения за живыми объектами, отдельными явлениями живой и неживой природы; рассматривание картин; просмотр диа- и кинофильмов.

Практические методы: дидактические игры с дидактическими игрушками, игры с натуральными предметами, настольно-печатные игры; словесные игры; элементарные опыты, кратковременные и длительные.

Словесные методы: рассказ и чтение воспитателя; беседа воспитателя с детьми.

Первый год

Задачи:

-        уточнение представлений детей об окружающей действительности, их систематизация, выявление понимания причинно-следственной зависимости между известными детям объектами и явлениями.

Уточнение ориентировки детей в быту и в ближайшем окружении: знание предметов и явлений, понимание их функционального назначения, способность применять имеющиеся знания в доступней практической, игровой и элементарной бытовой деятельности.

-        расширение представлений детей об окружающем мире, о пред-

метах и явлениями живой и неживой природы:

1.        Звать ближайшее окружение:

Участок и помещение детского сада, групповая комната, туалет, спальня, раздевалка, лечебные кабинеты, игровые уголки.

2.        Одежда и обувь.

Знать названия, применение в зависимости от погоды. Уточнение и развитие представлений о различных деталях в одежде: воротник, рукава, пуговицы, застежки, варежки (правая и левая), ботинки (правый и левый), лицевая и изнаночная стороны одежды, перед, низ, правая-левая сторона. Одежда уличная и домашняя, повседневная и праздничная. Рассматривание образцов оде еды на картинках, иллюстрациях. Показ кукольной одежды и усвоение действий о ней; показ способов ухода за одеждой: складывание, развешивай ив, стирка, разглаживание и т.д.

3.        Мебель и посуда.

Мебель в группе, в столовой, в залах лечебной физкультуры, в зале для музыкальных занятий, мебель в доме. Назначение мебели, знание постоянного места каждого из предметов мебели и умение ориентироваться в пространстве с опорой на конкретные предметы мебели ("передо мной шкаф с книгами, а стол стоит "сзади", окно "справа» от стола и т.д.). Формирование и уточнение назначения мебели (на чем сидят, спят, в чем хранят игрушки, книги, посуду). Расстановка мебели куклы в игре с куклой (разные варианты), уход за мебелью. Знакомство с различной посудой - столовой, чайной, кухонной, правильное использование посуды, мытье и вытирание.

4. Времена года и сезонные изменения в природе. Обобщение

проводимых ранее наблюдений о смене времен года, о занятиях

людей в разное время года. Описание осенней, зимней, весенней и

летней погоды с указанием 1-2 ведущих признаков. Называние месяцев года (без обязательного запоминания порядка их следования). Наблюдения за объектами неживой природы, практическое ознакомление с их свойствами (снег и лед в тепле тают, превращаются в воду, вода на морозе замерзает, песок сыпучий, пластилин мягкий, снег холодный, солнце согревает, припекает, "светит, но не греет" зимой, начинает согревать весной). Наблюдение и выделение признаков последовательной смены времен года. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времена года и теми изменениями, которые происходят в природе: в живом и растительном мире. Формировать представления об изменениях погоды.

5.        Животный и растительный мир. Сведения о животных: кто,

где живет, чем питается, строение тела животных, какую пользу

приносят человеку. Различение диких и домашних животных (3-4

названия). Различение нескольких животных в натуре и на картинке, в игрушке и их называние; различение их по описанию внешне

го вида, по повадкам и движениям. Знакомить детей с растительным миром: деревья, цветы, трава, кустарники, находящиеся в ближайшем окружении. Научить отличать кусты от деревьев, траву от цветов.

Знание и называние 3-4 видов овощей и фруктов, выделение юс основных отличительных признаков, сравнение по основным признакам: различение по вкусу, запаху, цвету, форме, строению. Сравнение овощей сырых и вареных, целых и измельченных. Некоторые блюда, приготовленные ив овощей.

6.        Различать и называть по характерным признакам части суток: утро, день, вечер, ночь.

7.        Люди, их занятия, профессии людей. Знание состава своей

семьи, понимание родственных отношений, возраста членов семьи,

кто чем занимается. Ознакомление с профессиями людей, работающих в детском саду, наблюдения за их деятельностью в рабочее

время. Узнавание людей названных профессий по изображениям на

картинках. Расширение представлений в процессе чтения книг, просмотра диафильмов, телепередач.

3.        Расширение представлений о транспортных средствах: машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, самолёты, поезда

и т.д. Понимание возможности и необходимости перемещения на том или ином виде транспорта, сравнение скорости передвижения (быстрее-медленнее, но по сравнению с чем). Гужевой вид транспорта, необходимость его применения.

4.        Материалы и инструменты. Рассматривание различных поделок из бумаги, картона, ваты, ткани, глины и др. Определение

материалов, из которых они сделаны и инструментов, использованных при их изготовлении. Нахождение среди окружающих предметов тех, которые сделаны из одного материала; рабочие инструменты; гвозди, молоток, лопата, топор и т.д.

5.        Знакомство с предметами материальной культуры, музыкальными инструментами.

6.        Расширение представлений о труде и занятиях людей. Получение новых знаний о труде своих родителей, о наиболее распространенных профессиях: учитель, врач, продавец, летчик, моряк, с/х профессии.

7.        Расширение представлений об общественной жизни. Дни рождения, праздники и подготовка к ним. Детям о Ленине.

Третий год обучения

Дальнейшее расширение и углубление представлений по стержневым темам с введением тематики, связанной с подготовкой детей к школе. Усложнение материала за счет введения познавательных задач, создания проблемных ситуаций, решение которых требует самостоятельности, активности детей, умения действовать по аналогии, умения применять имеющиеся знания при решении новых задач, понимания определенной закономерности явлений, умение сделать вывод, дать объяснение.

I. Времена года и сезонные изменения в природе. Ежедневные наблюдения за погодой: небо ясное, облачное, голубое, синее и т.д.; облака, тучи в ясный и пасмурный день; ветер холодный, теплый, сильный, слабый; дождь; почва в зависимости от температуры воздуха и осадков. Выделение характерных и менее значимых признаков изменений в природе; взаимозависимость различных явлений: появление почек и листочков на ветках, замерзание и таяние поды пол воздействием температуры, прорастание растений (лук, овес, пшеница) под воздействием тепла и воды и т.п.



Предварительный просмотр:

Развитие речи

Первый год

1. Изменение явлений в природе по сезонам. Установление связи между наблюдаемыми изменениями природы и изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.

2. Животный и растительный мир

Расширение представлений о животных за счет увеличения количества видов животных. Выделение общих отличительных признаков в их внесшем виде, в повадках; общее и отличительное в уходе за ними. Умение рассказать об основных отличительных признаках при сравнении 2-3-х видов зверей, птиц, насекомых. Умение отнести конкретные виды животных к обобщающим понятиям:  "домашние животные", "птицы", "рыбы", "насекомые".

Угоняв рассказать об основных отличительных признаках при  сравнении 2-3-х растений: липы и рябины; тюльпана и колокольчика, астры,  ромашки и георгина, василька и одуванчика, крыжовника и клубники, а также проводить сравнение различных овощей и  Точное усвоение всех названий.

3. Усвоение сведении географического и исторического порядка: знание страны, в которой живем, своего города, села, деревни, поселка, других городов, куда ездили с родителями, где живут  родственники; значение названий рек, морей, гор, т.е. всего того, что дети видели. Формирование элементарных представлений об исторических событиях: Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война.

4.        Ознакомление с новыми профессиями людей: артист, художник, инженер, музыкант, монтер, сельскохозяйственные рабочие и др. Представления о месте и характере работы, о видах и продуктах деятельности людей.

5.        Уточнение представлений о скорости, длительности и последовательности смены различных явлений: дни недели,  времена

года, части суток. Усвоение порядка их следования, установление

последовательности и зависимости от заданного отрезка времени.

Например: установить последовательность смены частей суток, начиная с вечера - что было до этого? что будет потом? То же самое

по временам года и дням недели).

6. Ознакомление с предстоящими обязанностями школьника Атрибуты школьной жизни: портфель, карандаш,  ручки,  пенал и др.; класс, коллектив школы, учительница, уроки, домашние задания, правила поведения в школе и вне школы, отметки по различным предметам. Как надо готовиться к школе.  Кого принимают в школу.

I. Обогащение и совершенствование словарного запаса детей. Употребление в активной речи всех лексико-грамматических групп: существительных, глаголов, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов:

-        расширение понимания лексического значения слов. Подбор

слов наиболее подходящих к заданному (белье стирают, моют);

подбор слов к заданному в следующей последовательности: к существительному глагол, к глаголу существительное, к существительному прилагательное, к глаголу наречие;

-        активизация употребления в речи слов различных грамматических категорий путем ответа на вопросы: кто? что делает? что?

чем делает? какой? Куда? откуда? Где?

-        развитие понимания явления многозначности слов, начиная

работу с существительных, где переносное значение слова основано на наглядных конкретных признаках: «шляпка» девочки, гриба,

гвоздя; «ручка" ребенка, двери, кастрюли; «спинка" ребенка, стула,

кресла;

-        понимание явления многозначности в глаголах: "летит птица, бабочка, муха, самолет", "идет человек, снег, поезд, слон»,

"плывет утка, корабль, лодка, лебедь»;

-        составление предложений с этими словами;

-        знакомство с навыками словообразования путем активизации

внимания к оттенкам слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определений различий в их значении и звучании: "дом-домик,

сад-садик, новый-новенький, нос у взрослого я носик у ребенка".

II. Формирование ориентировки в фонетическом строе речи:

-        активизация слухового внимания: определение направления

звуков в пространстве, различение и узнавание голосов детей

и взрослых, звуков окружающей среды. (Игра типа: "Угадай по голосу", "Кто так кричит?", «Где звучит?», "Кто к нам идет?" и др.);

-        развитие внимания к отдельным звукам в речевом потоке

и в составе отдельного слова; различение на  слух слов-парономов при опоре из картинку и в речевом потоке: "суп-зуб, кот - кит, коса - коза; на лугу пасутся козы - на лугу пасутся козы, привезли угол. Марина ест малину - малина ест Марину" и т.д.;

        - уточнение артикуляции и произношения отдельных звуков

подготовка к выделению звука в звуковом ряду: а-у-и-о-ы - э; повторение звукового ряда в различном сочетании звуков, определение количества звуков и их последовательности;

-        подготовке к выделению первого гласного звука в слове в

ударной позиции (Алик, Осы, Ухо, Эхо);

-        уточнение артикуляции и произношения согласных звуков.

Анализ и синтез закрытого (обратного) слога: ап, уп, ук, ок, ак;

-подготовка к выделению согласного в конце олова: стул, диван, мах.

Ш. Развитие связной речи. Прослушивание литературных произведений. Ответы на вопросы по содержанию (4-5 вопросов: о чем

говорится, что узнала нового, черты героев рассказа, что понравилось). Пересказ детьми литературных произведений. Заучивание стихотворений. Рассказывание по игрушке: описательные и сюжетные рассказы.

Художественная литература

I квартал. Для рассказывания детям. "Лисичка со скалочкой

(русск. нар. сказка); "Рукавичка" (украинская нар. сказка).

Для чтения. С. Погореловский. "Портрет Ленина"; Л.Толстой "Умная галка"; С. Маршак "Усатый-полосатый"; Я.Тайц "Послушный  дождик"; К.Чуковский "Путаница"; С.Михалков "Овощи"; В. Сутеев,   "Кто сказал мяу?"

Для заучивания наизусть: потешки "Гуленька", "Киска», "Растикоса"; А. Барто "Кораблик", С.Маршак "Эй, кузнец, молодец"

II квартал. Для рассказывания детям. Русские нар. сказки: Бычок - смоляной бочок", "Зимовье зверей"; "Ёж и заяц" братьев Гримм.

Для чтения. И.Суриков "Белый снег пушистый», З.Александрова "Про маленькую Таню"; Е.Чарушин "Как лошадка зверей катала»; В.Маяковский "Что такое хорошо, что такое плохо". Для заучивания наизусть. Е.Трутнева "Елка"; Н.Саконская "Где мой пальчик"; П.Воронько "Пирог".

III квартал. Для рассказывания детям. "Пых" (русск. нар. сказка), "Два жадных медвежонка" (вен. нар. сказка), Ш.Перро "Красная шапочка".

 Для чтения. А.Кононов «Мальчик и Ленин»; К. Ушинский «Умей обождать»; «Вместе тесно, а врозь скучно»; К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит»; С. Маршак «Пожар».

Для заучивания наизусть. Потешки "Солнышко-ведерышко". "Дождик, дождик", "Иди, весна"; Е. Благинина "Флажок»;   В.Хорол "Козочка".

IV квартал для рассказывания детям. Русские народные сказки: "1уси-лебеди", "Лиса и козел", "Колобок" укр.нар.сказка.

Для чтения. М.Зощенко "Графин"; Е.Чарушин "Воробей"; Н.Артюхова "Трудный вечер"; Л.Воронкова «'Танин пирожок"; С.Маршак "Багаж", Л.Квитко "Кисонька", Маршак «Ванька-встанька»; К.Чуковский "Тараканище".

Для заучивания наизусть, "Ай-дуду" (потешка); А.Пушкин "Ветер по морю гуляет…»; Е.Серова "Колокольчик", "Одуванчик", П.Воронько "Пробочка».

Второй год обучения

I. Обогащение и совершенствование лексики детей. Употребление в активной речи всех лексико-грамматических групп. Расширение понимания значения слова путем введения слова в различные речевые контексты. Активизация поиска слов, близких по значению и их объединение в группы на основе смысловой (семантической) близости: "вода" - море, ручей, река, вода в кране, в ванне, в бутылке и т.д. Подбор слов, наиболее подходящих к заданному о включением: к глаголу-глагол, к наречию - наречия, к прилагательному - прилагательного. Умение исключить слова, не подходящие к данной группе и объяснить почему (К слову "дерево" предлагаются олова: молодое, высокое, золотое, шерстяное, душистое; к олову "дуб" - береза, сосна, елка, ромашка, куст. Исключить неподходящие, объяснить почему). Продолжать работу по поиску и подбору слов - эпитетов, обстоятельств определение и нахождение предметов по описанию их признаков и функциональному назначению;

-        совершенствование понимания является многозначности слова: знакомство со словами-антонимами (мокрый - сухой, молодой-старый, большой - маленький) и синонимами (большой, огромный);

-        развитие внимания к изменению грамматической формы слова: подбор существительных к местоимению (мой, моя, мое); употребление существительных в единственном и множественном числе (составление словосочетаний и предложений по картинкам: залаяла собака - залаяли собаки, одна миска - две миски, много мисок);

-        изменение глаголов по временам, понимание степени оттенка действия, которое обозначает данный глагол: встает, привстаёт, встал);

-        составление предложения по демонстрации действий и предметов. Определение количества слов в предложении (предложение из 2-3 слов без предлогов и союзов, местоимений и наречий); составление предложений по картинкам.

Ш« Формирование ориентировки в Фонетическом строе речи.

Развитие фонетического олуха и фонематического восприятия. Совершенствование артикуляции и произношения звуков. Подготовка к звуковому анализу слов с сохранными в акустическом и артикуляционном плане звуками;

-        выделение согласного звука в конце слова (дом, мак, шар);

-        анализ и синтез открытого слога: са, су, ко;

-        выделение начального согласного и ударных гласных в сере

дине слова (лук, дом, гусь, шар);

-        подбор слов на заданный звук без указания его места в

слове с опорой на картинки;

-        придумывание слова с заданным звуком;

-        Формирование ориентировки в слоговой структуре слова: раз

деление слов на слоги: односложных (стул, дом, мак), двусложных

(каша, вата), трехсложных (машина, собака, ворона).

III. Развитие связной речи. Прослушивание и пересказ литературных произведений. Заучивание стихотворений. Составление описательных рассказов по картинке сюжетной, предметной» по серии картинок. Составление рассказов из опыта детей: "Наш праздник", «Что было на прогулке", "Подарок маме".

Художественная литература

I квартал. Для рассказывания детям. Русские народные сказки: "Лисчка-сестричка и серый волк", "Заяц-хвастун", "У страха глаза велики".

Для чтения. М.Рыльский, "Ильич и девочка", М.Коршунов «Едет, спешит мальчик"; А. Барто "Твой праздник", Н.Носов "Живая шляпа», К.Яновский "Бармалей", Е.Серова "Нехорошая история", Г.Снегирев "Верблюжья варежка".

Для заучивания наизусть. О.Высотская «Праздник Октября", С.Маршак «Трубач", И.Токмакова «Дуб", А.Плещеев "Осенью" ("Осень наступила..."), М.Пожарова "Маляры".

II квартал. Для рассказывания детям. Русские народные сказки: "Крылатый, мохнатый, да масляный"9 "Хвосты", "Ток поросенка" (англ.сказка).

Для чтения Я.Пинясов "Обыкновенные варежки", А.Кононов "Елка в Сокольниках", С.Маршак пМы военные", З.Александровокая "Дозор", М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице", С.Михалков "Дядя Степа", Н.Носов "На горке», Е.Пермяк "Торопливый ножик", Л.Воронкова "Лепешки с творогом", "Таня выбирает елку" и др.

Для заучивания наизусть. Е.Трутнева "На крылечко снежок", С.Маршак "Песня о елке", С.Михалков "Андрюша", И.Суриков "Белый снег пушистый", П. Воронько "Есть в лесу под елкой хата".

III квартал. Для рассказывания детям "Хаврошечка" (русск. нар.сказ.), "Бременские музыканты» (братья Гримм), 5ея" (Ш.Перро).

Для чтения. М.Пришвин "Лисичкин хлеб", В.Бианки "Аришка-трусишка", А.Барто "Веревочка", Г.Скребичкий "На лесной полянке", 3.Александрова "Мальчик потерялся", С. Маршак "Почта".

Для заучивания наизусть. С. Погореловский "Портрет Ленина", C.Маршак "Май", стихи о весне, В.Берестов ''Песенка весенних минут", А. Майков "В мае", З.Александрова "Майский праздник".

IV квартал. Для рассказывания детям.  "У солнышка в гостях" (словацкая сказка), "Сестрица Аленушка и братец «Иванушка"(русск. нар.ск., В.Катаев "Дудочка и кувшинчик".

Для чтения. В.Хогмченко "Боровики", А.Барто "На заставе" А. Митяев "Мешок овсянки", В. Маяковский "Эта книжечка моя про моря и про маяк", Л.Квитко "Чудо", Л.Толстой "Пожарные собаки", С. Маршак "Терем-теремок", "Вот какой рассеянный", К.Чуковский " Муха-Цокотуха ".

Для заучивания наизусть. С. Маршак "Июнь", «Июль", "Август", К. Чуковский "Английские народные песенки", А. Пушкин "Ель растет перед дворцом", "Румяной зарею покрылся...", П.Воронько "Липка".

Третий год обучения

I. Обогащение и совершенствование лексики детей. Активизация и употребление в речи слов различных грамматических категорий, В том числе предлогов и союзов. Продолжать роботу по подбору эпитетов, обстоятельств, дополнений, изменений слов в зависимости от степени и оттенка качества или действия, которое они обозначает (маленький, меньше, малюсенький, рисует, подрисовывает, дорисовывает), изменение глаголов по времени с установлением общего и отличного в данных действиях: рисует,  рисовал, нарисовал, будет рисовать;

- образование слов о новым значением (на наглядной основе, по картинкам) путем постановки и ответa на вопросы: что это? где его хранят? что с ним делают? Подвести к пониманию того, что эти слова "родственные" (однокоренные): "чай-чашка, чайник, чайный сервиз",  "соль - солить, солонка, соленый";

-        подбор слов – антонимов и синонимов к существительным и

глаголам

-        правильное употребление согласования слов в роде,  числе,

лице и падеже, составление словосочетаний с опорой на наглядный материал;

-        работа над предложением: составление предложении по демонстрации действий и предметов; составление предложения по отдельным картинкам, по спорным словам,  распространение предложения по вопросам с определением количества слов в предложении без выделения предлогов и союзов.

II. Формирование ориентировки в фонетическом строе речи. Фонематический анализ слов, на основе дальнейшего совершенствования слухового восприятия, артикулирования и произношения звуков:

-        выделение гласного в начале слова;

-        выделение согласного в конце слова;

-        выделение согласного в начале слова;

-        выделение гласного в середине слова;

-        выделение гласного в конце слова;

-        полный звуковой анализ слов типа "мак", "жук", "сыр", "дом";

-        придумывание слов на заданный звук с определением его места в слове (слово начинается на этот звук, звук находится в середине слова, в конце слова). Подбор слов с заданным звуком;

исключение слов, не имеющих заданный звук в своем составе;

-        Нормирование ориентировка в слоговой структуре слова:  раз

деление слов на слоги с различной слоговой структурой в том числе

и слов со стечением согласных звуков "дырка, ветка, аптека»; придумывание слов с заданным количеством слогов.

III. Развитие связной речи детей. Пересказ литературных произведений. Беседы по содержанию. Творческие рассказы по заданной воспитателем теме, придумывание предложения и завершения рассказа, составление рассказа по плану воспитателя, на самостоятельно выбранную тематику, составление рассказа по картинке, по серии картинок. Формирование объяснительной речи.

Художественная литература

I квартал. Для рассказывания детям: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про доброго зайца», "Кукушка" (немецкая сказка).

Для чтения. С.Михалков «В музее М.И. Ленина», А.Кононов "Субботник",  "Поездка в Кашино", С. Баруздин "Страна, где мы живем (книга читается на протяжении всего года), Л.Кассиль "Москва", И. Винокуров «Как самолет в поле работает",  "Воздушный охотник" (по выбору воспитателя), В.Катаев "Грибы", М.Пришвин «Ёж», В.Житков "Обвал", А. Барто "Вовка - добрая душа",  В.Маяковский "Кем быть?", В.Осеева "Волшебное слово", Н.Носов "Карасик".

II квартал. Для рассказывания детям. В.Одоевский "Мороз Иванович", "Сирка-бурка" (русск.нар.сказка). П.Бажов "Серебряное копытце".

Для чтения. А. Кононов "Опасный путь",  "В Смольном", З. Воскресенская "Секрет" (из книги "Рассказы о семье Ульяновых", , 3.Александрова "Песня о Чапаеве", Г.Скребицкй "Зима", "Осень", Н.Павлова "Зимняя пирушка", Г.Снегирев "Скворец", А.Гайдар "Чук и Гек", С.Михалков "Как друзья познаются".

Для заучивания наизусть. Е.Трутнева "С новым годом", Л. Квитко "Медведь в лесу", И.Никитин "Встреча зимы», А.Пушкин "Зима! Крестьянин торжествуя...", С.Есенин "Береза", С.Михалков "Заяц-портной".

III квартал. Для   рассказывания детям. Русская народная сказка "Снегурочка", Царевна-лягушка", Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине".

Для чтения. А.Кононов "Большое дерево", Н.Саконская "В гостях у Ленина", М.Зощенко "Охота", И-Туричин "Человек заболел", М.Пришвин "Золотой луг", "Ребята и утята", А.Пушкин "Сказка о царе Салтане", Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы", Л.Толстой "Лев и собачка".

Для заучивания наизусть. П.Воронько «Журавли», И.Токмакова "Весна", А.Блок "На лугу",  Ф.Тютчев "Весенние воды", Я.Колас "Песня о весне", Е.Благинина "Черемуха".

IV квартал. Для рассказывания детям. С.Маршак "Двенадцать

месяцев", В.Катаев "Цветик-семицветик", Г.Андерсен "Гадкий утенок".        

Для чтения. В.Житков "Красный командир", С.Баруздин "Шел по улице солдат", С.Маршак "Первое сентября", Л.Воронкова "Подружки идут В школу", В.Бианки "Лесные домишки", С.Маршак "Дом, который построил Джек", "Откуда стол пришел", И.Соколов-Никитов "Листопадничек", П.Ершов "Конек-горбунок";   Л.Толстой "Косточка», B.ЖИТКОВ "Что я видел".

Для заучивания наизусть. П.Саконсксая "В гостях у Ленина", З.Александрова «В школу», Е.Серова "Гвоздика".  "Незабудка", Б.Благинина "Одуванчик".



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Первый год обучения

Накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности, формирование операций сравнения предметов по различным признакам, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, развитие ориентировки во времени и пространстве. В основе овладения указанными операциями лежат целенанаправленные манипулятивные и игровые действия с реальными предметами» игрушками, дидактическим материалом из объемных предметов.

Формирование, количественных представлений

 - Учить различать на слух и выделять из речи олова со значением количества: много, мало, один, ни одного, столько, сколько, столько же, одинаковые, больше, меньше;

- учить выполнять действия о реальными предметами  г.ю. инструкции воспитателя:

покажи

возьми

принеси

положи

дай

разложи

убери

много, мало, один (одну, одно) ни одного, ни одной, столько же сколько, одинаково, больше, меньше

-        учить находить в окружающей обстановке на ограниченном

пространстве (на столе, во время занятий, в игровом уголке, на

полке с игрушками) каких предметов много, мало, один, больше,

меньше и т.д.;

-        учить составлять множество из предметов, но аналогии с образцом,

, дробить множество на части: кукол много и одна, в одной

группе грибочков больше, в другой меньше, сделать наоборот;

-        учить располагать предметы, в ряд в соответствии с заданием

воспитателя. Выкладывать на плоскости стола предметы в той

последовательности и в том же количестве, какое дано в образце;

-        учить группировать предметы по заданному признаку: по

форме, цвету, величина. Для сравнения подбирать предметы, в которых ярко выражен тот признак, по которому проводится сравнение.

-        формирование представлений о величине. Обучение сравнению предметов контрастных и одинаковых размеров, усвоению слов - результатов сравнения: длиннее, короче, одинаковые (по длине), выше, ниже, одинаковые (по высоте), шире, уже, одинаковые (по толщине), больше меньше, одинаковые (равные по величине).

Обучение приемам обследования предметов зрительным и осязательно-двигательным путем. Овладение способом сравнения предметов путем приложения и наложения.

формирование представлений о форме

-        учить различать и называть следующие формы: круг, квадрат,  треугольник;

-        выбор предметов, имеющих форму круга (одинаковых по цвету,   разных по цвету), одинаковых по величине (размеру), одинаковых по цвету,  размеру - разных по величине,  разных по цвету и  размеру;

-выбор объемных и плоскостных фигур, имеющих форму квадрата и треугольника.

Формирование пространственной ориентировки

-        располагать предметы в заданном направлении на столе,

определять их местоположение по отношению к себе и друг к другу;

-        располагать предметы в различном направлении по отношению

к себе и друг к другу: и к себе с использованием всего пространства помещения, участка, игрового уголка;

-        учить находить предметы по описанию их местоположения, называть (давать словесные обозначения) местоположения предметов:

в, на, под, здесь, там, рядом, около, в середине, первый, последний, впереди, сзади, правое, левое;

Формирование ориентировки во времени: усвоение чередования, последовательной смены времени суток, времен года, знакомство с днями недели.

Второй год обучения

Расширение представлений о различных свойствах предметов окружающей действительности, совершенствование операций сравнения и обобщения по существенным признакам, образование и преобразование множеств, расширение представлений о количестве, овладение первоначальными счетными операциями.

Формирование количественных представлений и счетных операций

-        Образование множества в пределах 5. Счет предметов. Соотношение числа с количеством предметов. Счет по осязанию, cчет на слух, cчет различных движений. При счете необходима тренировка удержания взора на каждой предмете, элементе множества его захватывания фиксация в заданном положении. Вводятся понятия" внутри»

"снаружи".

-        Состав числа 5. Сравнение количества предметов в пределах

Фиксация результатов сравнения. Понятия "больше на...", "меньше на...". Образование чисел путем присчитывания по одному.

Преобразование равных множеств в неравные и на этой основе сравнение чисел.

-        Понятие о месте числа в ряду: число - предыдущее, после

дующее.

-        Образование числа из двух слагаемых на основе практических действий с предметами. Упражнения в сравнении двух групп предметов, выраженных сложными числами: один, два, всего два гриба; одна, две, три - всего   два гриба; одна, две, три - всего три морковки, три больше, а два меньше.

-        Установление равенства и неравенства множеств, состоящих из одинакового количества разных предметов: здесь три морковки, а здесь три гриба, морковки и грибов поровну, одинаково. Подводить к пониманию того, что число не зависит от величины,   формы, цвета предметов.

-        Учить отсчитывать, выкладывать и прикладывать определенное

количество предметов по образцу: "отсчитай столько же гусей,

сколько уток я поставила".

-        Учить считать в соответствии с образцом или названным числом количество предметов по осязанию. Считать на слух с закрытыми глазами.

-        Составление множеств из предметов заданного свойства. Выделение из множества предметов его части, состоящей из предметовданного свойства.  (Все предметы красные, и большие и маленькие; все предметы маленькие, только "один", "некоторые" побольше, большие, "каждый" предмет округлый, "часть предметов"... и т.д.

-        Установление равенство между группами реальных предметов

способом увеличения или уменьшения каждой группы. Понятия: столько же, больше, меньше, одинаково, поровну, было, стало.

-        Учить пониманию простейшей арифметической задачи. Решение задач на объединение множества и удаление части множества путем наглядной демонстрация её содержания на реальных предметах, нахождение результата путем пересчета.

Формирование представлений о величине и форме

-        Нахождение в окружающей действительности предметов заданного свойства. Словесное обозначение основных свойств предметов.

Группировка предметов по ведущему признаку.

-        Определение сходства и различия между предметами на основе сравнения по определенному признаку. Уточнение понятий о цвете: все основные цвета, степень насыщенности тона; о форме: многоугольник, квадрат, круг, треугольника, прямоугольник, овал, цилиндр, куб, призма; о размере и величине: длинный, короткий,

длиннее, короче,  равные по длине, широкий, узкий, шире, уже, равные по ширине,  толще, тоньше, равные по толщине, высокий низкий, выше, ниже, равные по высоте. Для сравнения берутся предметы и их заместители, картинки с изображением этих предметов, в которых сравнимые признаки не выражены контрастно. Установление их сходства л отличия требует применения условных мерок для измерения, доказательства и объяснения путем выполнения практических упражнений на сравнение на основе сопоставления, противопоставления предметов по одному или нескольким признакам. наложения, приложения, визуальной оценки, счета и измерения..        

Формирование пространственной ориентировки

-        Распределять группы предметов в определенной последовательности в порядке возрастания и убывания по длине, ширине, высоте, толщине.

-        Отработка понятий: первый, последний, следующий, в начале, в конце, в середине, между, до, после, сначала, потом, слева-справа от..., ближе к..., дальше от..., за, перед. Формирование ориентировки во времени: усвоение порядка следования частей суток, независимо от заданного ориентира (т.е. о какой части

суток начинается отсчет времени); усвоение последовательной смены времен года, дней недели - знакомство и называние их названий. Формирование чувства длительности времени в связи с выполнением конкретной работы: долго рисовал, быстро слепил, опоздал, не успел и т.д.

Третий год обучения

Формирование представлений о количестве и счете

           - Совершенствование операций  обобщения с образованием множеств на основе выделения единичных и нескольких признаков, преобразование этих- множеств, их конкретизация путем употребления

в разных ситуациях. Овладение таким образом обобщенным способом решения задач данного типа.

-        Называние и последовательность чисел в пределах 10. Счет

предметов, соотношение числа с количеством предметов, счет одно

родных и разнородных предметов. Счет по осязанию, на слух с включением движения.

-        Определение равного количества в группе разнородных предметов, обобщение числовых значений (всех по две, по три).

-        Количественный состав числа 10 из отдельных единиц.

  - Называние смежных  чисел к заданному о обозначением "предыдущее", "последующее",  "до",  "после».

-        Отсчитывание предметов в соответствии с  заданным числом.

-        Сравнение количества предметов. Установление равенства и

неравенства и их преобразование различными способами.

  - Счет однородных и разнородных предметов с объединением их в группы в соответствии с заданным числом (здесь всего три предмета, здесь всего пять предметов и т.д.).

-        Совершенствование представлений о составе числа 5 на конкретном материале.

-        Учить решать простейшие арифметические задачи на сложение

и вычитание путем наглядной демонстрации ее содержания и решения.

Формирование представлений о величине и форме

-        Закрепить понятие о величине, длине, толщине, высоте, ширине предметов в относительности этих свойств на основе сопоставления реальных предметов в дидактических играх и упражнениях.

-        Учить определять объем жидких и сыпучих тел с использованием условной мерки (определение количества воды  с помощью стакана).

-        Развивать глазомер. Определять длину, ширину, высоту путем

 сопоставления с величиной известных предметов. Проверять свои определения с помощью мерки.

 - Нахождение предметов, имеющих форму шара, куба, цилиндра, овала.

-        Ознакомление с некоторыми видами линий в процессе рисования: прямая, ломаная, волнистая.

-        Видоизменение геометрических фигур: из двух треугольников составить квадрат, из 4-х маленьких квадратов - большой квадрат и т.д.

Формирование представлений о пространстве и времени

-        Отработка всех направлений в малом и большом пространстве:

определение местоположения предметов, видных из окна, расположенных не только в непосредственной близости к ребенку, но и уда

ленных от него.

-        Определение направлений: вверху слева, внизу справа, прямо от середины, в центре, вокруг, около, между. Ориентировка в этих направлениях на листе бумаги, среди группы реальных предметов и игрушек, расположенных на столе, в комнате, среди предметов ближайшего окружения.

-        Установление последовательности чередования временных периодов в зависимости от исходных данных - точки отсчета, при этом

точку отсчета необходимо менять, а при установлении последовательности временных отрезков необходимо указывать не только то, что "будет потом", но и то, что "уже было", "бывает между"

-        Нормирование чувства длительности времени при выполнении

конкретной работы. Представления о времени в связи с графиком дежурств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий на День России. Для воспитанников средних, старших и подготовительных групп детских садов

Сценарий совместного праздника для воспитанников всех групп детского сада...

Сценарий праздника «ДЕНЬ СМЕХА» – игровая программа для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада

Сценарий праздника «ДЕНЬ СМЕХА» – игровая программа для детей средних, старших и подготовительных групп детского садаЦель: Создание положительной эмоциональной атмосферы смеха у...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Ана...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

ВведениеАктуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. А...

Конспект досуга в бассейне для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада «Путешествие в страну пяти морей»

Цель: Напомнить детям о структуре проведения занятий в бассейне. Задачи: ОО «Познавательное развитие»1.     Закрепить знания о правилах посещения бассейна2....

Сценарий праздника "Масленица пришла!" на улице для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада.

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстника...