КОНСПЕКТ организации образовательной деятельности "Весна в лесу" с детьми 6-7 лет по направлению «Художественно - эстетическое развитие» (тематический модуль «Художественное творчество»)
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Дубышкина Светлана Васильевна

Данный учебный материал поможет специалистам по изодеятельности и воспитателям старших групп повысить свой  профессиональный  уровень в овладении знакомых и новых методов и технологий индивидуализации образовательного процесса в художественно-творческой  деятельности с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_deyat-t_po_risovaniyu._vesna_v_lesu.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребёнка -

детский сад "Солнышко" города Котовска Тамбовской области

КОНСПЕКТ

организации образовательной деятельности

с детьми 6-7 лет  по направлению «Художественно - эстетическое развитие»

(тематический модуль «Художественное  творчество»)

Воспитатель: Дубышкина С.В.

Технологическая карта образовательной ситуации

Название ситуации

Создание картины «Весна в лесу»  для мини-музея  средней группы.

Место проведения

Изостудия

Длительность

30 минут

Цель:

Содействовать развитию творческого потенциала детей и утверждению себя в роли художника

Программные задачи:

По развитию культуры личности:

- Способствовать проявлению внимательного отношения к детям младшего возраста как первоосновы всех видов отношений ребенка к действительности;

- Мотивировать чувство ответственности за общее дело;

 По развитию способностей:

- Способствовать развитию  творческой индивидуальности, своего творческого «Я» (я - художник - зритель - критик):

- Способствовать формированию у детей интереса к средствам выразительности пейзажной живописи;

- Способствовать развитию у детей эстетического, художественного восприятия, способности к эмоционально-эстетическим оценкам и суждениям;

 - Содействовать использованию  адекватных средств художественного выражения (цвет, линию, объем и т.п.),  для осуществления своего замысла.

По формированию детского коллектива:

- Мотивировать доброжелательное и уважительное отношение к работе товарищей.

Форма ООД

Художественная мастерская (индивидуально – коллективная - подгруппа 9 человек) 

Приоритетный вид деятельности

Изобразительная (рисование)

Используемая педагогическая система

Подход к ребёнку и характер воспитательных и образовательных воздействий

  • Демократический
  • Со - действие
  • Субъективно ориентированный

Направление реализации культурной практики

Реализация системы творческих заданий, ориентированных  на создание новых объектов.

Используемые технологии:

  • диалогового обучения
  • информационного обучения      
  • проблемного обучения                 «Мастерские»
  • здоровьесберегающие
  • индивидуализации  обучения и развития

Методы реализации культурной практики

Повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно – следственных связей)
  • Изобразительная деятельность
  • Вопросы
  • Экспериментирование с различными материалами

Повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

  • Элементы творчества и новизны
  • Ситуация успеха в выполняемой деятельности

Обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

  • Мотивирование детской деятельности
  • Проблемная ситуация и задачи
  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Предположения

Индивидуализации развития ребёнка (к.п.н. Л.В. Свирская)

  • Метод реагирования
  • Спонтанная индивидуализация
  • Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

Предшествующая деятельность

Экскурсия в весенний лес.

Просмотр презентации  на тему «Весна» и др.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, сдайдовая презентация « Весна в лесу» в работах художников» (4-5работ, выполненных в разной технике», художественные материалы по выбору детей.

Подготовка занятия

Подготовка изостудии к НОД, настроить ноутбук, приготовить художественные материалы, расставить мольберты.

(В изостудию на очередное занятие приходят дети группы «Любознайки», здороваются с гостями и начинают готовиться к занятию, снимают обувь, проверяют наличие коврика перед мольбертом, столом и пр. 

В изостудию заходит воспитатель средней группы Маргарита Александровна и обращается к детям)

Воспитатель средней группы: Здравствуйте, дети! Здравствуйте коллеги! Дети! Я к вам  с просьбой.  У  себя в группе  мы создаём мини-музей «Весна-красна». У нас  много разных экспонатов, но  оказалось …нет  ни одной  картины, изображающей приход весны в лес. Я знаю, вы недавно были в лесу, встречались со многими весенними явлениями, ну а рисовать вы умеете.     Нарисуете нам картину «Весна в лесу»?

Педагог изостудии:

- Ну, что дети, поможем детям средней группы? Как считаете, нужно это сделать? Почему?(…) А желание есть? Хотите помочь? (…) Видите, дети хотят помочь, да ещё и хорошо понимают, что помочь надо. Это просто замечательно, это счастье когда у человека  «надо» и «хочу» совпадают. (Воспитатель средней группы благодарит детей и уходит).

Педагог изостудии:

 Как думаете, сможем выполнить эту просьбу? Умеем мы создавать такие картины? Получится у нас? Почему вы так считаете? (выслушивает доводы детей)

- Дети, как думаете, какой жанр живописи  подошёл бы для написания такой картины «Весна в лесу»? Почему? Да, Маша, мы даже стихотворение, объясняющее, что такое пейзаж, знаем. Вспомнили? Кто прочитает? Аня? Замечательно! Слушаем.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней.

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

    Педагог изостудии:  Да, и если лес, поляна, просека – тоже.

Педагог изостудии: Дети, жанр мы определили, теперь следует подумать о содержании. Как считаете, что следует изобразить в картине, чтобы малышам было понятно, что в лесу наступила весна.

(выслушивает предположения детей)

Что может помочь нам придумать содержание картины, создать настоящий шедевр? Как думаете?(выслушивает предположения детей) Правильно, Даша, музыка так много может рассказать нам о природе, подсказать сюжет картины, показать настроение.  Музыку какого композитора вы  на тему весенней природы вы хотели бы послушать? (Выслушивает предложения детей, выбирают произведение, слушают ……..)

 - О каких природных явлениях рассказывает это произведение, что бы из них вы изобразили в своей картине? Аня про стихи говорила. Стихи тоже

очень красочно рисуют картины природы. А вы много весенних стихов знаете. И Костя прав, можно ещё  картины известных художников посмотреть. (просмотр видеоматериалов) Обратите внимание, свои картины художники создавали в самых разных техниках. Вы тоже можете выбрать для создания своей картины  ту, которая вам нравится (Пластилиновая живопись. По-мокрому слою. Восковые карандаши +акварель. Масляные карандаши. В технике пастели. Акварель.)

Педагог изостудии: Давайте выберем материал и приступим к работе. Можете выбрать те художественные материалы, с помощью которых вы наиболее выразительно сможете нарисовать ваш пейзаж. В нашей мастерской также имеются разные форматы бумаги для рисования, разного тонирования  

  -Мне  нравится работы в технике пастели. (воспитатель готовит своё рабочее место и помогает при необходимости детям)

Педагог изостудии:  (делая набросок своей картины, замечает) Как то у меня  содержание картины не складывается. Хотелось бы показать, как разные деревья под воздействием  тепла и солнечного света к жизни  от зимней спячки пробуждаются, и первоцветы и животный мир. А это такое многообразие, что просто никак что-то конкретное выбрать не могу.  А вы уже придумали, что изобразите на своей картине? Можно посмотреть?

(проходит между мольбертами, останавливаясь  у работы  кого-то из детей)  

 Индивидуальная работа по развитию художественно-творческих способностей детей :

 Маша.  Маша, что ты решила изобразить в своей картине?

  Антон. А ты, Антон, каким видишь свой пейзаж? Это будет лесная чаща, где ещё снег лежит, или лесная полянка, которую уже солнышко пригрело, а может быть прилёт птиц?

 Варя .Варя, смотрю на твой набросок рисунка и никак не могу угадать, это будет ранняя весна или поздний её период?

Педагог изостудии: Спасибо, дети, вы мне, помогли определиться с содержанием моей картины, но…чувствую, надо ещё иллюстрации  других весенних картин посмотреть. ( воспитатель  пролистывает один или несколько папок с иллюстративным материалом,  останавливается на одной из картин . выполненных в технике пастели)Вот это мне точно поможет( берёт папку с собой, размещает на мольберте, что- то  дополняет в своём рисунке, периодически подходит к детям)

-Маша .     

Маша,, ты наверное помнишь, как много видов  деревьев мы с вами рассмотрели, когда были в лесу. Мы с вами обратили внимание на цвет ствола каждого дерева, расположение веток. ( Это поможет  вспомнить ей особенности строения деревьев  разного вида)

-Маша, а какая погода в твоей картине? Я думаю, что  ты не забудешь показать красоту весеннего неба! ( Это поможет обратить внимание на  цвет неба и фон картины, использовать в  средствах  выразительности разные цвета и оттенки в изображении  природных явлений).

Антон.

- Антон.в какой технике рисования ты хотел бы нарисовать свою картину?

Постарайся нарисовать такой  интересный весенний пейзаж, чтобы малыши выбрали твой рисунок для их мини-музея. (Этот прием даст возможность Антону определиться с выбором худ. материалов для работы)

- Антон, я очень хорошо помню, какой ты был активный на экскурсии, быстрее всех называл разные виды деревьев и я тебя похвалила. И кустики, и пенечки приметил, нарисуй их так, чтобы и малыши их узнали.

- Я думаю, что ты и еще что-то интересное нарисуешь, в пейзаже, так как в лесу весной много чудес случается.

. В саду, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.    )

(Этот прием поможет Антону рисовать более выразительно, поможет в развитии замысла и построении композиции рисунка)      

Варя

-Варя, а я сейчас попробую отгадать по твоей весенней картине, какой это период весны? Начало Весны? Наверное, это скорей, середина весны.( (Помощь в развитии замысла картины,)

Весна
Виктор Лунин
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.

 -Варя, ты в своем рисунке хочешь показать красоту  весеннего неба или земли? Что ты для этого будешь делать? А где ты расположишь линию горизонта?( Этим я помогу Варе построить композицию рисунка) .

- Варя, твоя картина мне напомнила уголок природы в нашем лесу, какой мы видели на экскурсии. Ты придумала эту картину или вспомнила то, что увидела.. (Это поможет Варе включиться в диалог с педагогом)

Кристина.

- Кристина, ты уже представила свою картину, какие весенние явления  в лесу ты нарисуешь?

- Что у тебя будет в центре картины, вверху, слева. (Прием поможет в построении композиции рисунка)

 Подснежник

Людмила Кудрявская

Прибежал подснежник
В мартовский  лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: "Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна".

- А  будут ли лесные жители в твоей картине?

-  Белочку изобразишь на елочке или сосне? Я думаю, что ей будет хорошо в твоем весеннем лесу, она будет прыгать с ветки на ветку. (Прием подскажет изобразить белочку соответствующих размеров на дереве)

Настя

-Настя,  в какой технике тебе хочется представить свою картину, чтобы дети средней группы почувствовали в ней   весеннее настроение? Что интересное ты хочешь показать малышам в своей картине? (Прием способствует   развитию творческого воображения, возникновения  интересного замысла.)

Света.

- Светочка, у тебя такие красивые деревья, как настоящие? ( Для «Я-концепции. Для снижения эмоционального напряжения, самоуверенности)

- Что тебя вдохновило нарисовать свою картину, может музыка, а может что-то еще?

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

(Для развития замысла, композиции рисунка).

Информация для использования в процессе общения.

Педагог изостудии.

Передайте свои впечатления весенней картины природы в лесу, какую прочувствовали и увидели вы, какую увидели в картинах художников, представили в стихах поэтов и музыке о весне.

Но только хорошо продумайте композицию своего рисунка, свой замысел, что вы хотите изобразить в весеннем пейзаже.

Природа радуется солнцу, теплу, освобождению от холода, расцвету жизни. Деревья еще голые, но уже ожили. Дышат., полны живительного сока. Весна чувствуется всюду. Воздух наполнен ароматом свежести.  Ярко светит и ласкает теплом солнце.

О первоцветах.

 На полянках и на проталинках появляется первая зеленая травка и первые цветочки- подснежники.

На проталинке стоят,

На ветру качаются.

Словно звездочки горят,

Лесу улыбаются.             (Г. Ладонщикова)

 

В саду, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.            (П. Соловьева)

Распустились почки, лес зашевелился.

Яркими лучами весь озолотился.

На его окрайне из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

О  перелетных птицах весной.

Весна – это радость и для птиц, которые возвращаются из теплых стран. В народе говорят: «Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал».

Вернулись домой и первые певцы весны – скворцы.

Это птички хорошо подражают голосам других птиц и животных. В народе говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца». Домой летят и другие птицы. Журавли. Как же они летят? Треугольником, говорят –косяком. Скоро прилетят и другие птицы – жаворонки, стрижи. В народе заметили, что прилет ласточек связан с теплом.

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как февраль не злися,

Как ты март не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!                (А. Майков)

- Можно нарисовать птиц в лесу крупно, если они близко от нас; мелко, если они далеко, тогда их можно нарисовать галочками или точками.

 Пословицы о весне.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Апрель с водой, а май с травой.

Приметы о весне.

Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.

 Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней.

Стихи про весну для старших дошкольников.

МАРТ

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

АПРЕЛЬ

Снег сошёл. Запахло прелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом.

МАЙ

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки.

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли

И кувшинник синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Фет

ХОЗЯИН

Вылез весной из берлоги медведь,

Вылез и сразу же начал реветь.

С треском нехоженной чащей полез,

Чтобы услышал шаги его лес,

Чтобы узнали лесные соседи

То, что в берлогах проснулись медведи.

Детские загадки про весну. Загадки для дошкольников и младших школьников.

Весенние загадки для детей с ответами

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

 

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

 

 Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем... (ледоход)

 

 Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется... (трава)

 

Понавесили корзины

На березы и осины.

Каждая корзинка — дом,

А зовется он... (гнездом)

 

Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

 

 

К нам весна шагает
Быстрыми шагами, 
И сугробы тают.

Под её ногами.
Чёрные проталины,

На  полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.

   - Дети, я думаю, ваши картины – пейзажи  о весне порадают наших детей из группы «Любознайки».  Нам надо еще над ними поработать как настоящим художникам. Тогда их, действительно, можно разместить в мини-музее «Весна-красна!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»

Тема: «Откуда появилась Матрёшка»  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитиеЦель: Поз...

Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...

Конспект организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Отечества» (художественно-эстетическое развитие)

Цель: формировать представления о празднике «День защитника Отечества» и о Российской Армии через художественно-эстетическое развитие....

Конспект организации интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (речевое и художественно - эстетическое развитие)

Программное содержание:Учить рассказывать стихотворение с помощь взрослого;Расширять активный словарь; развитие воображения; развитие речевого дыхания; развитие коммуникативных навыковразвивать мелкую...

Конспект образовательно-игровой ситуации с детьми средней группы по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Зоопарк».Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.Цель: обобщить полученные ранее навыки, знания и умения детей.Задачи:Образовательные: -Закреплять умения детей с...