(В изостудию на очередное занятие приходят дети группы «Любознайки», здороваются с гостями и начинают готовиться к занятию, снимают обувь, проверяют наличие коврика перед мольбертом, столом и пр. В изостудию заходит воспитатель средней группы Маргарита Александровна и обращается к детям) Воспитатель средней группы: Здравствуйте, дети! Здравствуйте коллеги! Дети! Я к вам с просьбой. У себя в группе мы создаём мини-музей «Весна-красна». У нас много разных экспонатов, но оказалось …нет ни одной картины, изображающей приход весны в лес. Я знаю, вы недавно были в лесу, встречались со многими весенними явлениями, ну а рисовать вы умеете. Нарисуете нам картину «Весна в лесу»? Педагог изостудии: - Ну, что дети, поможем детям средней группы? Как считаете, нужно это сделать? Почему?(…) А желание есть? Хотите помочь? (…) Видите, дети хотят помочь, да ещё и хорошо понимают, что помочь надо. Это просто замечательно, это счастье когда у человека «надо» и «хочу» совпадают. (Воспитатель средней группы благодарит детей и уходит). Педагог изостудии: Как думаете, сможем выполнить эту просьбу? Умеем мы создавать такие картины? Получится у нас? Почему вы так считаете? (выслушивает доводы детей) - Дети, как думаете, какой жанр живописи подошёл бы для написания такой картины «Весна в лесу»? Почему? Да, Маша, мы даже стихотворение, объясняющее, что такое пейзаж, знаем. Вспомнили? Кто прочитает? Аня? Замечательно! Слушаем. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней. Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш,- Обязательно картина Называется пейзаж. Педагог изостудии: Да, и если лес, поляна, просека – тоже. Педагог изостудии: Дети, жанр мы определили, теперь следует подумать о содержании. Как считаете, что следует изобразить в картине, чтобы малышам было понятно, что в лесу наступила весна. (выслушивает предположения детей) Что может помочь нам придумать содержание картины, создать настоящий шедевр? Как думаете?(выслушивает предположения детей) Правильно, Даша, музыка так много может рассказать нам о природе, подсказать сюжет картины, показать настроение. Музыку какого композитора вы на тему весенней природы вы хотели бы послушать? (Выслушивает предложения детей, выбирают произведение, слушают ……..) - О каких природных явлениях рассказывает это произведение, что бы из них вы изобразили в своей картине? Аня про стихи говорила. Стихи тоже очень красочно рисуют картины природы. А вы много весенних стихов знаете. И Костя прав, можно ещё картины известных художников посмотреть. (просмотр видеоматериалов) Обратите внимание, свои картины художники создавали в самых разных техниках. Вы тоже можете выбрать для создания своей картины ту, которая вам нравится (Пластилиновая живопись. По-мокрому слою. Восковые карандаши +акварель. Масляные карандаши. В технике пастели. Акварель.) Педагог изостудии: Давайте выберем материал и приступим к работе. Можете выбрать те художественные материалы, с помощью которых вы наиболее выразительно сможете нарисовать ваш пейзаж. В нашей мастерской также имеются разные форматы бумаги для рисования, разного тонирования -Мне нравится работы в технике пастели. (воспитатель готовит своё рабочее место и помогает при необходимости детям) Педагог изостудии: (делая набросок своей картины, замечает) Как то у меня содержание картины не складывается. Хотелось бы показать, как разные деревья под воздействием тепла и солнечного света к жизни от зимней спячки пробуждаются, и первоцветы и животный мир. А это такое многообразие, что просто никак что-то конкретное выбрать не могу. А вы уже придумали, что изобразите на своей картине? Можно посмотреть? (проходит между мольбертами, останавливаясь у работы кого-то из детей) Индивидуальная работа по развитию художественно-творческих способностей детей : Маша. Маша, что ты решила изобразить в своей картине? Антон. А ты, Антон, каким видишь свой пейзаж? Это будет лесная чаща, где ещё снег лежит, или лесная полянка, которую уже солнышко пригрело, а может быть прилёт птиц? Варя .Варя, смотрю на твой набросок рисунка и никак не могу угадать, это будет ранняя весна или поздний её период? Педагог изостудии: Спасибо, дети, вы мне, помогли определиться с содержанием моей картины, но…чувствую, надо ещё иллюстрации других весенних картин посмотреть. ( воспитатель пролистывает один или несколько папок с иллюстративным материалом, останавливается на одной из картин . выполненных в технике пастели)Вот это мне точно поможет( берёт папку с собой, размещает на мольберте, что- то дополняет в своём рисунке, периодически подходит к детям) -Маша . Маша,, ты наверное помнишь, как много видов деревьев мы с вами рассмотрели, когда были в лесу. Мы с вами обратили внимание на цвет ствола каждого дерева, расположение веток. ( Это поможет вспомнить ей особенности строения деревьев разного вида) -Маша, а какая погода в твоей картине? Я думаю, что ты не забудешь показать красоту весеннего неба! ( Это поможет обратить внимание на цвет неба и фон картины, использовать в средствах выразительности разные цвета и оттенки в изображении природных явлений). Антон. - Антон.в какой технике рисования ты хотел бы нарисовать свою картину? Постарайся нарисовать такой интересный весенний пейзаж, чтобы малыши выбрали твой рисунок для их мини-музея. (Этот прием даст возможность Антону определиться с выбором худ. материалов для работы) - Антон, я очень хорошо помню, какой ты был активный на экскурсии, быстрее всех называл разные виды деревьев и я тебя похвалила. И кустики, и пенечки приметил, нарисуй их так, чтобы и малыши их узнали. - Я думаю, что ты и еще что-то интересное нарисуешь, в пейзаже, так как в лесу весной много чудес случается. . В саду, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. ) (Этот прием поможет Антону рисовать более выразительно, поможет в развитии замысла и построении композиции рисунка) Варя -Варя, а я сейчас попробую отгадать по твоей весенней картине, какой это период весны? Начало Весны? Наверное, это скорей, середина весны.( (Помощь в развитии замысла картины,) Весна Виктор ЛунинПробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки На полях — грачей цепочки, Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада - Куст сирени у ограды.
-Варя, ты в своем рисунке хочешь показать красоту весеннего неба или земли? Что ты для этого будешь делать? А где ты расположишь линию горизонта?( Этим я помогу Варе построить композицию рисунка) . - Варя, твоя картина мне напомнила уголок природы в нашем лесу, какой мы видели на экскурсии. Ты придумала эту картину или вспомнила то, что увидела.. (Это поможет Варе включиться в диалог с педагогом) Кристина. - Кристина, ты уже представила свою картину, какие весенние явления в лесу ты нарисуешь? - Что у тебя будет в центре картины, вверху, слева. (Прием поможет в построении композиции рисунка) Подснежник Людмила Кудрявская
Прибежал подснежник В мартовский лесок, Заглянул подснежник В чистый ручеек. И, себя увидев, Крикнул: "Вот те на! Я и не заметил, Что пришла весна". - А будут ли лесные жители в твоей картине? - Белочку изобразишь на елочке или сосне? Я думаю, что ей будет хорошо в твоем весеннем лесу, она будет прыгать с ветки на ветку. (Прием подскажет изобразить белочку соответствующих размеров на дереве) Настя -Настя, в какой технике тебе хочется представить свою картину, чтобы дети средней группы почувствовали в ней весеннее настроение? Что интересное ты хочешь показать малышам в своей картине? (Прием способствует развитию творческого воображения, возникновения интересного замысла.) Света. - Светочка, у тебя такие красивые деревья, как настоящие? ( Для «Я-концепции. Для снижения эмоционального напряжения, самоуверенности) - Что тебя вдохновило нарисовать свою картину, может музыка, а может что-то еще? Алексей Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала… (Для развития замысла, композиции рисунка).
Информация для использования в процессе общения. Педагог изостудии. Передайте свои впечатления весенней картины природы в лесу, какую прочувствовали и увидели вы, какую увидели в картинах художников, представили в стихах поэтов и музыке о весне. Но только хорошо продумайте композицию своего рисунка, свой замысел, что вы хотите изобразить в весеннем пейзаже.
Природа радуется солнцу, теплу, освобождению от холода, расцвету жизни. Деревья еще голые, но уже ожили. Дышат., полны живительного сока. Весна чувствуется всюду. Воздух наполнен ароматом свежести. Ярко светит и ласкает теплом солнце. О первоцветах. На полянках и на проталинках появляется первая зеленая травка и первые цветочки- подснежники. На проталинке стоят, На ветру качаются. Словно звездочки горят, Лесу улыбаются. (Г. Ладонщикова) В саду, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. (П. Соловьева)
Распустились почки, лес зашевелился. Яркими лучами весь озолотился. На его окрайне из травы душистой Выглянул на солнце ландыш серебристый.
О перелетных птицах весной. Весна – это радость и для птиц, которые возвращаются из теплых стран. В народе говорят: «Грач на дворе - весна на горе», «Грач зиму расклевал». Вернулись домой и первые певцы весны – скворцы. Это птички хорошо подражают голосам других птиц и животных. В народе говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца». Домой летят и другие птицы. Журавли. Как же они летят? Треугольником, говорят –косяком. Скоро прилетят и другие птицы – жаворонки, стрижи. В народе заметили, что прилет ласточек связан с теплом. Ласточка примчалась Из-за бела моря, Села и запела: Как февраль не злися, Как ты март не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик – Все весною пахнет! (А. Майков)
- Можно нарисовать птиц в лесу крупно, если они близко от нас; мелко, если они далеко, тогда их можно нарисовать галочками или точками.
Пословицы о весне. Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает. Апрель с водой, а май с травой. Приметы о весне. Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду. Синие облака в апреле — к теплу и дождю. Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней. Стихи про весну для старших дошкольников. МАРТ Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки. С веток падает капель, И слышна синицы трель. АПРЕЛЬ Снег сошёл. Запахло прелью. Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью Всем семейством строят дом. МАЙ Дружно лопаются почки, Распускаются листочки. На траве роса дрожит, Лось за радугой бежит.
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли И кувшинник синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Фет
ХОЗЯИН Вылез весной из берлоги медведь, Вылез и сразу же начал реветь. С треском нехоженной чащей полез, Чтобы услышал шаги его лес, Чтобы узнали лесные соседи То, что в берлогах проснулись медведи.
Детские загадки про весну. Загадки для дошкольников и младших школьников. Весенние загадки для детей с ответами
Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна. Значит, к нам пришла... (весна) Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) Веселится весь народ — Льдины двинулись в поход! Мы на речке каждый год Наблюдаем... (ледоход) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка — дом, А зовется он... (гнездом) Гнездышко из веток — Для любимых деток. Кто те детки-сорванцы? Дружно просят есть... (птенцы)
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают. Под её ногами. Чёрные проталины, На полях видны. Верно, очень тёплые Ноги у весны. - Дети, я думаю, ваши картины – пейзажи о весне порадают наших детей из группы «Любознайки». Нам надо еще над ними поработать как настоящим художникам. Тогда их, действительно, можно разместить в мини-музее «Весна-красна!».
|