Волшебные ручки
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Создание программы дополнительного образования «Волшебные ручки» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_ruchki.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Образовательная программа по тестопластике

«Волшебные ручки»

(дополнительное образование)

Для детей дошкольного возраста

от 3 до 7 лет

Педагог дополнительного образования:

Савельева Татьяна Алексеевна

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик программы.
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Принципы программы
  4. Содержание программы
  1. Этапы реализации программы
  2. Календарно - тематическое планирование
  1. Планируемые результаты
  1. Комплекс организационно – педагогических условий
  1. Условия реализации программы
  2. Формы отчетности образовательных результатов
  3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
  4. Оценочные материалы
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1

«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.

Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

Актуальность образования. Создание программы дополнительного образования «Волшебные ручки» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является:

1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.

- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

- Развивать мелкую моторику, координацию рук.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.

3. Постепенное усложнение программного материала.

4.Групповой характер освоения программного материала.

Адресат программы. Данная программа адресована детям от 3 до 7 лет. Дети этого возраста отличаются тем, что:

Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

В  дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 3–7 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Возраст от 3 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

Особенности организации образовательного процесса.

Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 3-7 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.

Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:

-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;

-процессами психического развития ребёнка;

-объёмом материалов;

-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, 4 занятия в месяц, продолжительность - 30 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цель:

 Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Образовательные:

- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;

- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

- Формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

- Развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;

-Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;

- Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.

1.3 Принципы программы:

-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Пути реализации программы

В работе с детьми:

- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий;

- Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий;

- Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий.

В работе со взрослыми:

Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы

- Создание предметно – развивающей и пространственной среды;

- Проведение бесед – консультаций с родителями;

- Привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду.

В работе педагогов:

- Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов;

- Обзор новой методической литературы;

- Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.

Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:

- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»;

- занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;

- подобраны все необходимые материалы и пособия;

- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки;

- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.

1.4 Содержание программы

Содержание занятий кружка «Волшебные ручки» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 5-7 человек.

1.4.1. Этапы реализации программы

Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:

1.Подготовительный

-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.

-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;

-Освоить приёмы вдавливания;

-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;

-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

2.Основной

- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.

-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый).

-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.

-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.

-Научиться раскрашивать работу гуашью.

-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.

-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.

-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

3.Итоговый

-Самостоятельно решать творческие задачи.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...

"Волшебные ручки" старшая группа

                                            Пояснительная записка....

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

План кружка по оригами "Волшебные ручки"

План работы кружка«Волшебные ручки»(подготовительная группа)На 2013-2014 год     СентябрьЗанятие №1. Тема: «Сказка квадратика»Программное содержание: продолжать знакомить дете...

Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные ручки".

Пальчиковая игра " Волшебные ручки" для развития мелко моторики детей младшего дошкольного возраста.Програмное содержание:1.Познакомить датей с функцией рук - наши помощники.2.Объяснить, что руки мног...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Волшебные ручки

Конспект занятия  по развитию мелкой моторики!!!...