План по саморазвитию на тему :"Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста."
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samorazvitiyu.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Цель: художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру.
Задачи:
- Развитие гармоничной личности;
- Формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
- Помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
- Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников
Изучение методической литературы:
ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с. 35-38.
Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986
http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya.html#h3_4
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки»- М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
Работа с детьми:
Месяц | Тема Цель | Виды деятельности | |
Октябрь | 3 неделя | Вводное занятие «Волшебная бумага» -Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает). -Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает). -Развивать мелкую моторику рук -Воспитывать у детей бережное отношение к предметам. -Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем. | - рассматривание; - беседа; - наблюдения; |
4 неделя | «Техника бумажный комочек» «Пингвин». -Познакомить ребят с новой техникой; -Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. -Показать детям способы применения бумажного комочка; -Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. | - показ; - беседа; |
ноябрь | 1неделя | Петли «Ромашка» -Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации. - Научить детей из полосок, делать петли - Развивать мелкую моторику руки, -Развивать творческие навыки детей в аппликации; | - совместная деятельность; - сказка; - показ; - объяснение; |
2 неделя | Петли «Лебедь» -Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; -Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой. -Развивать речь, внимание, воображение. - Развивать мелкую моторику руки, | -совместная деятельность; -рассматривание иллюстраций -показ; | |
| 3неделя | Петли «Ёлка» -Продолжать учить делать петли из полосок разной длины; -Развивать творческие навыки детей в аппликации; -Развивать мелкую моторику руки. | -совместная деятельность; - показ; - игровая ситуация; |
4 неделя | Петли «Бант» -Закрепить умение делать петли разной длины; -Развивать творческие навыки детей в аппликации; -Развивать мелкую моторику руки. | - совместная деятельность; |
декабрь | 1 неделя | Оригами «Собачка» -Познакомить детей с «оригами». -Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Развивать мелкую моторику руки, | -совместная деятельность; -игровая ситуация; -словесное описание | |
2неделя | Оригами «Лисичка» -Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку , используя известные приемы складывания; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ -словесное описание | ||
3неделя | Оригами «Домик» - Закреплять умение детей следовать устным инструкциям; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами | - совместная деятельность; - словесное описание | ||
| 4 неделя | Оригами «Кораблик» -Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба); ориентироваться на листе бумаги; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе | - совместная деятельность; - показ |
январь
| 3 неделя | Веселый конус «Ангелочек» -Продолжать закреплять способы закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать интерес к конструированию из бумаги | - совместная деятельность; - словесное описание; - драматизация |
4 неделя | Веселый конус «Елка» -Закреплять умение работать с бумагой; -Закреплять способы закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса; -Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; -Развивать мелкую моторику руки; -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость | - совместная деятельность; - показ |
февраль
| 1 неделя | Квилинг «Собака» -Познакомить с новым видом работы, выполненных в технике квиллинг. -Познакомить с новым элементом «капелька»; -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками) | - совместная деятельность; - словесное описание; |
2 неделя | Открытка для папы к 23 февраля -Закреплять новый вид работы, выполненных в технике квиллинг. -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками) | - совместная деятельность; - словесное описание; | |
3 неделя | Квилинг «Ветка рябины» -Закреплять выполнение работ в технике квиллинг. -Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; -Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)
| - совместная деятельность; - словесное описание; | |
4неделя | Квилинг «Цыпленок» -Закреплять приемы выполнения квиллинга; -Формировать навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук -Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость | - совместная деятельность; - показ; - словесное описание; |
март
| 1 неделя | Мятые шарики «Колобок» -Познакомить детей с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно креативные способности; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -игровая ситуация; |
2 неделя | Мятые шарики «Осьминог» -Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание | |
3 неделя | Мятые шарики «Снегирь» -Продолжать умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики. -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей. | - совместная деятельность; - словесное описание; - загадка | |
4 неделя | Мятые шарики «Яблоня» -Закреплять умение детей создавать поделку из салфеток, мять салфетку руками, скатывать её в шарики. -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей. | - совместная деятельность; - показ |
апрель
| 1 неделя | Торцевание «Цветок» -Познакомить детей с новой техникой торцевание, -Научить создавать композиции в данной техникой; -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; -Воспитывать интерес к работе | -совместная деятельность; -показ; -объяснение |
2 неделя | Торцевание «Гриб мухомор» -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание; -Развивать навыки мелкой моторики -Развивать у детей творческую активность, фантазию; -Воспитывать аккуратность в работе | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание; -загадка | |
3 неделя | Торцевание «Голубь» -Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание; -Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей | -совместная деятельность; -словесное описание; -загадка | |
4 неделя | Торцевание «Рыбка» -Закреплять приемы торцевания; -Развивать умение детей рисовать золотую рыбку; -Развивать мелкую моторику рук; -Воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -загадка |
май
| 1 неделя | Объемная «Груша» -Познакомить детей с новой техникой; -Научить создавать композиции в данной техникой; -Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; -Воспитывать интерес к работе | -совместная деятельность; -показ; -объяснение |
2 неделя | Объемная «Божья коровка» -Формировать практические навыки работы с бумагой; -Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков; -Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; -Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца | -совместная деятельность; -показ; -словесное описание; -загадка | |
3 неделя | Мониторинг | ||
4 неделя | Мониторинг |
|
Работа с педагогами:
Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:
- Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
- Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
- Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).
Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.
Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.
Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):
- умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
- умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
- умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
- умение комбинировать ранее известные методы в новый.
Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.
Взаимодействие с родителями:
Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.
Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.
Семейное эстетическое воспитание включает:
- Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
- Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
- Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
- Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
- Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
- Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.
Форма завершения самообразования:
Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.
Направление 1. Восприятие искусства и действительности:
- видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
- знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
- уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
- знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:
- интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
- самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
- уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
Перспективный план работы с родителями по теме: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 год По теме «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»Возрастная группа: подготовительная к школе группаНапра...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
План самообразования на 2023-2024 учебный год. Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:- изучить методичес...
План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...