План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
материал по рисованию

План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_5_let_olya_1.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида»

Авиастроительного района города Казани

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2024 – 2029 учебный год

На тему:

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Воспитатель: Стрижова О.С.

Работа начата: г.

Предполагается закончить: г.

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано содержание Программы. Оно должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Актуальность опыта

Я решила рассмотреть влияние изобразительной деятельности на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, ведь изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Актуальность определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Широко используются в настоящий момент так же нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Таким образом актуальность темы заключается в том, рисование с использованием разнообразных техник является наиболее благоприятным для творческого развития способности детей. Овладение техниками изображения доставляет детям истинную радость, если строить свою работу с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Целью моей педагогической работы является создание условий для художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФОП ДО.

Цель моего самообразования по данной теме – повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по развитию у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование разнообразных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.

Задачи:

  1. Повысить свой уровень самообразования путем изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет-источников по вопросу использования разнообразных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  2. Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию разных техник рисования в ДОУ;
  3. Расширить свои знания о разнообразных методах рисования и применять их на практике;
  4. Закреплять умения моделировать работу на основе изученных видов, приемов, способов;
  5. Повышение художественно-эстетического уровня развитости детей;
  6. Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
  7. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
  8. Подготовить методический материал, картотеку «Разнообразные техники и методы рисования»; разработать перспективный план, разработать программу сроком на 1 год;
  9. Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  • консультативная работа с родителями.

План работы:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
  5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».

Гипотеза: планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка.

Принципы саморазвития: доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.

Планируемые результаты:

У детей:

  • Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
  • Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
  • Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
  • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

У педагога:

  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно-творческих способностей детей через использование разнообразных техник и методов рисования.

У родителей:

  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием разнообразных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Для ДОУ/группы:

  • Будет составлена картотека «Разнообразие техник рисования»
  • Пополнена предметно-развивающая среда (зона художественно-эстетического развития).

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2024 г.)

  • составление плана работы по самообразованию;
  • изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала;
  • составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
  • оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.
  • Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Разнообразные методы рисования»

Ноябрь – декабрь (2024 г.)

  • изучение научно-методической литературы;
  • создание предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития);
  • Изучение вопросов организации и проведение НОД, составление консультаций, рекомендаций, брошюр, памяток на тему «Изобразительная деятельность в ДОУ»;
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

Январь - февраль (2025 г.)

  • изучение опыта педагогов МДОУ
  • обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
  • сбор дополнительного материала из Интернет – ресурсов
  • внедрить в работу подготовленный ранее материал
  • составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования»

Март – апрель (2025 г.)

  • формирование и оформление методической копилки;
  • разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования
  • создать презентации по теме самообразования;
  • консультация для родителей: «Как развивать творческие способности у дошкольников», «Как способствовать интересу детей к рисованию?», «Учите детей изображать!»
  • Обогащение ПРС зоны художественно-эстетической направленности в группе ДОУ
  • Показ НОД

Май (2025 г.)

  • Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах
  • отчет о проделанной работе
  • Выступление на итоговом педагогическом совете

Работа с родителями

Сентябрь

  • Анкетирование «Есть ли у Вашего ребёнка способности к творчеству?».
  • Обновление уголка ИЗО

Октябрь

  • Рекомендации «Как развивать творческие способности детей».

Ноябрь

  • Буклет «Тайный язык детского рисунка».

Декабрь

  • Наглядная информация «Новые изобразительные техники для творчества».

Январь

  • Папка-передвижка «С помощью чего можно рисовать дома»

Февраль

  • Консультация «Игры на листе бумаге или открой в себе художника»

Март

  • Тематическая выставка «Рисуем вместе с мамой».
  • Консультация «Как развивать творческие способности у дошкольников», «Как способствовать интересу детей к рисованию?»

Апрель

  • Наглядная информация «Так ли важно рисование в жизни детей».
  • Консультация «Учите детей изображать!»

Май

  • Создание альбома «Наше творчество»

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2025 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Пополнение картотеки по теме самообразования;
  • Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельности по разным направлениям на начало года;
  • Обогащение развивающей среды.

Ноябрь – декабрь (2025 г.)

  • Обобщить опыт работы по теме самообразования;
  • Выступление на педсоветах, методических объединениях конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;
  • Мастер-класс «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение нетрадиционных материалов».

Январь – февраль (2026 г.)

  • Оформление папки-передвижки «Как рассматривать детские рисунки»;
  • Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования.

Март – апрель (2026 г.)

  • Доклад для воспитателей на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;
  • Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.

Май (2026 г.)

  • Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельности по разным направлениям на конец года;
  • Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности «Рисуем нетрадиционным способом».

Работа с родителями

Сентябрь

  • Анкетирование «Что рисует ваш ребенок?»

Октябрь

  • «Семейный опыт». Предложить родителям обменяться опытом развития творческих способностей детей

Ноябрь

  • Индивидуальные беседы с родителями «Как часто вы рисуете дома с ребёнком?»

Декабрь

  • Выставка «Снежинки разными бывают»

Январь

  • Консультация «Организация уголка творчества дома»

Февраль

  • Рекомендации «Как развивать интерес детей к изобразительной деятельности»

Март

  • Папка-передвижка в родительский уголок «Игры с красками».

Апрель

  • Наглядная информация «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят»

Май

  • «Детский коллаж»- выставка детских работ

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2026 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.

Ноябрь (2026 г.)

  • Обогащение развивающей среды в группе;
  • Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования».

Декабрь (2026 г.)

  • Выставка пособий, наглядного материала для педагогов;
  • Оформить папку-раскладушку «Советы родителям по работе с краской»
  • Пополнение образцов декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Январь – февраль (2027 г.)

  • Изучение художественной литературы Комарова Т.С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
  • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Март – апрель (2027 г.)

  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
  • Ознакомление родителей с тем, какую роль нужно отводить художественному творчеству в семейном воспитании

Май (2027 г.)

  • Отчет о проделанной работе
  • Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ
  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Работа с родителями

Сентябрь

  • Актирование «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей»
  • Составление памятки: «Как не отбить охоту рисовать»

Октябрь

  • Консультации «Нетрадиционные техники рисования»

Ноябрь

  • Практикум для родителей «Волшебные кисточки»

Декабрь

  • Шпаргалка для родителей «Делаем игрушки своими руками»

Январь

  • Консультация «5 ступеней, прохождение которых позволяет организовать рисование с детьми дома».

Февраль

  • Анкетирование. «Поговорим о творчестве»

Март

  • Рекомендации, практикум. «Мастерим цветы в подарок»

Апрель

  • Выставка «Пасхальный перезвон»

Май

  • Консультация «Новые технологии в развитии у детей творческих способностей»

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2027 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.

Ноябрь – декабрь (2027 г.)

  • Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
  • Круглый стол «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО».

Январь (2028 г.)

  • Мастер-класс. Художественное творчество «Натюрморт», правильное расположение предметов на листе.

Февраль (2028 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Организация и проведение открытого просмотра детской деятельности - НОД по художественному творчеству;
  • Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Март – апрель (2028 г.)

  • Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
  • Семинар-практикум «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию»
  • Подготовить презентацию НОД по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ

Май (2028 г.)

  • Мастер – класс «Живопись по мокрому слою бумаги»
  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2028 г.)

  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по теме самообразования; Повышение своего уровня знаний;
  • Открытые просмотры с участием воспитателей

Ноябрь – декабрь (2028 г.)

  • Пополнение картотеки по теме самообразования;
  • Разработка конспектов НОД с использованием нетрадиционных техник рисования;
  • Круглый стол «Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач образовательной области художественно-эстетическое развитие»

Январь (2029 г.)

  • Подготовка презентации «Творческие работы родителей с детьми по развитию художественно-творческих способностей воспитанников с использованием нетрадиционных форм работы» и выступление с ней на районном МО;
  • Продолжить подборку картотеки по данной теме;
  • Изучить новинки методической литературы.

Февраль (2029 г.)

  • Продолжать повышать свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста; конспектов НОД с использованием дидактических игр;
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Март – апрель (2029 г.)

  • Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
  • Продолжать вести сайт воспитателя детского сада и сайт группы в Интернет- ресурсах на сайте Международного образовательного портала МААМ. RU -

Май (2029 г.)

  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;
  • Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Нетрадиционные методы рисования»
  • Написание отчета о проделанной работе. Выступление с ним на педсовете, использование ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  2. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  3. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2018 г.
  6. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
  7. социальная сеть работников образования.
  8. Международный образовательный портал.
  9. #1089;айт «Развитие ребёнка»
  10. Сайт для воспитателей детских садов.
  11. Сайт для детей и взрослых.
  12. Всё для детского сада.
  13. Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

   На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...

Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

МАДОУ д/с № 125 Консультация на тему:ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

quot;Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...