План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
материал по рисованию
План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_5_let_olya_1.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»
Авиастроительного района города Казани
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2024 – 2029 учебный год
На тему:
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Воспитатель: Стрижова О.С.
Работа начата: г.
Предполагается закончить: г.
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано содержание Программы. Оно должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Актуальность опыта
Я решила рассмотреть влияние изобразительной деятельности на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, ведь изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для его всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет им передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
Актуальность определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Широко используются в настоящий момент так же нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Таким образом актуальность темы заключается в том, рисование с использованием разнообразных техник является наиболее благоприятным для творческого развития способности детей. Овладение техниками изображения доставляет детям истинную радость, если строить свою работу с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью могу сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Целью моей педагогической работы является создание условий для художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФОП ДО.
Цель моего самообразования по данной теме – повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по развитию у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование разнообразных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования путем изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет-источников по вопросу использования разнообразных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию разных техник рисования в ДОУ;
- Расширить свои знания о разнообразных методах рисования и применять их на практике;
- Закреплять умения моделировать работу на основе изученных видов, приемов, способов;
- Повышение художественно-эстетического уровня развитости детей;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
- Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
- Подготовить методический материал, картотеку «Разнообразные техники и методы рисования»; разработать перспективный план, разработать программу сроком на 1 год;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
План работы:
- Изучить литературу по данной теме.
- Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
- Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
- Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
- Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».
Гипотеза: планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка.
Принципы саморазвития: доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.
Планируемые результаты:
У детей:
- Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
- Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
У педагога:
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно-творческих способностей детей через использование разнообразных техник и методов рисования.
У родителей:
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием разнообразных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Для ДОУ/группы:
- Будет составлена картотека «Разнообразие техник рисования»
- Пополнена предметно-развивающая среда (зона художественно-эстетического развития).
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2024 г.)
- составление плана работы по самообразованию;
- изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала;
- составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
- оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.
- Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Разнообразные методы рисования»
Ноябрь – декабрь (2024 г.)
- изучение научно-методической литературы;
- создание предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития);
- Изучение вопросов организации и проведение НОД, составление консультаций, рекомендаций, брошюр, памяток на тему «Изобразительная деятельность в ДОУ»;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
Январь - февраль (2025 г.)
- изучение опыта педагогов МДОУ
- обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
- сбор дополнительного материала из Интернет – ресурсов
- внедрить в работу подготовленный ранее материал
- составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования»
Март – апрель (2025 г.)
- формирование и оформление методической копилки;
- разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования
- создать презентации по теме самообразования;
- консультация для родителей: «Как развивать творческие способности у дошкольников», «Как способствовать интересу детей к рисованию?», «Учите детей изображать!»
- Обогащение ПРС зоны художественно-эстетической направленности в группе ДОУ
- Показ НОД
Май (2025 г.)
- Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах
- отчет о проделанной работе
- Выступление на итоговом педагогическом совете
Работа с родителями
Сентябрь
- Анкетирование «Есть ли у Вашего ребёнка способности к творчеству?».
- Обновление уголка ИЗО
Октябрь
- Рекомендации «Как развивать творческие способности детей».
Ноябрь
- Буклет «Тайный язык детского рисунка».
Декабрь
- Наглядная информация «Новые изобразительные техники для творчества».
Январь
- Папка-передвижка «С помощью чего можно рисовать дома»
Февраль
- Консультация «Игры на листе бумаге или открой в себе художника»
Март
- Тематическая выставка «Рисуем вместе с мамой».
- Консультация «Как развивать творческие способности у дошкольников», «Как способствовать интересу детей к рисованию?»
Апрель
- Наглядная информация «Так ли важно рисование в жизни детей».
- Консультация «Учите детей изображать!»
Май
- Создание альбома «Наше творчество»
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2025 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Пополнение картотеки по теме самообразования;
- Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельности по разным направлениям на начало года;
- Обогащение развивающей среды.
Ноябрь – декабрь (2025 г.)
- Обобщить опыт работы по теме самообразования;
- Выступление на педсоветах, методических объединениях конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;
- Мастер-класс «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение нетрадиционных материалов».
Январь – февраль (2026 г.)
- Оформление папки-передвижки «Как рассматривать детские рисунки»;
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования.
Март – апрель (2026 г.)
- Доклад для воспитателей на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;
- Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.
Май (2026 г.)
- Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельности по разным направлениям на конец года;
- Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности «Рисуем нетрадиционным способом».
Работа с родителями
Сентябрь
- Анкетирование «Что рисует ваш ребенок?»
Октябрь
- «Семейный опыт». Предложить родителям обменяться опытом развития творческих способностей детей
Ноябрь
- Индивидуальные беседы с родителями «Как часто вы рисуете дома с ребёнком?»
Декабрь
- Выставка «Снежинки разными бывают»
Январь
- Консультация «Организация уголка творчества дома»
Февраль
- Рекомендации «Как развивать интерес детей к изобразительной деятельности»
Март
- Папка-передвижка в родительский уголок «Игры с красками».
Апрель
- Наглядная информация «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят»
Май
- «Детский коллаж»- выставка детских работ
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2026 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.
Ноябрь (2026 г.)
- Обогащение развивающей среды в группе;
- Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования».
Декабрь (2026 г.)
- Выставка пособий, наглядного материала для педагогов;
- Оформить папку-раскладушку «Советы родителям по работе с краской»
- Пополнение образцов декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.
Январь – февраль (2027 г.)
- Изучение художественной литературы Комарова Т.С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Март – апрель (2027 г.)
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
- Ознакомление родителей с тем, какую роль нужно отводить художественному творчеству в семейном воспитании
Май (2027 г.)
- Отчет о проделанной работе
- Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Работа с родителями
Сентябрь
- Актирование «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей»
- Составление памятки: «Как не отбить охоту рисовать»
Октябрь
- Консультации «Нетрадиционные техники рисования»
Ноябрь
- Практикум для родителей «Волшебные кисточки»
Декабрь
- Шпаргалка для родителей «Делаем игрушки своими руками»
Январь
- Консультация «5 ступеней, прохождение которых позволяет организовать рисование с детьми дома».
Февраль
- Анкетирование. «Поговорим о творчестве»
Март
- Рекомендации, практикум. «Мастерим цветы в подарок»
Апрель
- Выставка «Пасхальный перезвон»
Май
- Консультация «Новые технологии в развитии у детей творческих способностей»
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2027 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.
Ноябрь – декабрь (2027 г.)
- Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
- Круглый стол «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО».
Январь (2028 г.)
- Мастер-класс. Художественное творчество «Натюрморт», правильное расположение предметов на листе.
Февраль (2028 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Организация и проведение открытого просмотра детской деятельности - НОД по художественному творчеству;
- Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Март – апрель (2028 г.)
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
- Семинар-практикум «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию»
- Подготовить презентацию НОД по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ
Май (2028 г.)
- Мастер – класс «Живопись по мокрому слою бумаги»
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2028 г.)
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года;
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по теме самообразования; Повышение своего уровня знаний;
- Открытые просмотры с участием воспитателей
Ноябрь – декабрь (2028 г.)
- Пополнение картотеки по теме самообразования;
- Разработка конспектов НОД с использованием нетрадиционных техник рисования;
- Круглый стол «Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач образовательной области художественно-эстетическое развитие»
Январь (2029 г.)
- Подготовка презентации «Творческие работы родителей с детьми по развитию художественно-творческих способностей воспитанников с использованием нетрадиционных форм работы» и выступление с ней на районном МО;
- Продолжить подборку картотеки по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы.
Февраль (2029 г.)
- Продолжать повышать свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста; конспектов НОД с использованием дидактических игр;
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Март – апрель (2029 г.)
- Участие в семинарах и вебинарах, ОД, конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
- Продолжать вести сайт воспитателя детского сада и сайт группы в Интернет- ресурсах на сайте Международного образовательного портала МААМ. RU -
Май (2029 г.)
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;
- Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Нетрадиционные методы рисования»
- Написание отчета о проделанной работе. Выступление с ним на педсовете, использование ИКТ.
ЛИТЕРАТУРА
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
- «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2018 г.
- Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
- социальная сеть работников образования.
- Международный образовательный портал.
- #1089;айт «Развитие ребёнка»
- Сайт для воспитателей детских садов.
- Сайт для детей и взрослых.
- Всё для детского сада.
- Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по ра...
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...
Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
МАДОУ д/с № 125 Консультация на тему:ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
quot;Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...