Волшебный комочек
методическая разработка по аппликации, лепке
Тестопластика - один из народных промыслов. Поделки из теста - очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится, все , что сделано своими руками.Работа в кружке имеет художественно - эстетическую направленность. Занятие творческой деятельностью оказывает сильное воздействие на эмоционально - волевую сферу детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_testoplastiki.docx | 625.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Лепка из соленого теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Работа в кружке «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определенному замыслу, внося некоторые коррективы.
Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность работы. Создание программы «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
Цель проводимой работы: создание воспитательной среды, условий для развития творческой личности через занятия тестопластикой.
Задачи:
- Воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом по средствам декоративно-прикладного искусства.
- Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики;
- Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики;
- Создавать условия для участия детей в конкурсах и акциях различного уровня;
- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста.
План работы рассчитан на два года и поделен на II этапа
I этап – общая подготовка. Ребёнок, прошедший её может иметь первоначальные навыки изготовления разнообразных изделий из соленого теста, но не в полной мере владеет техникой выполнения и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов утилитарного назначения.
II этап. Ребёнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых приёмов, изучает историю тестопластики.
План составлен с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам. наполненность группы — 10 детей. Занятия проводятся 1раз в неделю во 2 половину дня продолжительностью 30 минут.
Прогнозируемый результат:
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
Образовательные результаты к концу первого года обучения:
- Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики.
- Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки.
- Знать начальные принципы композиции.
- Уметь пользоваться шаблонами, строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.
- Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
- Изготавливать различные тематические аппликации.
Образовательные результаты к концу второго года обучения:
- Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.
- Изготавливать игрушки, украшения, подарки близким к праздникам.
- Изготавливать посуду и рисовать на ней элементы хохломского и гжельского узора.
- Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».
- Изготавливать украшения, поделки бытового назначения.
- Изготавливать из теста любимую игрушку.
Вся работа кружка строится в три этапа:
1– организационный (сентябрь)
• изучение спроса родителей.
• изучение интересов и навыков детей, пожеланий родителей.
• проведение родительских собраний с выставкой детских работ.
• рекомендации по изобразительному творчеству в семье.
2 – основной (октябрь – апрель)
• организация работы с детьми через занятия кружка.
• оформление выставок детских работ.
• встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.
• промежуточная диагностика, оценка интересов детей, посещаемости кружка и поставленных задач за полугодие.
3 – заключительный (апрель)
• итоговая диагностика детей.
• проведение открытых занятий с присутствием родителей.
• оформление выставок.
Учебно – методическое оснащение
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Базовый курс (4 – 5 лет)
Задачи:
• познакомить с тестопластикой, как видом лепки.
• научить простейшим технологическим приемам работы с тестом, особенностями используемого материала.
• способом изготовления фигур из простых форм (шар, овоид, конус).
Приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.)
Принципы программы:
1.Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
2.Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов;
3.Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
4. «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
5.Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Основной курс (5—7 лет)
Задачи:
• углубленно изучать с детьми технологии тестопластики
• закрепить ранее полученные знания и умения
• освоить технологии объемных и рельефных работ.
• формировать творчество, создавая необычные изделия на основе раннее полученных знаний.
• развивать опыт общественной мотивации, желание доставлять радость родным и близким.
Приемы:
• показ технологических приемов.
• организация выставок.
• обмен выставками с другими детскими садами.
• праздники дарения.
Тематический план работы
в старшей группе
№ п/п | Тема | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Замесили тесто мы | 1 | 1 | - |
2 | Грибы на пенёчке | 2 | 2 | |
3 | Весёлые овощи | 2 | 2 | |
4 | Ёжик босоногий по лесу идёт | 2 | -- | 2 |
5 | Корзина фруктов | 2 | - | 2 |
6 | Снежинки | 2 | - | 2 |
7 | Украшения для ёлки | 2 | - | 2 |
8 | Подарки Деда Мороза | 2 | 2 | |
9 | Подсвечник декоративный | 2 | - | 2 |
11 | Валентинки | 2 | 2 | |
12 | Подарок папе | 2 | 2 | |
13 | Медальон для мамы | 2 | 2 | |
14 | Птичкин день | 2 | 2 | |
15 | Рыбки | 2 | 2 | |
16 | Божья коровка | 2 | 2 | |
17 | Весёлый алфавит | 2 | 2 | |
18 | Итоговое занятие совместно с родителями | 1 | 1 | |
| Всего | 32 | 1 | 31 |
Содержание
Занятие : лепка | Занятие: окрашивание | |
Октябрь | «Замесили тесто мы» Цель: познакомить детей с материалами для лепки, особенностями работы с тестом, с последовательностью работы с тестом | |
1,2 | Грибы на пенёчке Цель: познакомить с простейшими навыками лепки из теста, способами соединения деталей. | Цель: раскрашивание готовых украшений, подбор основы для поделки (спилы деревьев) |
3-4 | Весёлые овощи Цель: закрепить основные формообразующие движения, научить дополнять поделку выразительными деталями | Цель: учить аккуратно, подбирая цвет, закрашивать поделку. |
Ноябрь 1-2 | Ёжик босоногий Цель: учить детей делать выразительные детали (иголки) при помощи ножниц. | Цель: закрашивать поделку соответствующими реальности цветами, дополнять поделку деталями (нос, глаза, яблоко, листок) |
3-4 | Корзинка с фруктами (подарок маме ко Дню матери) Цель: учить выполнять поделку с элементами плетения жгутами, надёжно скреплять детали между собой | Цель: подбирать цвета для закрашивания поделки, аккуратно закрашивать мелкие детали |
Декабрь 1-2 | Снежинки Цель: продолжать учить работать по шаблонам, составлять простейшие композиции | Цель: продолжать учить детей расписывать поделку, выделять фон |
3-4 | Елочные украшения Цель: продолжать учить лепить объемные игрушки, делать крепления | Цель: роспись в произвольной форме, украшение декоративными деталями |
Январь 1-2 | Подарки Деда Мороза Цель: учить лепить полуобъемные фигурки из теста в соответствии с замыслом | Цель: выбор цвета, колорирование |
3-4 | Подсвечник декоративный Цель: учить выполнять функциональную поделку, дополняя её декоративными деталями из жгутов, налепов | Цель: распределение участков композиции для окрашивания |
Февраль 1-2 | Валентинки Цель: учить работать с шаблонами, дополнять поделку выразительными деталями | Цель: закрашивать поделки в соответствии с традиционной колористикой праздника |
3-4 | Подарки папам Цель: изготовление вырезанием по шаблону, отделка готовых шаблонов объемными элементами | Цель: учить детей раскрашивать поделку, подбирать цвета |
Март 1-2 | Изготовление медальонов Цель: особенности изготовления медальонов, декорирования бусинами, бисером | Цель: окрашивание фона и деталей |
3-4 | Птичкин день Цель: учить лепить фигурки птиц, прочно скрепляя детали | Цель: подбирать цвета для закрашивания в соответствии с реальной окраской птиц |
Апрель 1-2 | Рыбки Цель: выполнять фигурки рыб, устанавливать их на подставку | Цель: закрашивать поделку в соответствии с замыслом |
3-4 | Божья коровка Цель: выполнять поделку по образцу, используя штампы для придания выразительности | Цель: закрашивать поделку в соответствии с реальной окраской насекомого |
Май 1-2 | Весёлый алфавит Цель: учить лепить пластину с буквой своего имени, выполненной в знакомой технике (жгуты, налепы) | Цель: подбирать цвет фона и поделки по принципу контраста |
3 | Совместное занятие с родителями «Натюрморт» Цель: учить составлять общие композиции, закрепить полученные ранее навыки | Цель: окрашивание отдельных элементов, грамотное распределение цвета при составлении композиции |
4 | Итоговая выставка детского и совместного детско-взрослого творчества «Волшебные комочки» | Цель: подвести итоги работы за год, выявить степень удовлетворённости заказчиками услуги качеством оказанных услуг. |
Используемая литература:
Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».
Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
Журнал «Школа» №1, №2 2004г.
Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.
Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ-РОДНИК , 2005г.
Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
Хананова И.Н. «Соленое тесто». – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА
И. Кискальд «Соленое тесто. Увлекательное моделирование». – М: Профиздат, 2007
Чаянова Галина «Соленое тесто». – Дрофа, 2008
Скребцова Т.О. «Соленое тесто: идеи для интерьера: панно, фоторамки,
миниатюры». – Изд-во Феникс. 2006
Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по пластилинографии "Волшебный комочек"
Программа работы кружка по пластилинографии «Весёлый комочек» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, ...
Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"
Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...
Краткосрочная практика превращение волшебного комочка в елочку
Предлагаю вашему вниманию работу сделанную из салфеток, техникой сминания, получается очень оригинальная елочка, которая понравилась детям и они с удовольствием ее смастерили....
Кружок "Волшебные комочки". МБДОУ №322 Красноярск, группа "Солнышко"
Кружок "Волшебные комочки".Занятие по теме:"Веселый снеговик". Цель: закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги,создавая...
Проект Аппликация из гофрированной бумаги «Волшебные комочки»
Показать пластические возможности гофрированной бумаги в создании декоративно-прикладных работ; применение гофрированной аппликации для развития познавательных процессов детей дошкольного ...
Мастер-класс "Волшебные комочки"
Мастер-класс для родителей "Волшебные комочки" (объемная аппликация из салфеток). Краткий обзор и пошаговая инструкция для родителей, как можно увлечь ребенка, начиная с трехлетнего возраста...