Открытое, инклюзивное занятие в разновозрастной группе для детей с НОДА
методическая разработка по аппликации, лепке
Инклюзивное занятие по лепке из глины с детьми с НОДА. Глина давольно таки сложный в применении материал для детей данной категории, но все дети удачно справились с поставленной задачей, т.к им на помощь пришли дети постарше. Было интересно. познавательно и весело.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа»
Технологическая карта
коррекционно-развивающего занятия
«Подарок маме»
Составитель: педагог-психолог
Шувалова К.В
2024 год
Тема коррекционно-развивающего занятия: «Подарок маме»
Направленность занятия: развитие проприоцептивных ощущений, тактильной чувствительности, речемыслительной деятельности, навыков коммуникации и социализации.
Контингент обучающихся: разновозрастная группа (7-10 лет). Дети с УО (АООП вариант 1), дети с ТМНР (СИПР)
Способ организации: работа в парах (ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (имеющий статус ребенок-инвалид) в паре с ребенок с легкими интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)).
Средства:
Оборудование: подкладки – по количеству детей, глина, инструмент для работы с глиной, влажные губки, салфетки для рук, тазы с водой для мытья рук.
Наглядные: готовые изделия из глины, видео презентация.
Мультимедийные: телевизор
Музыкальные: магнитофон, флешка с аудиозаписями
Релаксационные: Оборудование сенсорной комнаты: световые эффекты, мягкий мат, пуфы с гранулами, пледы.
Цель занятия: формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его, используя ранее полученный опыт и помощь сверстников.
Задачи для обучающихся по АООП (вариант 1):
- формировать грамотную, связанную речь детей
- Совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы, в зависимости от задумки)
- Развивать умение создавать композицию
- Развивать кистевой праксис, в частности глубокие внутрисуставные ощущения (проприоцептивные); образное мышление; зрительную память; глазомер; доводить начатое дело до конца.
- Развивать умение планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд.
- Развивать умения самостоятельно решать творческие и изобретательные задачи, применять знания и умения, полученные на занятиях;
- Формировать толлерантное отношение к детям с ТМНР. Обогащать опыт сотрудничества
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, внимательность, чувство ответственности, любви к национальной культуре, народному творчеству.
- Формировать интерес к созданию подарков своими руками
Задачи для обучающихся по СИПР (вариант 2):
- Знакомство с новым материалом для лепки –глиной, сравнение ее свойств с пластилином, воском, тестом.
- формировать навыки пространственной ориентировки.
- Развивать кистевой праксис, в частности глубокие внутрисуставные ощущения (проприоцептивные); образное мышление; зрительную память; глазомер; доводить начатое дело до конца.
- Способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности;
- Формировать комуникативные навыки. Обогащать опыт сотрудничества
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, внимательность, чувство ответственности, любви к национальной культуре, народному творчеству.
Предварительная работа:
- Обучение основным способам и техническим приемам использования различных инструментов для лепки на пластилине и тесте.
- Научить лепить различные декоративные украшения разными способами, а так же составлению простой композиции.
- подбор музыкального сопровождения
- мотивация на предстоящее занятие до завтрака
- украшение кабинета педагога-психолога.
Предполагаемые трудности:
- Детям будет не приятна глина на ощупь
- Дети придут не в настроении и откажутся работать
Этапы (последовательность) деятельности | Действия, деятельность педагога | Содержание деятельности | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | |
Мотивационно - проблемный | Педагог-психолог мотивирует детей к деятельности: - задает вопросы, стимулирующие процесс мышления; -способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы; -ставит цели группе детей, которые отвечают их интересам и потребностям; -предоставляет достаточно времени для мыслительной деятельности. -предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование | Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте. Кто открыл мне этот мир, Не жалея своих сил? И всегда оберегала? Лучшая на свете МАМА. Кто на свете всех милее И теплом своим согреет, Любит больше, чем себя? Это МАМОЧКА моя. Книжки вечером читает И всегда всё понимает, Даже если я упряма, Знаю, любит меня МАМА. -Ребята про кого этот стих? -про маму -Ребята, а вы знаете какой скоро праздник? -8марта. -А на праздник всегда дарят что? -подарки - Вы подготовили уже подарки своим мамам? (нет) -Что же нам сделать своими руками? - Недавно мы с вами лепили панно из теста, у вас так хорошо получилось. Предлагаю слепить мамам в подарок панно. А какую же нам композицию вылепить??? Мамы то у вас самые разные, самые любимые. Думаю, будет здорово, если у вас будет время до завтрака на задумку композиции. | Дети слушают взрослого, сосредотачивают внимание, думают, выражают собственные мысли выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики. Начинают договариваться, обдумывать свою задумку в паре. | Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне Дети определятся с выбором композиции панно. Обогащается опыт сотрудничества. | |
Вводная часть Создание атмосферы психоло-гической безопасности: эмпатического принятия, эмоциональной поддержки | Приветствие. Установление зрительного, тактильного контактов. | П:- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Дети соприкасаются пальчиком с соседом и говорят: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). | Дети охотно вступают в контакт с педагогом-психологом и сверстниками
| Психологическая готовность к совместной деятельности. Развитие кистевого праксиса и навыков коммуникации . | |
Основная часть Актуализация имеющихся знаний, пред-ставлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых пред-ставлений. | Педагог-психолог с помощью наводящих, проблемных вопросов, с опорой на наглядность, подводит детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного усвоению нового. Вовлекает в слушание вводит элемент новизны предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение использует наглядные, информационные средства | П:- ребята, что вы задумали сделать? -Ой, ребята, что же делать, из чего же мы лепить будем мы же вчера весь пластилин и тесто потратили, когда готовили угощение, и воск на свечку. Педагог-психолог: одна беда , не беда… не расстраивайтесь ребята, я сегодня не с пустыми руками к вам пришли. У меня для вас подарок. (Достает сундук с глиной, изделиями из глины, флешка с презентацией) -Посмотрите ребята здесь что-то тяжелое, что же это? Правильно глина. -Что вы уже знаете про глину? - А это что? Изделия из глины.(исследования изделий из глины) И флешка, давайте включим и посмотрим что там. (просмотр презентации) | Участвуют в диалоге, размышляют, рассуждают, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. | Развиватие умения самостоятельно решать творческие и изобретательные задачи, применять знания и умения, полученные на занятиях. Развитие познавательного интереса и мыслительной деятельности. | |
«Открытие» детьми новых знаний: -усвоение нового; -расширение имеющихся представле-ний. | Педагог-психолог, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Поощряет детей к высказыванию инициирует общее обсуждение, проявляет уважение к детским высказываниям, предоставляет возможность задавать вопросы | -Ребята сейчас у вас есть возможность повзаимодействовать с глиной. Глину можно мять, месить и т.д -Какая глина на ощупь? С каким материалом схожа? Сходства, различия? -Что нового вы сегодня узнали про глину? - как добывают глину? -что изготавливают? -Какие инструменты будем использовать в работе с глиной? -Задумка есть (узор, композиция), материал есть (глина), инструменты есть, делать как будем? (по порядку) Педагог-психолог озвучивает правила работы с глиной. (Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки и застелить стол. Нельзя брать в рот глину, бросать на пол. Нельзя размахивать стекой. По окончании работы нужно вымыть руки и убрать рабочее место). | Дети первого варианта составляют связные высказывания о полученных знаниях о глине, делают выводы (с помощью педагога). Дети с ТМНР прислушиваются к сверстникам, проявляют эмоции, интерес к деятельности | Формирование: -осознанных, усвоенных понятий, представлений, умений, навыков; -способность самостоятельно действовать, решать интеллекту-альные задачи, адекватные возрасту. Формирование грамотной, связанной речи детей, навыков взаимодействия. | |
Динамиче-ская пауза Смена вида деятель-ности, предупрежде-ние утомляемо-сти | Организует деятельность детей | -Теперь нам необходимо подготовить наши ручки к работе с глиной, размять их, сделать сильными. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику -Кто хочет быть ведушим? | Выполняют гимнастику | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | |
Деятельностный актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Организует общение в процессе и по поводу творческой деятельности. Оказывает необходимую техническую помощь и эмоциональную поддержку. Помогает решать проблемные ситуаций, возникшие во время практической работы. | Организация практической работы: -предложение воспользоваться, по желанию, образцами - предложение каждой паре с помощью имеющихся инструментов создать из куска глины панно с задуманной композицией; Совместное с детьми составление после-довательности действий:
| Лепка панно Выполняют задания в соответствии с задумкой, проявляя инициативу и фантазию. Опробуют свои идеи. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.) | Владение: -техникой лепки (свободно сочетают разные способы и приемы, в зависимости от задумки); - способами создания композиции; -умением планировать свою работу корректировать и оценивать свой труд. Овладение: конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; -навыками пространственной ориентировки. Активация нервных окончаний на кончиках пальцев. | |
Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия | Педагог-психолог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью Отмечает инициативность, поощряет активность детей. | -Давайте покажем друг другу свои работы, посмотрим какие они замечательные. Вы большие молодцы! (Представление каждой парой готовой работы). -Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали? Понравилась вам глина? Чем? Какие особенности в работе с глиной вы заметили? Легко ли было осуществить свой замысел? Что хотели бы еще узнать про глину? Словесное обсуждение, рассказывание о том, как воплощался замысел. Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе совместной деятельности. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. | Овладение элементарными навыками самоконтроля, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осознание себя как участника познавательного, процесса. | |
Динамиче-ская пауза | Организует игры с водой (теплая и прохладная). Формирует навыки самообслуживания. Педагог-психолог включает релаксационную музыку и световые эффекты | А теперь нам что нужно сделать? Правильно, вымыть руки. (моют руки в теплой воде парами проговаривая потешку и делая самомассаж пальцев). У всех глина смылась? Теперь пора поменять воду на чистую (прохладную), чтоб ополоснуть оставшуюся грязь и вытереть на сухо полотенцем -Устали? Давайте пройдем в сенсорную комнату, где мы сможем расслабиться и обсудить проделанную работу (проходим в сенсорную комнату, дети укладываются на пуфы и мат.) | Моют руки, оказывают помощь, выполняют самомассаж рук с элементами закаливания. | Формируются комуникативные навыки. Обогащается опыт сотрудничества Закаливание Снятие психо-эмоционального напряжения |
Предварительный просмотр:
Сценарий коррекционно-развивающего занятия
«Подарок маме»
Мотивация
В класс заходит незнайка.
Педагог-психолог:-Ребята посмотрите кто к нам пришел.
Дети:-незнайка.
Педагог-психолог:-незнайка ты чего такой не веселый, что то случилось?
Незнайка: - Я хотел украсить стены в маминой комнате, красивыми панно, к маминому празднику. Даже картинки с узорами напечатал. (передает картинки детям) Но у меня ни чего не получается, я лепить не умею. Вот ищу, кто бы мне помог…
Дети: -мы поможем. Мы тебя научим.
Незнайка: -Мне четыре надо, а вас вон как много
Дети:-А мы парами умеем работать.
Педагог-психолог:- конечно наши ребята и лепить умеют, и парами работаю на загляденье, Незнайка ты немного погуляй, ребятам нужно договориться - задумать узор. А после приходи в мой кабинет, и ребята тебе помогут, слепят панно.
Незнайка оставляет фотографии готовых панно для задумки и уходит.
Педагог-психолог дает детям задание задумать в парах узор, и дети начинают договариваться.
Ход занятия. Дети сидят за столами – парами.
Педагог-психолог: А теперь поприветствуем друг друга.
Дети соприкасаются пальчиком с соседом и говорят: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Педагог-психолог:- ребята зачем же нас Незнайка ждёт? (сделать панно) Какой же вы узор задумали? (отвечает каждая пара)
Педагог-психолог:-ребята у меня для вас сюрприз. Я вчера была в гончарной мастерской и мне для вас передали посылку, посмотрим, что в ней? (Глина)
Педагог-психолог:-Что вы уже знаете про глину? (ответы детей)
Педагог-психолог:-я хочу вам показать маленький сюжет про глину (просмотр презентации)
Педагог-психолог:-что нового вы узнали про глину? (ответы детей)
Педагог-психолог:- как добывают глину? (ответы детей)
Воспитатель:-что изготавливают? Ребята в посылке еще что то есть. (исследования изделий из глины, дополнение высказывания детей педагогом-психологом).
Педагог-психолог:- отщипните по маленькому кусочку глины, закройте глаза и попробуйте прочувствовать пальчиками какая она?
Педагог-психолог:-Какая глина на ощупь? Сухая, влажная, холодная? Нравится ли вам глина? С каким материалом схожа? Сходства, различия?
Педагог-психолог:-ну все начинаем лепить.
Дети:-нам мало такого кусочка.
Педагог-психолог:-Ну …перед тем как работать с большим куском глину нам необходимо подготовить наши ручки, размять их, сделать сильными. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Педагог-психолог:-Кто хочет быть ведущим?
Дети делают пальчиковую гимнастику.
Педагог-психолог:-Вот, держите по большому куску глины, такого точно хватит.
Педагог-психолог:-Задумка есть (узор, композиция), материал есть (глина), инструменты есть, делать как будем? (по порядку)
Педагог-психолог:- ребята я вам расскажу особенности работы с глиной:
- перед работой глину нужно размять
-скатать шарик
- положить на салфетку, чтоб не прилипала к подкладке
Педагог-психолог:-а дальше вы и сами все знаете, приступайте к осуществлению замысла.
Во время лепки педагог-психолог оказывает помощь детям, дополняет их знания о глине новыми высказываниями.
Педагог-психолог:-давайте покажем Незнайке свои работы. Посмотри, Незнайка какие они замечательные. Вы большие молодцы! (Представление каждой парой готовой работы).
Педагог-психолог:-Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали? Понравилась вам глина? Чем? Какие особенности в работе с глиной вы заметили? Легко ли было осуществить свой замысел? Что хотели бы еще узнать про глину?
Словесное обсуждение, рассказывание о том, как воплощался замысел.
Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе совместной деятельности.
Педагог-психолог:-а теперь нам что нужно сделать? Правильно, вымыть руки. (моют руки парами проговаривая потешку и делая самомассаж пальцев). У всех глина смылась? Теперь пора поменять воду на чистую, чтоб ополоснуть оставшуюся грязь и вытереть на сухо полотенцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста «В осеннем лесу»
Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста ...
Конспект открытого тематического занятия в разновозрастной группе "Правила поведения для воспитанных детей"
Работа нацелена на знакомство детей с основами этикета и правилами поведения в детском саду с помощью музыкального материала, стихов, детских иллюстраций....
Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме "Широкая Масленица"
В данном материале представлен алгоритм занятия по всем образовательным областям: "Познавательное", "Социально-коммуникативное", Художественно-эстетическое;, "Речевое", "Физическое". Форма заня...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в зимний лес»
- учить детей пролезать в обруч (дети старшей подгруппы -боком, дети младшей подгруппы прямо)- упражнять в ходьбе по шнуру- младшие (дети старшей подгруппы -приставным шагом) , развивая равновесие- сп...
Открытое интегрированное занятие в разновозрастной группе совместно с начальными классами по теме "Космическое путешествие"
В данном конспекте представлен алгоритм проведения занятия, в котором задействованы все пять образовательных областей...
Занятие в разновозрастной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) «Дружно в «Зёрнышке» живём» (День открытых дверей)
Развитие физических качеств детей, направленных на формирование здорового образа жизни.Задачи:Оздоровительные:Укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата.Коррекция плоскостопия. ...
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе для детей с НОДА
quot;Моделирование русской народной сказки "Теремок" с использованием элементов Sтеm технологии.( конструирование, развитие речи,математика)....