Открытое, инклюзивное занятие в разновозрастной группе для детей с НОДА
методическая разработка по аппликации, лепке

Шувалова Ксения Викторовна

Инклюзивное занятие по лепке из глины с детьми с НОДА. Глина давольно таки сложный в применении материал для детей данной категории, но все дети удачно справились с поставленной задачей, т.к им на помощь пришли дети постарше. Было интересно. познавательно и весело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа»

Технологическая карта 

коррекционно-развивающего занятия  

 «Подарок маме» 

                                                                                                                 Составитель:  педагог-психолог

Шувалова К.В

                                                                                                     

2024 год

Тема коррекционно-развивающего занятия:  «Подарок маме»

Направленность занятия: развитие проприоцептивных ощущений, тактильной чувствительности, речемыслительной деятельности, навыков коммуникации и социализации.

Контингент обучающихся:  разновозрастная группа (7-10 лет). Дети с УО (АООП вариант 1), дети с ТМНР (СИПР)

Способ организации: работа в парах (ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (имеющий статус ребенок-инвалид)  в паре с ребенок с легкими интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)).

Средства:

Оборудование: подкладки – по количеству детей, глина, инструмент для работы с глиной, влажные губки, салфетки для рук, тазы с водой для мытья рук.

Наглядные: готовые изделия из глины, видео презентация.

Мультимедийные: телевизор

Музыкальные: магнитофон, флешка с аудиозаписями

Релаксационные: Оборудование сенсорной комнаты: световые эффекты, мягкий мат, пуфы с гранулами, пледы.

Цель занятия:  формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его, используя ранее полученный опыт и помощь сверстников.

Задачи для обучающихся по АООП (вариант 1):

  • формировать грамотную, связанную речь детей
  • Совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы, в зависимости от задумки)
  • Развивать умение создавать композицию
  • Развивать кистевой праксис, в частности глубокие внутрисуставные ощущения (проприоцептивные); образное мышление; зрительную память; глазомер;  доводить начатое дело до конца.
  • Развивать  умение планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд.
  • Развивать умения самостоятельно решать творческие и изобретательные задачи, применять знания и умения, полученные на занятиях;
  • Формировать толлерантное отношение к детям с ТМНР. Обогащать опыт сотрудничества
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, внимательность, чувство ответственности, любви к национальной культуре, народному творчеству.
  • Формировать интерес  к созданию подарков своими руками

Задачи для обучающихся по СИПР (вариант 2): 

  • Знакомство с новым материалом для лепки –глиной, сравнение ее свойств с пластилином, воском, тестом.
  • формировать навыки пространственной ориентировки.
  • Развивать кистевой праксис, в частности глубокие внутрисуставные ощущения (проприоцептивные); образное мышление; зрительную память; глазомер;  доводить начатое дело до конца.
  • Способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности;
  • Формировать комуникативные навыки. Обогащать опыт сотрудничества
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, внимательность, чувство ответственности, любви к национальной культуре, народному творчеству.

Предварительная работа:

  • Обучение  основным способам и техническим приемам использования различных инструментов для лепки на пластилине и тесте.
  • Научить лепить различные  декоративные украшения разными способами, а так же составлению простой композиции.
  • подбор музыкального сопровождения
  • мотивация на предстоящее занятие до завтрака
  • украшение кабинета педагога-психолога.

Предполагаемые трудности:

  • Детям будет не приятна глина на ощупь
  • Дети придут не в настроении и откажутся работать

Этапы

(последовательность) деятельности

Действия, деятельность педагога

Содержание деятельности

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивационно - проблемный

Педагог-психолог мотивирует детей к деятельности:

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;

-способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы;

-ставит цели группе детей, которые отвечают их интересам и потребностям;

-предоставляет достаточно времени для мыслительной деятельности.

-предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование

Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете МАМА.

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это МАМОЧКА моя.

Книжки вечером читает

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня МАМА.

-Ребята про кого этот стих?

-про маму

-Ребята, а вы знаете какой скоро праздник?

-8марта.

-А на праздник всегда дарят что?

-подарки

- Вы подготовили уже подарки своим мамам? (нет)

-Что же нам сделать своими руками?

- Недавно мы с вами лепили панно из теста, у вас так хорошо получилось. Предлагаю слепить мамам в подарок панно. А какую же нам композицию вылепить???  Мамы то у вас самые разные, самые любимые. Думаю, будет здорово, если у вас будет время до завтрака на задумку композиции.

Дети слушают взрослого, сосредотачивают внимание, думают,

 выражают собственные мысли

выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики.

Начинают договариваться, обдумывать свою задумку в паре.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Дети определятся с выбором композиции панно.

Обогащается опыт сотрудничества.

Вводная часть Создание атмосферы психоло-гической безопасности: эмпатического принятия, эмоциональной поддержки

Приветствие.

Установление зрительного, тактильного контактов.

П:- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Дети соприкасаются пальчиком с соседом и говорят: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Дети охотно вступают в контакт с педагогом-психологом и сверстниками

 

Психологическая готовность к совместной деятельности.

Развитие кистевого праксиса и навыков коммуникации .

Основная часть

Актуализация имеющихся знаний, пред-ставлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых пред-ставлений.

Педагог-психолог с помощью наводящих, проблемных вопросов, с опорой на наглядность, подводит детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного усвоению нового.  

Вовлекает в слушание вводит элемент новизны предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение использует наглядные, информационные средства

П:- ребята, что  вы задумали сделать?

-Ой, ребята, что же делать, из чего же мы лепить будем мы же вчера весь пластилин и тесто потратили, когда готовили угощение, и воск на свечку.

Педагог-психолог: одна беда , не беда… не расстраивайтесь ребята, я сегодня не с пустыми руками к вам пришли. У меня для вас подарок. (Достает сундук с глиной, изделиями из глины, флешка с презентацией)

-Посмотрите ребята здесь что-то тяжелое, что же это? Правильно глина.

-Что вы уже знаете про глину?

- А это что? Изделия из глины.(исследования изделий из глины) И флешка, давайте включим и посмотрим что там. (просмотр презентации)

Участвуют в диалоге, размышляют, рассуждают, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

 Развиватие умения самостоятельно решать творческие и изобретательные задачи, применять знания и умения, полученные на занятиях.

 Развитие познавательного интереса и мыслительной деятельности.

«Открытие» детьми новых знаний:

-усвоение нового;

-расширение имеющихся представле-ний.

Педагог-психолог, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Поощряет детей к высказыванию инициирует общее обсуждение, проявляет уважение к детским высказываниям, предоставляет возможность задавать вопросы

-Ребята сейчас у вас есть возможность повзаимодействовать с глиной. Глину можно мять, месить и т.д

-Какая глина на ощупь? С каким материалом схожа? Сходства, различия?

-Что нового вы сегодня узнали про глину?

- как добывают глину?

-что изготавливают?

-Какие инструменты будем использовать в работе с глиной?

-Задумка есть (узор, композиция), материал есть (глина), инструменты есть, делать как будем? (по порядку)

Педагог-психолог озвучивает правила работы с глиной.

(Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки и застелить стол. Нельзя брать в рот глину, бросать на пол. Нельзя размахивать стекой. По окончании работы нужно вымыть руки и убрать рабочее место).

Дети первого варианта составляют  связные высказывания о полученных знаниях о глине, делают выводы (с помощью педагога).

Дети с ТМНР прислушиваются к сверстникам, проявляют эмоции, интерес к деятельности

Формирование:

 -осознанных, усвоенных понятий, представлений, умений, навыков;

-способность самостоятельно действовать, решать интеллекту-альные задачи, адекватные возрасту.

Формирование грамотной, связанной речи детей, навыков взаимодействия.

Динамиче-ская пауза Смена вида деятель-ности, предупрежде-ние утомляемо-сти

Организует деятельность детей

-Теперь нам необходимо подготовить наши ручки к работе с глиной, размять их, сделать сильными. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику

-Кто хочет быть ведушим?

Выполняют гимнастику

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Деятельностный

актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Организует общение в процессе и по поводу творческой деятельности. Оказывает необходимую техническую помощь и эмоциональную поддержку.

Помогает решать проблемные ситуаций, возникшие во время практической работы.

Организация практической работы:

-предложение воспользоваться, по желанию, образцами

- предложение каждой паре с помощью имеющихся инструментов создать из куска глины панно с задуманной композицией;

Совместное с детьми составление после-довательности действий:

  1. Размять кусок глины
  2. Скатать шарик
  3. Раскатать скалкой фон
  4. выложить узор, композицию.
  5.  придумать название картины
  6. составить рассказ- презентацию.

Лепка панно

Выполняют задания в соответствии с задумкой, проявляя инициативу и фантазию. Опробуют свои  идеи. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

Владение:

-техникой лепки (свободно сочетают разные способы и приемы, в зависимости от задумки);

- способами создания композиции;

-умением планировать свою работу корректировать и оценивать свой труд.

 Овладение: конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

-навыками пространственной ориентировки.

Активация нервных окончаний на кончиках пальцев.

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Педагог-психолог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью Отмечает инициативность, поощряет активность детей.

-Давайте покажем друг другу свои работы, посмотрим какие они замечательные. Вы большие молодцы! (Представление каждой парой  готовой работы).

-Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали? Понравилась вам глина? Чем? Какие особенности в работе с глиной вы заметили? Легко ли было осуществить свой замысел? Что хотели бы еще узнать про глину?

Словесное обсуждение, рассказывание  о том, как воплощался замысел.

Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе совместной  деятельности.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния  и т.д.

Овладение элементарными навыками самоконтроля, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознание себя как участника познавательного, процесса.

Динамиче-ская пауза

Организует игры с водой (теплая и прохладная).

Формирует навыки самообслуживания. Педагог-психолог включает релаксационную музыку и световые эффекты

А теперь нам что нужно сделать? Правильно, вымыть руки. (моют руки в теплой воде парами проговаривая потешку и делая самомассаж пальцев). У всех глина смылась? Теперь пора поменять воду на чистую (прохладную), чтоб ополоснуть оставшуюся грязь и вытереть на сухо полотенцем

-Устали? Давайте пройдем в сенсорную комнату, где мы сможем расслабиться и обсудить проделанную работу (проходим в сенсорную комнату, дети укладываются на пуфы и мат.)

Моют руки, оказывают помощь, выполняют самомассаж рук с элементами закаливания.

Формируются комуникативные навыки. Обогащается опыт сотрудничества

Закаливание

Снятие психо-эмоционального напряжения



Предварительный просмотр:

Сценарий коррекционно-развивающего занятия

«Подарок маме»

Мотивация

В класс заходит незнайка.

Педагог-психолог:-Ребята посмотрите кто к нам пришел.

Дети:-незнайка.

Педагог-психолог:-незнайка ты чего такой не веселый, что то случилось?

Незнайка: - Я хотел украсить стены в маминой комнате, красивыми панно, к маминому празднику. Даже картинки с узорами напечатал. (передает картинки детям) Но у меня ни чего не получается, я лепить не умею. Вот ищу, кто бы мне помог…

Дети: -мы поможем. Мы тебя научим.

Незнайка: -Мне четыре надо, а вас вон как много

Дети:-А мы парами умеем работать.

Педагог-психолог:- конечно наши ребята и лепить умеют, и парами работаю на загляденье, Незнайка ты немного погуляй, ребятам нужно договориться - задумать узор.  А после приходи в мой кабинет, и ребята тебе помогут, слепят панно.

Незнайка оставляет фотографии готовых панно для задумки и уходит.

Педагог-психолог дает детям задание задумать в парах узор, и дети начинают договариваться.

Ход занятия. Дети сидят за столами – парами.

Педагог-психолог: А теперь поприветствуем друг друга.

Дети соприкасаются пальчиком с соседом и говорят: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Педагог-психолог:- ребята зачем же нас Незнайка ждёт? (сделать панно) Какой же вы узор задумали?  (отвечает каждая пара)

Педагог-психолог:-ребята у меня для вас сюрприз. Я вчера была в гончарной мастерской и мне для вас передали посылку, посмотрим, что в ней? (Глина)

Педагог-психолог:-Что вы уже знаете про глину? (ответы детей)

Педагог-психолог:-я хочу вам показать маленький сюжет про глину (просмотр презентации) 

Педагог-психолог:-что нового вы  узнали про глину? (ответы детей)

Педагог-психолог:- как добывают глину? (ответы детей)

Воспитатель:-что изготавливают? Ребята в посылке еще что то есть. (исследования изделий из глины, дополнение высказывания детей педагогом-психологом).

Педагог-психолог:- отщипните по маленькому кусочку глины, закройте глаза и попробуйте прочувствовать пальчиками какая она?

Педагог-психолог:-Какая глина на ощупь? Сухая, влажная, холодная? Нравится ли вам глина? С каким материалом схожа? Сходства, различия?

Педагог-психолог:-ну все начинаем лепить.

Дети:-нам мало такого кусочка.

Педагог-психолог:-Ну …перед тем как работать с большим куском глину нам необходимо подготовить наши ручки, размять их, сделать сильными. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Педагог-психолог:-Кто хочет быть ведущим?

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Педагог-психолог:-Вот, держите по большому куску глины, такого точно хватит.

Педагог-психолог:-Задумка есть (узор, композиция), материал есть (глина), инструменты есть, делать как будем? (по порядку)

Педагог-психолог:- ребята я вам расскажу особенности работы с глиной:

- перед работой глину нужно размять

-скатать шарик

- положить на салфетку, чтоб не прилипала к подкладке

 Педагог-психолог:-а дальше вы и сами все знаете, приступайте к осуществлению замысла.

Во время лепки педагог-психолог оказывает помощь детям, дополняет их знания о глине новыми высказываниями.

Педагог-психолог:-давайте покажем Незнайке свои работы. Посмотри, Незнайка какие они замечательные. Вы большие молодцы! (Представление каждой парой  готовой работы).

Педагог-психолог:-Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали? Понравилась вам глина? Чем? Какие особенности в работе с глиной вы заметили? Легко ли было осуществить свой замысел? Что хотели бы еще узнать про глину?

Словесное обсуждение, рассказывание  о том, как воплощался замысел.

Словесное выражение чувств и эмоций, преобладавших в процессе совместной  деятельности.

Педагог-психолог:-а теперь нам что нужно сделать? Правильно, вымыть руки. (моют руки парами проговаривая потешку и делая самомассаж пальцев). У всех глина смылась? Теперь пора поменять воду на чистую, чтоб ополоснуть оставшуюся грязь и вытереть на сухо полотенцем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста «В осеннем лесу»

Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста                             ...

Конспект открытого тематического занятия в разновозрастной группе "Правила поведения для воспитанных детей"

Работа нацелена на знакомство детей с основами  этикета и правилами поведения в детском саду  с помощью музыкального материала, стихов, детских иллюстраций....

Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме "Широкая Масленица"

В данном материале   представлен алгоритм занятия по всем образовательным областям: "Познавательное", "Социально-коммуникативное", Художественно-эстетическое;, "Речевое", "Физическое". Форма заня...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «Путешествие в зимний лес»

- учить детей пролезать в обруч (дети старшей подгруппы -боком, дети младшей подгруппы прямо)- упражнять в ходьбе по шнуру- младшие (дети старшей подгруппы -приставным шагом) , развивая равновесие- сп...

Открытое интегрированное занятие в разновозрастной группе совместно с начальными классами по теме "Космическое путешествие"

В данном конспекте представлен алгоритм проведения занятия, в котором задействованы все пять образовательных областей...

Занятие в разновозрастной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) «Дружно в «Зёрнышке» живём» (День открытых дверей)

Развитие физических качеств детей, направленных на формирование здорового образа жизни.Задачи:Оздоровительные:Укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата.Коррекция плоскостопия.  ...

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе для детей с НОДА

quot;Моделирование русской народной сказки "Теремок" с использованием  элементов Sтеm технологии.( конструирование, развитие речи,математика)....