НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».
Н.С. Алексеева,
МБДОУ Выездновский
детский сад №1,
воспитатель
Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовления.
Задачи:
- Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.
- Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.
- Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._po_lepke_v_starsh.gr_posuda.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».
Н.С. Алексеева,
МБДОУ Выездновский
детский сад №1,
воспитатель
Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовления.
Задачи:
- Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.
- Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.
- Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.
Методы:
- Словесный (беседа, объяснение, художественное слово, напоминание).
- Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды).
- ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре?»
Технологии:
- ИКТ (презентация «Старинная посуда», «Способы лепки посуды»).
- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, танец «Веселей шагать всем вместе»).
Образовательные области:
Приоритетная: «Художественно – эстетическое развитие»
В интеграции:
Физическое развитие:
- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.
-Способствовать снятию напряжения с глаз.
Социально-коммуникативная деятельность:
-Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотических чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.
- Закреплять правила пользования глиной, стекой и др. художественным материалом.
Речевое развитие:
-Малые формы фольклора (пословицы, загадки), чтение отрывков сказки К. Чуковского «Федорино горе».
-Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на вопросы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.
Познавательное развитие: происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.
Художественно-эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность (пение песни «Белая береза», прослушивание музыки: русские народные наигрыши, мелодия «Красный сарафан»).
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная деятельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей детского сада «Народное творчество в быту»,
- экскурсия в гончарную мастерскую, участие в мастер-классе «Лепка из глины»,
-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности,
-беседы о видах посуды,
- беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Способы лепки посуды»;
- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства, «История создания посуды», «Виды посуды», «Посуда из глины»,
-рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рассматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,
-чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и кувшин», Бр. Гримм « Горшочек каши», К. Чуковский «Федорино горе» и др.,
- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;
В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и оборудование: пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпусы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от игрушечной посуды и т.д.), вода, доски, салфетки (бумажные, влажные), фартуки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки, вазы, самовара); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе дошкольники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.
На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.
Ход НОД:
Восп.: Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится
Грусть тоска её боится
Что это? (улыбка)
-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.
В это время посуда, нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.
Восп.: Федора, что у тебя случилось?
Федора:- Вот бедная я, одна,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди - поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Помогите вернуть мне посуду домой!
Восп.: Ребята, поможем Федоре?
Дети: Да!
-Восп.: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?
Восп.: Кто автор сказки?
Восп.: Ребята, почему убежала посуда от Федоры?
Восп.: Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Скажите мне, для чего человеку нужна посуда?
Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т.д.
Восп.: Из каких материалов изготавливали посуду раньше?
Дети: Из глины, дерева, чугуна.
Восп.: Назовите преимущества такой посуды.
Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в нейне портились продукты.
Восп.: Назовите недостатки такой посуды.
Дети: - Глиняная- могла разбиться.
-Чугунная-тяжелая, некрасивая.
- Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.
-Стеклянная - легко бьется.
Восп.: А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?
Дети: В настоящее время появился пластик.
Восп.: Назовите преимущества пластиковой посуды.
Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.
Восп.: Назовите недостатки такой посуды.
Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.
Федора: Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды, которую использовали раньше, и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки, чугуны, глиняные горшки).
Федора: Да, много посуды здесь, хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от меня убежала. Как же мне вернуть посуду?
Восп.: Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?
Дети (рассуждают):
-Можно принести из группы.
-Из чего же мы будем есть в группе?
-Купить в магазине.
-Но у нас нет денег.
-Вылепить!
-Да, действительно, лепить мы умеем!
Восп.: Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?
Дети: Гончары.
Восп.: А вы хотите отправиться в гончарную мастерскую?
Дети: Да!
(Все исполняют танец «Веселей шагать всем вместе»)
Восп.: Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изготовлению посуды. Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну.То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда.
-Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
(Ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.
(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)
-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декоративную посуду, применяя известные вам способы лепки.
-А какими способами мы будем украшать наши изделия?
Дети: налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.
Восп.: Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закаливают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?
Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.
Восп.: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.
Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Эй, ребята, не ленись,
На разминку становись,
(замок, пальцы движутся)
Мы посуду всё лепили,
(сжать, разжать кулаки)
И водою руки мыли,
(растереть ладошки)
Чашки, блюдца в ряд стоят,
(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)
И на солнышке блестят.
(фонарики)
-Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.
(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
(Во время работы звучит русская народная музыка)
-Ребята, не забывайте пользоваться водой.
-Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.
Восп.: Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.
Дети:
Умелые руки не знают скуки.
Терпение и труд все перетрут.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Восп.: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают).
Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.
Восп.: А сейчас я хочу загадать вам загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник.
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка.
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница.
В земле я родился,
В огне закалился.
Горшок.
Восп.: Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды.
После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.
-Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они подсохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Федоре.
Федора: - Спасибо вам, ребята!
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Федора: Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду.
В: Федорушку посуда прощает
И сладким чаем нас угощает!
Список использованной литературы:
- Казакова Т.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мозаика Синтез 2010г.
- Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.
- Штейне Н.Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
- Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи".
В данном материале представлено описание образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему:<<Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи>>
Данный материал поможет формировать у детей представление о Дымковской росписи, закрепить умение создавать декоративную композицию в жанре Дымковской росписи....
Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»
Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе " на тему Столовая посуда".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением " Столовая посуда". В занятии представылены дидактические игры по развитию речи по данно...
Календарно-тематиеское планирование в старшей группе по теме "Декоративно-прикладное искусство России"
Хохломская и Городецкая роспись...
ОД в старшей группе по теме "Чайная посуда"
Тема: «Чайная посуда»Цель: расширение представлений детей о чайной посуде посредством организации беседы, рассматривании наглядного материала и дидактический игры.Задачи: Образовательные: ...
Конспект интегрированного занятия по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему: "Одноразовая посуда и секреты её использования".
Материал поможет воспитателям детского сада интересно организовать исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. В занятие включено использование технологии "Музейная пед...