Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья написана на основе знакомства детей дошкольного возраста с историей и культурой г. Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом»
Воспитатель
ГБДОУ детского сада № 28
Колоколова Татьяна Михайловна
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
А.С. Пушкин
Санкт-Петербург… Это город – миф, город – легенда, город – загадка. Сейчас наш город находится в преддверье своего 300-летнего юбилея. О нем постоянно говорят и пишут, открывая все новые страницы его истории.
Санкт-Петербург – город символ Европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Он не перестает восхищать и потрясать свей красотой и неповторимостью, величием и благородством.
Начиная знакомить детей с историей Петербурга, я сначала сомневалась: а не рано ли? А дойдет ли до них необходимая информация? Будет ли интересна? И на собственном опыте убедилась – не рано. Знакомит ребенка с историей родного города надо с того момента, когда он начинает воспринимать какую-либо информацию.
Маленький еще не сформировавшийся человечек, как можно раньше почувствовать себя крошечной частичкой огромного города, а наша задача помочь приблизиться к нему душой, сердцем полюбить город, в котором живешь.
Чем старше ребенок, тем интерес к истории своего города возрастает. Дети с интересом воспринимают доступную им информацию, факты и события, рассказы о выдающихся личностях. Петр I для многих является любимым героем. Во время рассказа о болезни и смерти Петра I многие дети плакали. Они близко к сердцу принимают все, что связано с жизнью царя. Это радует, т.к. дети не равнодушны к людям, которые, действительно заслуживают уважения, к событиям вековой давности. В дошкольном возрасте проявление эмоций просто необходимо.
Стихотворение: «Жил давно в России царь …» дети выучили моментально. Всю информацию о Петре дети воспринимают с большим интересом.
Проводя экскурсию по Петропавловскому собору, после того, как мы постояли около надгробия Петра I, его жены и дочери, я сказала, что у Петра был еще сын, Алексей, который похоронен здесь же, в соборе, только по велению Петра I в отдаленном уголке, под лестницей… Это вызвало множество вопросов… Пришлось отвечать.
Открывая новые страницы истории Санкт-Петербурга, постоянно узнаешь о нем что-то новое, интересное, удивительное. Детям необходима самая новая, достоверная и доступная информация.
Знакомя детей с историей города, не обхожу стороной и отрицательные стороны его жизни: мусор на улицах и в подъездах, надписи на стенах домов и лифтов. То очень неприглядная картина для любого города, а для Петербурга – особенно.
Открывая негативные стороны жизни города, стараюсь дать им возможность понять, что они тоже причастны к тому, что город «болеет», пусть маленький человек почувствует большую ответственность за город, в котором живешь, постарается сделать его чище и красивее.
Дети постоянно получают уроки нравственности. В этом помогают игры: «Хорошо – плохо», «Так – не так», «Фея вежливости» и любимый персонаж детьми - Карлсон. Большое внимание уделяю военному и блокадному Ленинграду.
Небольшое отступление: работая летом в детском оздоровительном лагере, до траурной линейки 22 июня, я спросила у нескольких детей, чтоо то за дата, дети не знали.
Чтобы того не произошло с нашими детьми, очень важно чтобы они знали о тех страшных днях и годах, которые были пережиты их бабушками и прабабушками. Необходимо вызвать у детей чувство гордости и уважения за тех, кто воевал, страдал от холода и голода, бомбежек и обстрелов, отдавал свою жизнь за лучшее, светлое время. Стихи о войне, блокаде дети учат с интересом, к военной теме относятся не равнодушно.
В подготовительной группе знакомлю детей с Дорогой жизни – Ладогой, рассматриваем карту – схему, находим важные объекты. В этом помогает книга: «Дорога жизни», автор Ходза.
Экскурсии по городу безусловно доставляют детям большое удовольствие, дарят огромную возможность увидеть своими глазами достопримечательность или какой-либо объект, проявить личное отношение к увиденному.
Дети с удовольствием отражают знания, полученные после экскурсий, в изо-деятельности, сочиняют загадки и стихи, обмениваются впечатлениями в беседах друг с другом.
В изо-деятельности, придумыванию загадок и стихов, принимают участие и взрослые. Дидактические игры, просмотр слайдов, чтение худ. литературы и т.д. помогают глубже усвоить программный материал. Как я успела заметить, в каждой группе находятся дети, которые путают две достопримечательности - Петропавловский собор и Адмиралтейство, затрудняются ответить, что находится на обоих шпилях, приходится прибегать к стихам Скаченкова – «Маленький кораблик» и «Раздумал видно Ангел улететь…»
Любое занятие начинаю с отрывка из стихотворения о городе, в зависимости от темы занятия. Стихи о городе дети учат очень быстро и знают их много. Стихи помогают заниматься логоритмикой, проводить физкультурные паузы.
Все занятияпо истории города, как и любое другое, включают элемент игры. Как уже говорилось, Карлсон – любимый сказочный герой детей. Он хотя и говорит, что он самый умный и воспитанный, а о нашем городе знает мало, и не всегда бывает вежливым и воспитанным. Любимая игра детей – «трик-трак – то не так». Она не только помогает закрепить полученные знания, но и развивает логическое мышление, учит понимать юмор, да и просто поднимает хорошее настроение. Дети любят путаницы, наглядные и словесные. Любима игра и в экскурсоводов. Держа в руке импровизированный микрофон дети с удовольствием «проводят экскурсии» по городу. Эта игра дает возможность быть увереннее, конечно, закрепляет знания, развивает логическое мышление, связную речь.
Знакомя детей с историей города, его достопримечательностями, не добиваюсь того, чтобы дети запомнили архитектора или скульптора, хотя их называю, важно, чтобы дети проявили эмоции при знакомстве с объектом, получили необходимые сведения, почувствовали то время, когда достопримечательность создавалась.
Книга Л. Шифф «Путешествие с Аликом и Гусариком» дает возможность нам это сделать.
Одной из форм работы по закреплению полученных знаний, является совместная деятельность детей и родителей. Викторины и вечера досуга дают возможность оценить знания детей о Петербурге. Нередко случалось так, дети знают о городе гораздо больше родителей.
Последняя проводимая викторина включала в себя элемент игры «Поле чудес», и «Верите – не верите». Разнообразные конкурсы доставляют детям и взрослым большое удовольствие. Совместно с музыкальным руководителем проводятся Петербургские вечера и ассамблеи, на которых дети читают стихи, поют песни о городе, танцуют старинные танцы. В роскошных костюмах: париках и камзолах дети оказываются переносятся в Петровские времена. ( см. фото).
Работа по изучению истории родного города ведется постоянно, а в этом юбилейном году проходит красной нитью во всех видах деятельности.
Тема родного города всегда будет волновать и увлекать детей и взрослых. Его историю знать просто необходимо, важно понять его не только умом, но и почувствовать душой.
Знакомство с Петербургом необходимо с самых ранних лет. Ведь именно детям предстоит жить в нем, созидать его, делать еще богаче и красивее. И мы надеемся, что наш Петербург будет таким, он этого достоин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...
Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом
Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом через продуктивную деятельность....
Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....
Теоретические и практические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста г. Санкт-Петербурга.
Усовершенствование развития у детей дошкольного возраста внимательности и способности сосредотачиваться с помощью практических занятий, развивающих мелкую моторику....
"Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
В статье описана система моей многолетней работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом...
Рекомендации для воспитателей "Материалы для ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Предлагаю подборку дидактических и развивающих игр, наглядных материалов для воспитателей, которая поможет в работе с детьми начиная со среднего возраста по теме "Знакомство с Санкт-Петербургом&q...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт - Петербургом
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом...