НОД художественно-эстетического развития по лепке из глины
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Уточка по мотивам дымковской игрушки.
(конспект занятия по декоративной лепке из глины
в старшей группе)
Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.
Задачи:
1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;
2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;
3.Развивать чувство формы, пропорций;
4.Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре.
Материалы и оборудование для занятия: образцы игрушек, глина, стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.odt | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уточка по мотивам дымковской игрушки.
(конспект занятия по декоративной лепке из глины
в старшей группе)
Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.
Задачи:
1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;
2. Закрепить знания детей о таких материалах как глина, дерево, пластмасс, резина, ткань;
3.Развивать чувство формы, пропорций;
4.Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, вызвать желание больше узнать о родной культуре.
Материалы и оборудование для занятия: образцы игрушек, глина, стека, доска для лепки, емкости с водой, салфетки.
Ход НОД:
1. Организационный момент (3-4 мин.)
- Здравствуйте ребята, я дымковская барышня и часто бываю рассеянной и что-нибудь постоянно забываю. Меня пригласили в детский сад — я правильно пришла?
-ответы детей.
- А как он называется?
-ответы детей.
-А какое сегодня число?
-ответы детей.
- Тогда я вовремя и на месте. Вы любите играть? У меня есть волшебный ларец, который достался мне от одной известной волшебницы, хотите посмотреть что в нем? Тогда давайте открывать. Кто мне ответит из чего сделана эта игрушка (достаю и кладу на столе пять игрушек поочередно: матрешка из дерева, пирамидка из пластмассы, резиновый львенок, плюшевая игрушка, глиняный дымковский козлик)
- Молодцы, а теперь садитесь за стол. Я предлагаю вам поиграть в лото по новым правилам. Ваша задача набрать карточки не для себя, а для ближайшей игрушки раньше других. На карточках изображены игрушки из различных материалов — дерева, пластмассы, резины, ткани, глины. Например, для матрешки вы набираете карточки с деревянными игрушками. Понятно? Тогда начнем.
Воспитатель подходит к каждому ребенку, а тот достает не глядя карточку с изображением игрушки и называет из чего она сделана и передает соответствующей игрушке на столе.
-Какие вы молодцы, в жизни бы не поверила что малыши младшей группы так легко справятся с такой игрой. Или я снова что-то напутала, вы ведь первая младшая группа?
- ответы детей.
- Вот это да! Значит я все-таки немного не туда попала. Ну раз уж зашла — похвалюсь вам, ведь я шла к малышам с подарками — дымковскими игрушками. Вот посмотрите. (достаю из дырявой сумочки одну игрушку) Ой, беда, я все игрушки растеряла, что же делать? Поможете мне сделать побольше игрушек? Тогда в путь, за мной.
Физкультминутка(1-2мин.)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
За клубком мы побежим - в село Дымково спешим!
В мастерской нам не до скуки — для работы эти руки!
Вот мы и на месте, добро пожаловать в дымковскую мастерскую. Но для начала мне нужны подмастерии. Знаете кто это? Подмастерии во всем помогают мастерам, а заодно и сами учатся их ремеслу, работе.
Воспитатель одевает двум детям фартуки, девочке - кокошник, мальчику — фуражку.
-Подмастерии, помогите подготовиться нашим будущим мастерам.
Подмастерии вместе с воспитателем помогают остальным детям одеть фартуки.
2. Беседа о дымковской игрушке (1-2 мин.)
-Уточка — марфуточка
Бережком идет,
Уточек- марфуточек
Бережком ведет.
- А вы знаете, что в таких мастерских в селе Дымково на самом деле лепили посуду и только из остатков глины придумали различные игрушки, свистульки для детей. Ведь в те давние времена, когда зародилось это ремесло, игрушек у детей не было и мастера, желая порадовать малышей начали лепить животных, птиц и даже кукол. Их сушили в течение недели, обжигали в печи и только потом расписывали яркими красками. Так игрушки становились прочными и нарядными. Еще в старину верили, что такие свистульки берегут детей от злых духов. Ну что, вы готовы, мои мастера? Тогда давайте разомнем свои пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)
Прежде, чем лепить начать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)
- Возьмите в руки весь кусок глины и разделите его на две неравные части; больший кусок глины слегка сожмите.
- После того раскатайте этот комок глины в руках. У вас получится вот такая фигурка – овал.
- Возьмите нашу заготовку в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец овала.
- У вас получится шея и голова уточки.
- От головы нужно вытянуть клюв, он у нее должен получится тупым
- Сзади, вытягиваем хвостик.
- Возьмите маленький кусочек глины и скатайте шар — это беретик для нашей уточки, его нужно закрепить на голове. Для этого слегка смочите его, тогда он лучше приклеится.
- А оставшийся кусок глины сожмите, и потом скатайте шар, одну сторону которого нужно прижать большим пальцем к дощечке. Так у нас получилась подставка для уточки
- Теперь нужно загладить все неровности. Для этого слегка смочите пальчики и погладьте свою уточку.
- Теперь возьмите стеку и нарисуйте уточке крылья по бокам и глазки на голове.
5. Физкультминутка (1-2 мин.)
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли утки – и пошли гулять гурьбой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.
6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)
Дети лепят игрушку из глины.
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)
- С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?
- Какие красивые игрушки у вас получились!
- Кому понравилось лепить из глины?
- Молодцы! Давайте соберем всех уточек на подносе, им предстоит еще хорошенько высохнуть, а через несколько дней мы сможем их раскрасить! А какую уточку мы с вами сегодня лепили?
Дети отвечают:
- Дымковскую.
- А зачем нам эти уточки понадобились, да еще и так много?
- У меня для вас есть небольшой подарок — пока ваши уточки будут сохнуть, вы сможете потренироваться в росписи дымковской игрушки на вот таких шаблонах. А сейчас давайте уберем в нашей мастерской.
Отправляйтесь в группу, до новых встреч.
Дети рассматривают слепленные игрушки. Подмастерии помогают убрать со стола.
Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка из глины)
Непосредственно – образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепка из глины построена по программе «Детство» и в соответствии с ФГОС ДО. Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.
Тема:«Уточка по мотивам дымковской игрушки»
Вид деятельности: изобразительная (лепка)
Тип деятельности: Ознакомительная
Продолжительность– 25 минут.
Цель: развитие интереса детей к декоративно - прикладному искусству, изобразительного творчества в лепке из глины
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – дымковской игрушке
Развивающие:
- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки при создании животных;
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии предметов декоративно - прикладного искусства, художественного слова и произведений народного музыкального творчества;
- развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при изображении симметричных деталей (глаз, крыльев), мелкую моторику рук;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы, презентовать свои работы;
- развивать творческое воображение; потребность в двигательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну, уважение к труду народных мастеров;
- воспитывать самостоятельность, чувство баланса и симметрии в композиции.
В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности были проведены:
- познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве;
- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов;
- цикл непосредственной образовательной деятельности по лепке из пластилина;
- дидактические игры;
Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала психологической и возрастной готовности воспитанников к его усвоению. С глиной дети работают впервые, поэтому была выбрана именно уточка, которая имеет минимум дополнительных деталей. Это фигурка проста в исполнении, поэтому как нельзя кстати подходит к ознакомительному с глиной занятию, чтобы заинтересовать детей, дать им уверенность в том, что они смогут выполнить и более сложные фигуры.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой.
Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.
Эта цель была достигнута сюрпризным моментом — появлением дымковской барыни с ларцом, в котором спрятаны игрушки. Она появилась с русской народной мелодией «Барыня», что способствовало более глубокому эмоциональному эстетическому восприятию увиденного и плавному переходу к основному этапу непосредственно – образовательной деятельности.
Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности. Так, вопросы уточняющего, познавательного характера, дидактическая игра «Лото по новым правилам», – позволили актуализировать опорные знания и подвести к восприятию новых знаний.
Открытие нового знания было предложено в форме специального рассказа, содержание которого предполагало последующую за ним постановку проблемы и создание игровой ситуации. Перед ребятами встала задача – помочь барыне слепить игрушки для детей первой младшей группы, которые барыня потеряла по пути в детский сад. Барыня на протяжении всего занятия рассеяна и забывчива с целью развития речи и самостоятельности детей.
Переход к продуктивной деятельности включил в себя физкультминутку-бродилку в дымковскую мастерскую, что удовлетворило потребность детей в двигательной активности и подготовку мелкой моторики рук к лепке с помощью пальчиковой гимнастики. Церемония с перевоплощением в подмастерий с переодеванием в фартуки создала дополнительный благоприятный настрой на продуктивную деятельность.
Музыкальное сопровождение по ходу продуктивной деятельности - способствовало развитию творческого воображения, поддержанию интереса, положительного эмоционального настроя на протяжении всей деятельности.
Физкультминутка проведенная во время работы позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к следующему, заключительному этапу непосредственно – образовательной деятельности.
На заключительном этапе проводился анализ детских работ, который предполагал положительную оценку результатов продуктивной деятельности всех детей и оценку детьми работ сверстников. Барыня договорилась встретится с детьми через неделю, чтобы раскрасить игрушки после того как они окончательно высохнут.
В завершении заключительного этапа барыня подарила детям шаблоны для раскрашивания дымковских игрушек, чтобы дети потренировались в росписи, пока их игрушки будут высыхать.
На протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.
Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и успешному решению поставленных задач.
Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
Рабочая программа курса «От умения к творчеству» по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка». для детей 4-5 лет срок реализации – 1 год
Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май включительно.Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения ...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...