Презентация «Развитие технических умений, творческих и познавательных способностей дошкольников в лепке»
презентация по аппликации, лепке
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.pptx | 99.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лепка в детском саду – это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.) Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок, не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета»
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Основным инструментом в лепке является рука (обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую доступную для самостоятельного освоения. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.
Работая с пластилином у ребёнка развивается: точность движения рук и глазомер формируются конструктивные способности вырабатываются более полные образные представления укрепляется зрительная память, мелкая мускулатуру рук развивается воображение, наблюдательность и творческие способности
Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают Технические приемы лепки: Отщипывание . Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его. Сплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности. Скатывание. Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Вдавливание. Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление Заострение. Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца. Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Соединение . Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения. Прищипывание . Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
В каждой возрастной группе ставятся и решаются следующие технические задачи: Ранний возраст У чить соединять концы столбика в виде кольца (баранки). Учить скатыванию кругообразными движениями. Учить соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек). Учить сплющиванию, в результате которого получают диски (печенье). Младший возраст 1. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе. 2. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка). 3. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки). 4. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, пирожок.
Средний возраст 1. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост). 2. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой. 3. Учить лепить предметы овальной формы в виде овоида ( овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами). 4. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы. 5. Учить украшать поделку способом налепа , стекой, добиваясь выразительности образа Старший возраст Учить лепить пластическим способом. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни). Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую. Учить самостоятельно выбирать способ лепки. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных. Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
Лепка – вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают: сюжетную, предметную, декоративную В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе созданы между собой: по смыслу, по размещению и т.д. В предметной лепке – дети передают сюжетные композиции, но лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, животные, В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, и т.д.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: - Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; - Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, - Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям; -Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; - Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
Целенаправленная продуктивная художественно - творческая деятельность способствует развитию творческих и познавательных способностей дошкольников. Лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношения, а главное, творческую личность. Лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творческих способностей. Существует один постулат: только у творчески увлеченного педагога дети тоже, как правило, увлечены творчеством.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта на тему "Развитие технических и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью выжигания по дереву" Январь 2019г
Презентация знакомит с историей выжигания, правилами и этапами выжигания....
ОПЫТ РАБОТЫ «Шерстяная акварель как средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»
Современный мир перед дошкольным образованием, помимо охраны, укрепления физического и психического здоровья, на передний план выдвигает – развитие способностей и творческого потенциала детей. И...
Консультация "Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ"
В помощь воспитателям детских садов....
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования". Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников посредством лепки"
Богатейшее поле для развития творческих способностей представляет собой один из изобразительных видов деятельности - лепка. Для детей, лепить из глины, солёного теста, пластилина - увлекательное...
Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.
Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...
План городской опорной площадки «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через освоение способов моделирования мыслительных действий средствами технологии ТРИЗ»
Представление опыта работы "Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности дошкольников"...
«Развитие интеллектуальных умений и познавательных способностей дошкольников посредством дидактического материала - палочки Кюизенера»
Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста с палочками Кюизенера в индивидуальной работе и в НОД....