ОПЫТ РАБОТЫ «Шерстяная акварель как средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»
материал

Денисенкова Кристина Юрьевна

Современный мир перед дошкольным образованием, помимо охраны, укрепления физического и психического здоровья, на передний план выдвигает – развитие способностей и творческого потенциала детей. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для детей это еще и возможность заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире.Творчество – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных подростков в жизни.Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Тополек» п. Старь Дятьковского  района

ОПЫТ РАБОТЫ

«Шерстяная акварель как средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»

                                                                                                        Автор опыта:

                                                                                                         воспитатель

Денисенкова К. Ю.

2019 г.

Актуальность опыта

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев, от них,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем  умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Современный мир перед дошкольным образованием, помимо охраны, укрепления физического и психического здоровья, на передний план выдвигает – развитие способностей и творческого потенциала детей. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для детей это еще и возможность заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире.Творчество – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений социальной адаптации современных подростков в жизни.Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.

Творческие способности, являются довольно сложным процессом и доступными только человеку.Развитие детских способностей является   актуальной проблемой современной педагогики и психологии, ее можно отнести к «проблемам века». Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, и нужно лишь не мешать ему, и они непременно проявятся. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей, поэтому творческие способности надо развивать с раннего дошкольного возраста.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Условия возникновения опыта

Познакомившись с методической литературой различных авторов, такими как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,я  решила использовать в своей работе по декоративно - прикладному творчеству нетрадиционные техники рисования.Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.  Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

В век информационных технологий возникает желание быть «продвинутым», идти в ногу со временем. Я увлекаюсь новыми направлениями в декоративно-прикладном творчестве. Люблю посещать выставки, различные мастер – классы, где можно посмотреть и научиться создавать различного рода изделия. Люблю сама создавать, придумывать что-то новое.

Увидев однажды картины из шерсти, я в них просто «влюбилась» и решила освоить живопись шерстью. Так появилось еще одно из моих интереснейших увлечений -создание картин из шерсти – «шерстяная акварель».

Живопись шерстяной акварелью – это необыкновенно красивое и очень полезноетворчество. При работе с шерстью задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия. Живопись шерстью способствует: развитию мелкой моторики рук, координации общих движений, развитию глазомера, творческих способностей, а также формированию произвольного внимания и усидчивости. Сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только взрослых, но и детей.  Поэтому я решила использовать эту технику нетрадиционного рисования в работе с детьми.

«Шерстяная акварель»- это целиком и полностью творческий процесс. Картины, написанные цветной шерстью выглядят, как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление с помощью пинцета и ножниц, не составляет больших трудностей.Рисование картин шерстьюпомогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Оно способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает  творческие способности детей, их художественный вкус.

Исходяиз актуальности данного направления, я наметилацель:формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.

Для реализации данной цели были поставленыследующие задачи:

  • Обучающие:

- формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами;

- учить, при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти.

  • Воспитывающие:

- формировать художественно -  эстетический вкус,эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы;

-  вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах;

- совершенствовать трудовые навыки.

  • Развивающие:

-  развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику;

-  развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность;

- развивать коммуникативные навыки, мотивацию продуктивной деятельности.

При решении поставленных в работе цели  и задач  мною использовались соответствующие формы:

 - беседы; занятия; игры; индивидуальные и коллективно-творческие работы,оформление выставок, работа с родителями;

 и методы работы:

- наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.

В своей работе при рисованию шерстью я придерживалась принципов:

- принцип творчества;

- принцип культуросообразности;

- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

- принцип преемственности;

- принцип индивидуально-личностного подхода;

- принцип системности, последовательности и успешности.

Своеобразие и новизна моей работы проявляется в организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, развитие творческой и гармоничной личности,  в связи с современными запросами общества.

Технология опыта

Одним из главнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.Важным условием развития творческих способностей ребенка считаю создание обстановки, опережающей его развитие.Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Моя работа велась по 3 направлениям: работа с детьми; работа с педагогами; работа с родителями.

Свою работу по  рисованию шерстью организовала через дополнительное образование, посредством кружка  «Мастерилка».Занимаясь «шерстяной акварелью», дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий, выполненных из шерсти. Особое внимание уделяю технике безопасности при работе с ножницами и пинцетом, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал.

Во время занятий дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам  доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.В основе данного вида творчества лежит способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного выкладывания цветной шерстина тканевую основу.        Работая над такими картинами, ребенок учится разным способам и приемам выкладывания шерсти: вытягивание, щипание, настригание, выкладывание, сваливание. а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Материалы, которые понадобятся для занятий с детьми самые элементарные: ножницы, фланель или флизелин, разноцветная шерсть, кляймерная рамка, пинцет для выкладывания мелких деталей.

Обычно «шерстяные» шедевры создаются по образцу – понравившейся фотографии или любой другой картинке.Для первой картины я выбираю сюжет попроще, а дальше уже с усложнениями.Даже если ребенку 2-3 года, он уже активно может участвовать вместе со взрослым в творческом процессе. А дети постарше, 5-6-ти летние, вскоре после первых ознакомительных занятий начинают удивлять «шерстяными» подарками, сделанными своими руками.

Приемы работы в «шерстяной акварели» очень просты. Для начала работы подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем его. Часто в работе я использую  рамки - заготовки, сделанные из картона и полиэтилена.  Готовим шерсть нужных цветов для создания картины. Картонную основу рамки накрываем фланелью.

На следующем этапе создаем основной фон, выложив равномерно на поверхность шерсть нужного цвета.Для создания заднего плана изображения используется метод «вытягивание».После того, как выложен основной фон, можно приступать к изображению переднего плана. Я всегда, обращаю внимание детей на то, что на заднем плане изображения предметов расплывчатые, не имеют четких контуров, а на переднем плане изображения четкие, видны мелкие детали.Можно смешивать и скручивать нити разных цветов. Необходимо позволять ребенку проявлять инициативу, не гасить любопытство, экспериментаторство, проявление индивидуальности. А если что-то не очень удачно получилось, то этот элемент можно удалить без труда, сняв часть слоя. При создании мелких объектов рисунка мы с детьми используем такие методы работы с шерстью как щипание, настригание, скручивание. На каждом новом этапе картины нужно прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своей работы.Причем, чем чаще прикладывается стекло, тем раньше можно обнаружить ошибки и вовремя их исправить.

Завершающий этап – обнаружение недочетов и доведение работы до совершенства. Нужно поставить картину и посмотреть на нее с некоторого расстояния. Объясняю детям, что издалека можно увидеть, правильно ли соблюдены пропорции, достаточно ли плавны переходы цветов, хорошо ли проработаны детали изображений. После завершения «рисования» шерстью, накрываем картину стеклом, срезаем излишки шерсти по краям картины, оформляем рамку. Стекло будет защищать от смещения рисунка, пыли. После завершения занятия провожу анализ выполненной работы.

Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе и мотивацией успешности, в данном случае, является быстрота и относительная простота получениясилуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существую-

щим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.

Работу с детьми я строю на взаимосотрудничестве, на основе уважительного и тактичного отношения к личности ребенка. Важной особенностью  в обучении я считаю индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Процесс развития творческих способностей невозможен без эмоционально-чувственного аспекта. «Вложить частичку души – вот мой секрет, картина должна нести свет и добрую энергетику, рождать хорошие мысли. …Я всегда сажусь за работу только в хорошем настроении» – говорит Л. Б. Хитькова. Поэтому в работе с детьми не забываюпро создание условийхорошего настроения – использую музыкальное сопровождение для активизации детей, что значительно повышает их творческую деятельность.

Развитие познавательных, творческих способностейлучше всего развивается в

процессе игры. Чувственный опыт является источником познания мира. В работе с детьми, мною были выбраны и  подготовлены такиедидактические игры, как «Играем с цветом», «Дополни картинку», «Сделай по образцу» и другие. Дети с большим увлечением играют, выкладывают из узоры, придумывают свои сюжеты, которыми впоследствии делятся с другими детьми.

В ходе наблюдения за детьми, я заметила, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретает более целостный статус.

Отслеживание результатов своей деятельности, я провожу не только через наблюдение за динамикой индивидуальных достижений ребенка, но и использую педагогический мониторинг. Так, результаты мониторинга за последний год показали, что высокий уровень освоения данной техникой повысился на 25%.

Для достижения наилучшего результата мною была организована работа с родителями и педагогами, основными формами которой являлись:

  • консультации:

- для педагогов «Развитие творческого воображения детей посредством «шерстяной акварели», «Особенности техники «шерстяная  акварель», «Развитие у дошкольников навыков работы с шерстью»;

- для родителей «Рисуем шерстью», «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник»;

  • мастер – класс:

-  для педагогов «Изготовление картин из «шерстяной акварели»;

- для родителей «Шерстяная акварель»;

  • открытые показы в творческой мастерской;
  •  выставки детских работ;
  •  презентация моих картин на мастер- классе для родителей;
  •  анкетирование родителей по кружковой работе.

Обобщение и оценка

Создание картин из шерсти развивает у детей мелкую моторику рук, чувство формы и цвета, фантазию, усидчивость, что так необходимо воспитывать у детей при подготовке их к обучению в школе. Шерсть – очень теплый, мягкий материал и общение с шерстью способствует укреплению нервной системы, доставляет массу удовольствия детям. Также рисование шерстью – это прекрасная цветотерапия, так как в процессе работы используются преимущественно только яркие цвета, которые так любят дети.

Не вызывает сомнений, что именно развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста поможет «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Я вижу, как применяя на практике полученные знания, дети самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, используя цветовые решения.А прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое их изделие становится уникальным.

Результативность опыта

В ходе проведения моей работы мне удалось разбудить в ребятах интерес и

эмоциональную отзывчивость к рисованиюшерстью, развитьхудожественные  и

 творческие способности, умение видеть и создавать прекрасное.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования цветной шерстью доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети научились работать

 с шерстью, создавать несложные композиции,  использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти. В ходе совместной деятельности развивались коммуникативные способности детей: умение общаться друг с другом и взрослым, оказывать помощь, самостоятельность, уважительность и  саморегуляция  собственных действий.

Мои воспитанники неоднократно становились победителями и лауреатами в различных конкурсах по декоративно – прикладному творчеству. Кроме того, работы детей используются мною в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.

Таким образом, работа в рамках данного опыта способствовала:

1.повышению внутренней мотивации ребенка;

2.появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

3.возникновению желания добиться планируемого результата;

4.приобретению навыка самостоятельной работы;

5.развитию тонких движений пальцев рук;

6.созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;

7.показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из шерсти;

8. знакомству с современным  видом декоративно – прикладного искусства.

Перспектива и адресность опыта

В дальнейшем я планирую продолжить работу в нетрадиционной техники рисования «шерстяной акварелью», используя новые возможности для раскрытия творческих способностей детей, совершенствуя умения инавыки дошкольников.

Мой опыт может быть полезен педагогам дошкольным образовательным организаций, работающим в направлении декоративно – прикладного творчества, стремящимся развить в своих детях «нераскрытые таланты»  и творческую личность.

Литература

  1. Анисимова Т. В. «Валяние из шерсти» - Москва, 2015.
  2. Доронова  Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» - Москва: Просвещение, 2004.
  3. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- Москва: ТЦ Сфера, 2009г.
  4. Карейд Э. «Картины из шерсти». Пер. с англ. Л. П. Яркина – Москва: Ниола-Пресс, 2006.
  5. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду»: учебно – методическое пособие – Москва: ТЦ «Сфера», 2010.
  6. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования» - Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  7. Пипер А. С. «Шерстянные панно своими руками» -  Москва,  2007
  8. Протащик М. М. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель» - СПб «Молодой ученый», 2006.
  9. ФельтКнаке Ж. «Мягкие картины своими руками» - Москва: «Мир книги», 2007.
  10. ЭлвинКрошо.«Как рисовать «акварель» -  Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы «Лего–конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте».

В настоящее время актуальна проблема выбора такой игрушки, которая помогала бы детям фантазировать, раскрывать свои творческие способности, мышление, логику.  Самое главное, предоставить детям во...

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

План городской опорной площадки «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через освоение способов моделирования мыслительных действий средствами технологии ТРИЗ»

Представление опыта работы "Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности дошкольников"...

Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...

Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...