Проект "Чудеса тестопластики".
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Панкратова Любовь Ивановна

 Проект" Чудеса тестопластики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Чудеса тестопластики»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,

тем ярче творческая стихия детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Участники проекта: дети и родители группы,педагоги.

воспитатель – Панкратова Любовь Ивановна, г.Ессентуки.

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта сентябрь – май.

     Классификация: групповой, исследовательско – творческий.

Модель:

Состоит из 3 этапов. Каждый этап проекта предусматривает единую поэтапную структуру: организационно - подготовительный, практический, заключительный.

Цель: Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста. Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

Задачи проекта:

1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке.

2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки.

3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок.

4. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.

5. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

6. Способствовать повышению эмоциональной выразительности и разнообразию создаваемых детьми оригинальных, неповторимых, художественных образов.

7. Способствовать развитию речи, логического мышления, эстетическому отношению к действительности.

Гипотеза:

 Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с её помощью ручных умений и конструктивных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики: исчезают нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.

Ещё М. Монтессори считала, что «воспитание руки» влияет на восприятие пространства, что наглядно-образное мышление строится на «наглядных образах», добытых рукой, её кожей, её движениями. Таким образом способности развиваются, когда обучаются руки.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Соленое тесто – это не только забавные фигурки на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок: различных медальонов, венков, колец, подков и других изделий.

Своими руками можно сделать отличные подарки для друзей из обычных материалов.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. 

Тесто и как с ним работать

Существует множество рецептов теста для лепки. Но в зависимости от качества муки, от того какая модель вами задумана, вы можете сами варьировать ингредиенты и их пропорции, добиваясь нужного результата опытным путём. Приведем несколько базовых рецептов, которых, вероятно, окажется вполне достаточно для работы, особенно на первых порах.

Мука должна быть белой, достаточно высокого качества. Соль требуется мелкая. Основной рецепт очень прост: соли и муки должно быть поровну, воду, постоянно перемешивая тесто, добавляют в количестве немного большем половинного количества муки и соли. Количество воды может изменяться в зависимости от качества муки. Тесто разминают руками, поэтому на ощупь легко определить, насколько оно пластично и готово к лепке.

Если вы хотите сделать изделие максимально прочным, вместе с водой добавьте канцелярский клей или ПВА. Если вы замесили теста больше, чем вам необходимо для конкретного изделия, положите остаток в полиэтиленовый пакет или заверните в фольгу. Для длительного (в течение нескольких дней) хранения тесто лучше положить в холодильник (в отделение для овощей) или просто в прохладное место. Остатки сухого, но невыпеченного теста можно использовать повторно, предварительно размельчив и смешав с водой до нужной густоты.

Работать с тестом надо на гладкой, легко моющейся поверхности. Вылепленные фигурки можно оставить перед запеканием сохнуть на воздухе, а можно сразу поместить в духовку.

Иногда в процессе запекания на изделиях образуются трещины или даже отламываются небольшие фрагменты. Фигурку можно спасти, замазав или склеив обломки жидким тестом (обычное соленое тесто, в которое добавляют воду, доводя до консистенции жидкой сметаны). Пригодится такое тесто и для прикрепления деталей к уже высохшей основе.

Цветное тесто

Цветное тесто можно получить двумя способами. Первый: вместо воды добавить раствор красителя. Можно развести гуашевую краску. Другой вариант — смешивать два или несколько кусков уже окрашенного теста.

Высушивание готовых изделий из теста

Готовые фигурки можно высушивать несколькими способами. Первый и самый простой — сушка на воздухе. Правда, при таком способе лучше немного изменить рецепт теста для увеличения прочности изделия. Вместо воды в данном случае к муке и соли добавляют мучной или крахмальный клейстер или клей ПВА.

Второй способ — сушка в духовом шкафу. В духовке изделие нужно сушить от получаса до двух часов, в зависимости от его размера. Нельзя ставить поделку в разогретую духовку, так как это может привести к растрескиванию. Изделия раскладывают на противне до того, как духовка будет нагреваться. Огонь должен быть маленьким, дверца приоткрыта. Высушивание фигурок в духовке электрической плиты проходит немного иначе. Процесс длится около трёх часов при минимальной температуре. Микроволновая печь совершенно не подходит для высушивания изделий из теста.

В связи с этим, я разработала свою методическую проектно – творческую систему работы и представила ее в проекте.

Она состоит из двух этапов.

Первый – исследовательский;

Второй – творческий процесс.

Первый процесс состоит их двух циклов:

1 цикл – сенсорно – познавательная деятельность;

2 цикл – опытническая -экспериментальная работа.

Второй процесс заключается в художественно - эстетическом развитии и нетрадиционных способах лепки.

Основываясь на проектную деятельность, я старалась правильно организовать познавательную и исследовательско - творческую деятельность детей этого возраста. Поэтому, выделила основные направления развития творческих способностей детей в образовательной области.

Предполагаемый результат:

1. Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.

2. Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением.

3. Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать, изобретать.

4. Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в деятельности.

5. Заинтересовать родителей в развитии личности ребенка и формирования его креативности.

6. Владеть умениями создавать формы предметов пластическим способом, используя цвет, нетрадиционный материал для передачи образа.

7. Уметь правильно активизировать движение пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста.

8. Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.

9. Иметь представления о свойствах теста, его консистенции, наблюдать, делать выводы, подводить итоги.

Актуальность

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Поэтому на занятиях по тестопластике широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний!

В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в объединении помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста. Очень важно показать, как это сделать.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

6. Подготовка руки к письму.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.

В последнее время лепка из соленого теста набирает все большую популярность. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому, можно обосновано предположить, что лепка из теста развивает у детей творческое начало, истоки способностей и дарования.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Один из самых простых, недорогих и экологически чистых видов рукоделия является биокерамика, она же тестопластика, то есть лепка из соленого теста. Сейчас этот способ изготовления поделок незаслуженно забытый, вновь входит в моду. Этот вид рукоделия приятен еще тем, что он один из самых доступных и дешевых. Для того, чтобы попробовать лепить из соленого теста, не требуется приобретать специальных инструментов, материалов и пособий. Не понадобиться даже выходить из дома – мука, соль и вода для теста и духовка для сушки изделий найдутся у каждой хозяйки.

Для раскрашивания теста или фигурок подойдет любая краска – та же гуашь. Самое большое, на что придется потратиться – это лак, которым покрываются готовые работы. Соленое тесто не токсично и съедобно. Если любознательное чадо попробует его на вкус – ничего страшного не случиться.

К изготовлению игрушек из теста можно привлекать даже совсем маленьких детей. А возиться с тестом любят практически все малыши. Пластилиновые поделки, к сожалению, имеют короткий срок жизни. Изделия из соленого теста долговечны и красивы, если приготовить тесто особым образом.

Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличии от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе тесто не крошиться, не трескается, сохраняется достаточно долгое время.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Реализация проекта

Сентябрь

«Знакомство с тестом»

(организационно-подготовительный)

Познакомить детей со способами приготовления соленого теста

Познакомить детей с новым материалом, дать возможность

выполнить разные действия с тестом: отщипывать, мять, катать колбаски, катать шарики, сплющивать и т. д.

2.Лепка из теста овощей и фруктов по теме недели для сюжетно ролевых игр. (практический)

 Учить создавать изображения одних и тех же предметов по– разному, вариативными способами,

Закрепить правила работы с соленым тестом: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму.

Развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей.

Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Вызывать чувство радости от созданного изображения. Образцы изделий из теста.

      Октябрь

1. Представить вниманию родителей консультацию «Чудеса тестопластики»

2. Изготовление из соленого теста грибов для сюжетно – ролевых игр.

3. Букетик фиалок для мамы. Подарок ко дню матери.

Ноябрь

1.Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи». Выступление на педсовете.

2.Хлебо – булочные изделия к  лексической теме «продукты питания».

3.Букетик фиалок для мамы. Подарок ко дню матери.

Декабрь

  1.  Ёлочные игрушки
  2. Рождественский подарок.
  3. Клуб по интересам совместно с родителями.(обмен опытом)

Практический Изготовление атрибутов для Новогоднего праздника с помощью формочек для печенья

Развивать фантазию, украшая готовые поделки крупой, бусинами, тканью

Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию

Январь

  1. «Шпаргалка для взрослых»- родительское собрание .(памятка)
  2.  Лепка «Птичье царство» композиции  для украшения интерьера витражного окна.
  3. Стенгазета «Очумелые ручки»

      Февраль

1. Сувенир к Дню Святого Валентина

2. Кулон – сердечко.(практический). Изготовление подарков к Дню      Святого Валентина.

3. Сувениры к 23 февраля «Военная техника»

(практический) 

Раскрашивать готовое изделие подбирая цвета сочетающиеся между собой, аккуратно, не выходя за контур поделки

Март

1. «Кто живет на морском дне»

(практический) Показать приемы лепки различных рыб и морских обитателей

       2. Сувениры для бабушек на 8 Марта. «Восьмерка, украшенная цветами»

(практический)

 Продолжать учить детей моделировать цифру на основе готовой формы, создавать композицию путем дополнения её различными деталями.

Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Образцы изделий из теста

Шаблон восьмёрки украшая различными цветами и листьями

Апрель

1. Мастер класс для родителей и детей

«Фантазии из муки, соли и воды»

(заключительный) 

Создание условий для формирования и активизации творческого потенциала детей и родителей через технологию тестопластики.

Продолжить знакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала. Повысить уровень профессиональной компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.

Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми. Образцы изделий из теста

2. Консультация для родителей

«Лепка из соленого теста – это удовольствие и радость!»

3.«Готовим руку к письму»

Май

  1. «Творческое развитие ребенка»

Выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях».

2.Конкурс совместного творчества родителей и детей. Панно из соленого теста «Чудеса своими руками»

3. Выставка работ.

4.Праздник «Чудеса тестопластики».(Родители, дети, педагоги)

Литература:

«Азбука соленого теста» - Ольга Чибрикова

Журнал «Дошкольное воспитание»№2, 2007 год

Журналы «Обруч»

Аппликации из пластилина – Шкицкая О. И.

Букашки на лугу – Лыкова И. А.

День рождения макарон - Султанова Ю. Д.

Чудеса из соленого теста – Фирсова А. В.

Цветные ладошки – Лыкова И. А.

Прикольные подарки к любому празднику – Чибрикова О.

                         

  Проект

         «Чудеса тестопластики»

для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности с общим

                недоразвитием речи

                                                 

  Воспитатель: МБДОУ

                                                             детский сад №24

                                                            «Золотая рыбка»

                                                              Панкратова Л.И.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Содержание работы кружка тестопластики "Кубанские мотивы"

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у д...

Творческий проект по тестопластике « Технология тестопластики в расщирении кругозора детей и ознакомлению с окружающим»

Тестопластик- искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера....

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».

План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей  посредством тестопластики»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Калачи, баранки, хлеб» (тестопластика).Тема: Лепка из соленого теста (тестопластика) «Калачи, баранки, хлеб».

Цель:-Развивать интерес к истории и традиционной культуры.-Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.- Сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи...