План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».
материал (средняя группа)
План работы по тестопластики с детьми средней группы.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_testoplastiki.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"
План работы по тестопластики с детьми средней группы.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».
Выполнила воспитатель: Ткач Татьяна Юрьевна
г.Урай
«Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики»
Актуальность темы
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Цель: Повышение профессиональной компетенции в развитии мелкой моторики рук у детей посредством лепки из теста
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные:
1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. учить соблюдать правила техники безопасности;
3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, в поиске новых решений в создании композиций;
2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; развивать фантазию, воображение
4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Технологии:
-Игровое обучение
-Педагогика сотрудничества
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово); Практический.
Используемые приемы лепки:
- Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание – сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок теста можно сплющить при помощи пальцев.
Группа: средняя
Сроки реализации: сентябрь-май
Перспективный план по тестопластике в средней группе
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Декоративная тарелочка «Цветиксемицветик» | Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук. |
Раскрашивание красками «Цветикасемицветика» | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
«Гусеничка» | Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | |
Раскрашивание красками «Гусенички» | Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат задуманной работы. | |
Октябрь | «Цветочная клумба» | Формировать способность детей лепить трехцветные цветочки из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при планировании работы. |
Раскрашивание красками «Цветочной клумбы» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | |
«Жуки на цветочной клумбе» | Познакомить с конструктивным способом лепки, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции. | |
«Портрет моей семьи» | Создание оригинальных образов кого-то из членов своей семьи. Развивать мелкую моторику. Лепить из целого куска и частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | |
Ноябрь | «Мои любимые игрушки» | Развивать самостоятельность при выборе темы, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для более изобразительного образа. Воспитывать уверенность и инициативность. |
Раскрашивание краскам «Мои любимые игрушки» | Продолжать знакомить со способами работы с красками. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | |
«Твори, выдумывай, пробуй» | Создать условия для самостоятельной деятельности детей. Воспитывать желание доводить задуманное до конца, пользуясь изученными приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания; развивать воображение и творчество. | |
Раскрашивание «Твори, выдумывай, пробуй» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | |
Декабрь | «Снеговик» | Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер. |
«Снегурочка танцует» | Показать, как лепить Снегурочку рациональным способом – из конуса. Показать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций. | |
Раскрашивание силуэта снегурочки | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур, точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. | |
«Новогодняя ёлочка» | Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи колких иголочек. Развивать чувство пропорций, композиции. | |
Январь | «Зимние забавы» | Закрепить конструктивный способ лепки. Проявлять самостоятельность при планировании работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер. |
Коллективная «Птицы на ветке» | Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года. | |
Февраль | «Белые медведи» | Создание оригинальных образов крупных животных на основе обобщенного способа лепки. Развивать мелкую моторику. Лепить из целого куска и частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. |
Раскрашивание «Белые медведи» | Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | |
Коллективная открытка для любимых папочек | Создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о папе. | |
Раскрашивание открытки | Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
Март | Подарок для мамочки «Сердечко» | Воспитывать желание лепить картинки в подарок близким – мамам, бабушкам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус. |
Раскрашивание поделки «Сердечко» | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
«Филимоновские игрушки-свистульки» | Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику, образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров. | |
Раскрашивание «Филимоновские игрушкисвистульки» | Точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. | |
Апрель | «В далеком космосе» | Освоение техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов, звезд, планет. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. |
Раскрашивание «В далеком космосе» | Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат задуманной работы. | |
Сюжетная коллективная композиция «На дне морском» | Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звезды). Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | |
Раскрашивание «На дне морском» | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | |
Май | Рельефная лепка «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Совершенствование техники -рельефная лепка, передача пластики и колорита морских волн. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. |
Раскрашивание «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Поощрять самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать умение точно передавать задуманную идею. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | |
Коллективный макет «Наш аквариум» | Активизировать применение различных приемов лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Показать способы, при помощи которых можно усилить выразительность образа. Развивать комбинаторные способности. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности. | |
Раскрашивание «Наш аквариум» | Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. |
Изучаемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2015.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: 4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.
7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Харвест, 2011 г.
8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.
9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. 10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.
11. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
12. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
13. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
14. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
15. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
16. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
17. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова. Дронова Т. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...
Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...
Мастер-класс для родителей детей средних групп Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(рисование пальчиками, жесткой кистью, ватной палочкой, смятой бумагой, зубной щеткой, поролоном )...
План работы с родителями по теме: «Бизиборд – как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Расширить представление родителей о многообразии бизибордов, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста....
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Программные задачи: Образовательные задачи:- расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника Раз...