Программа дополнительного образования "Умелые ладошки"
методическая разработка по аппликации, лепке
Данная программа направлена на развитие творческих способностей и всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством создания с детьми индивидуальных работ с использованием разнообразных видов и техник. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с постепенным усложнением программного материала и помогает овладеть навыками работы с различными материалами (картон, пластилин, краски, восковые мелки, подручный материал и пр.) Занимаясь творчеством, ребенок развивает моторные навыки (в частности мелкую моторику), открывает мир творчества, получает возможность развить эстетическое отношение к действительности, образное мышление, внимание, фантазии, художественный вкус, произвольности психических процессов, усидчивость, позволяет научиться планировать свое время и деятельность, научиться аккуратности и умению доводить дело до конца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Утверждено
приказом заведующего МБДОУ
« Детского сада « Ивушка»
Кириенко И. А.
от_________________№ _____
Дополнительная образовательная
программа художественно-эстетического развития
«Умелые ладошки»
( для детей 2-3лет)
срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Куракова Е. В.
г. Уварово
Оглавление
Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
Блок 2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной образовательной программы»
2.1.Условия реализации программы
2.2.Оценочные материалы
2.3.Методические материалы
2.4.Список литературы
Аннотация
1.1.Пояснительная записка
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Программа кружковой деятельности «Умелые ладошки» представляет разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, пластилинография, аппликация поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети младшего возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. В результате многолетних экспериментальных исследований установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются в младшем возрасте. Именно поэтому данная программа рассчитана на детей 2 - 3 лет.
1.2 Цель и задачи программы
Основная цель программы: развитие мелкой моторики рук, развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов
Развивать творческие способности детей.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
Обучать приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов нетрадиционной техники рисования и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
1.3. Содержание программы
Учебно - тематический план
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Рисование | Различать цвета карандашей, красок, рисовать разные линии. Рисование предметов округлой формы. Правильно держать кисть и карандаш | 42 |
2 | Аппликация | Создание предметных композиций из геометрических форм, повторяя их по форме и цвету | 16 |
3 | Лепка | Учить отламывать маленькие кусочки глины и пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски; соединять концы палочки. Сплющивание комочка между ладонями, соединение двух форм в один предмет | 10 |
4 | Пластилинография | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | 19 |
5 | Ручной труд | Знакомство с природным материалом, бумагой разной фактуры, развивать умения и навыки пользования ими | 9 |
Итого | 96 |
Календарно-тематический план
Сентябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.»Кисть и карандаш» | Знакомство с кистью и карандашом, рисование прямых линий | Цветные карандаши, кисти, гуашь, баночки с водой, альбомные листы |
2. «Наши пальчики» | Знакомство с пальчиковыми красками, учить пользоваться пальчиковыми красками | Пальчиковые краски, салфетки, альбомные листы |
3. «Божья коровка» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
4. «Весёлые мухоморы» | Предложить рассмотреть картинку мухомора (обратить внимание на белые точки на шляпке гриба). На вырезанных из картона грибах они отсутствуют. Предложить детям нарисовать их, объяснить технику рисования пальчиком. Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие | Шаблон, пальчиковые краски, салфетки |
5. «Весёлые мухоморы» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
6. «Тили-тили, тесто» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек | Пласт соленого теста |
7.»Помидоры на грядке» | Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру | Картинки, кисти, краски, альбомные листы |
8. «Цветик-семицветик» | Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. | Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага |
Октябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.«Листочки танцуют» | Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски), рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе), развитие чувства цвета и ритма | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования |
2. «Листья кружатся, падают в лужицы» | Рассматривание иллюстраций «Листопад». Беседа о технике рисования пластилином. Чтение стихотворения об осени. Учить создавать композицию в сотворчестве с воспитателем. Воспитывать любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве | Пластилин, листы бумаги |
3.«Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками) | Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма | Пальчиковые краски синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования |
4. «Кап-кап дождик» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого куска, аккуратно приклеивать на картон | Картон, цветная бумага, клей, кисти, салфетки |
5. «Розовый букет» | Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений | Листы бумаги, кисти, краски |
6. «Божья коровка» | Закреплять технику рисования пальчиком. Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие | Пальчиковые краски, шаблон, салфетки |
7. «Урожай яблок» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
8. «Овощи» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму | Пластилин, доска для лепки |
Ноябрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Мячики для котят» | Познакомить с техникой рисования штампами. Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности | Штампы, образец рисунка,1\2 альбомного листа, мячики разного размера, влажные салфетки |
2. «Оладушки для мишки» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку | Пластилин, доска для лепки |
3. « Компот из яблок» | Познакомить с техникой рисования штампами. Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности | Штампы, образец рисунка,1\2 альбомного листа, яблоки разного размера, влажные салфетки |
4. «Колбаски и шарики» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка | Пластилин, доска для лепки |
5. «Волшебные листочки» | Учить детей закрашивать вырезанные формы | Шаблоны, краски, кисти |
6. «Дорожка для ёжика» | Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять ровно по линии | Альбомные листы с изображением ёжика, пластилин |
7. «Первый снег» | Учить детей технике рисованию «тычками», | Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти |
8.«Далматинец» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
Декабрь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Вот какая ёлочка!» | Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина | Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета |
2. «Снежок порхает, кружится» | Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема «примакивания» ворсом кисти, развитие чувства цвета и ритма | Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования |
3. «Праздничная ёлочка» | Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания | Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей |
4. «Снеговик» | Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики | Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон |
5. «Зажигаем огоньки» | Учить наносить яркие мазки на темный фон | Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти |
6. «Дед Мороз» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму | Шаблон, салфетки, клей |
7. «Новогодние бусы» | Учить наносить яркие точки на темный фон | Шаблон ёлки, пальчиковые краски |
8.«Новогодняя открытка» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию | Картон, клей, цветные формы для наклеивания |
Январь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.«Рождественские колокольчики» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
2. «Ёлочка» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели | Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка |
3. «Северное сияние» (рисование солью) | Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма | Цветная соль, баночки для создания композиции |
4. «Снеговик» | Учить детей закрашивать вырезанные формы | Шаблоны снеговика, пальчиковые краски |
5.«Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования) | Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка | Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь |
6.«Вкусное угощение» | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики | Соленое тесто, формочки |
7. «Раскрашивание готовых изделий» | Учить детей раскрашивать готовые изделия, развивать творчество | Вылепленные изделия, краски, кисти |
8. «Укрась платочек» | Закрепление основных цветов, рассматривание узоров на различных платочках, формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка | Штампы (пробки), краски, шаблоны |
Февраль
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Бублики – баранки» | Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком; прокалывание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики | Соленое тесто, мак, манка, зубочистки. |
2. «Свитер для папы» | Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы | Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея |
3. «Лоскутное одеяло» | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое» | Картон белого цвета, фантики от конфет, клей, кисти для клея |
4. «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка | Кисти для рисования, карандаши, фломастеры, бумага для рисования |
5. «Валентинки» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
6. «Открытка к 23 февраля» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика | Картон, готовые формы для наклеивания, клей, кисти |
7.«Башни» | Знакомство детей с разновидностями башен, постройка из конструктора, развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности | Штампы (пенопласт), образец рисунка, иллюстрации с видами башен, влажные салфетки |
8. «Облака» | Учить детей формировать облака, обрывая лист бумаги | Тонированная бумага , белая бумага, кисти, клей |
Март
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция.) | Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой |
2. «Открытка для любимой мамочки» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка | Картон, цветные заготовки, клей, кисти |
3. «Мимоза» | Учить детей технике рисованию «тычком», учить рисовать, создавая форму цветка | Листы бумаги, кисти, краски |
4.«Постираем полотенца» | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке) | Бумага для рисования, цветные карандаши |
5.«Весенняя капель» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого куска, аккуратно приклеивать на картон | Картон, бумага, клей, кисти |
6. «Флажки» | Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета | Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея |
7.« Вот какие ножки у сороконожки!» | Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем | Пластилин, стека, доска для лепки |
8.«Куклы неваляшки» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями. | Пластилин, доска для лепки |
Апрель
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Аквариум» | Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность | Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей |
2. «Подснежники» | Учить детей технике рисованию «тычками», учить рисовать, создавая форму цветка | Тонированные листы бумаги, краски, кисти |
3. «Пора в космос» | Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук | Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея |
4. «Почки и листочки» | Освоение изобразительно – выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков | Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея |
5.«Распустились первые листочки» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон, доска для лепки |
6.«Веселый клоун» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна | Картон, цветные заготовки, клей, кисти |
7. «Расписной коврик» | Учить детей пользоваться восковыми мелками, развивать чувство ритма, воображение | Листы бумаги, восковые мелки |
8. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» | Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук | Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея |
Май
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1. «Праздничный салют» | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность | Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета |
2. «Дерево» | Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и прикрепление к фону | Картон белого цвета, пластилин |
3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка – экспериментирование) | Моделирование образа ёжика: дополнение туловища -формы, вылепленной воспитателем, иголками – спичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики | Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки |
4. «Шарики воздушные - ветерку послушные» | Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру | Листы бумаги, краски, кисти |
5. «Цыплята» | Закрепить навыки рисования «тычком» полусухой кистью | Альбомные листы, краска, кисти |
6. «Домик» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик | Картон, пластилин |
7. «Разноцветная поляна» | Закрепить технику рисования тычками, учить рисовать, создавая форму цветка | Листы бумаги, кисти, краски |
8. «Дети – цветы жизни!» | Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана | Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея, |
Июнь
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.»Паучок в паутинке» | Учить детей моделировать объект жгутиками из пластилина, развивать творчество | Картон, пластилин, доска для лепки |
2. «Дождь идёт» | Способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки | Альбомные листы, восковые мелки, краски, пипетка |
3. «Веселый клоун» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна | Картон, цветные заготовки, клей, кисти |
4.«Постираем платочки» | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке) | Бумага для рисования, цветные карандаши |
5. «Бусы» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, располагать их на картоне | Картон, пластилин |
6. «Весёлые рыбки» | Учить детей рисовать ладошками, окрашенными в разные цвета; развивать воображение, аккуратность в работе | Альбомные листы, краски |
7. «Узор на полоске» | Учить намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, создавая узор по собственному желанию | Полоска картона, разноцветные заготовки, клей, кисти |
8. «Печём пирожки» | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики | Соленое тесто, формочки |
Июль
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.»Раскрашивание готовых изделий» | Учить детей раскрашивать готовые изделия, развивать творчество | Кисти, краски |
2. «Домик» | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик | Картон, пластилин |
3. «Ромашковый луг» | Учить рисовать прямые линии из подготовленной сердцевины, развивать эстетическое восприятие | Картон, пластилин |
4. «Звёздное небо» | Вызвать эмоциональный отклик у детей, развивать художественное восприятие | Альбомный лист, свечи, ватный тампон |
5. «Лоскутное одеяло» | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое» | Картон белого цвета, фантики от конфет, клей, кисти для клея |
6. «Придумай и нарисуй» | Учить создавать новые образы, развивать творчество, воображение | Альбомные листы, карандаши, фломастеры |
7. «Дорожка для ёжика» | Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять ровно по линии | Листы с изображением ёжика, пластилин |
8. «На что похожи облака» | Развивать творческие способности детей | Альбомные листы, краски, кисти |
Август
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
1.»Подводное царство» | Закрепить технику рисования пальчиками, развивать аккуратность | Альбомные листы с изображением водорослей, краски |
2. «Весёлый цирк» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка | Картон, цветные заготовки, клей, кисти |
3. «Башни» | Развивать устойчивый интерес к рисованию | Образец рисунка, штампы, краска |
4. «Флажки» | Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета | Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, клей, кисти для клея |
5. «Весёлые животные» | Способствовать гармоничному развитию детей | Альбомные листы, краска, кисти, трафареты |
6. «Расписной коврик» | Учить детей пользоваться восковыми мелками, развивать чувство ритма, воображение | Альбомные листы, восковые мелки |
7. «Урожай яблок» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму | Пластилин, шаблон |
8. «Нарисуй что хочешь» | Учить детей проявлять самостоятельность, развивать фантазию | Альбомные листы, краски, карандаши, восковые мелки |
1.4.Планируемые результаты
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
2.1.Условия реализации программы
1. Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
3. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
4. Дидактические пособия.
5. Демонстрационные наглядные пособия.
2.2.Оценочные материалы
Фамилия, имя ребёнка | Технические навыки | Развитие мелкой моторики рук | Проявление аккуратности | |||||||||
Рисование пластилином на шаблоне | Сплющивание пластилина | Раскатывание пластилина | Пользование кистью и карандашом | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
2.3.Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы в конце года (май месяц) проводится диагностика выполнения дополнительной общеобразовательной программы. Педагогами разрабатываются диагностические карты и инструментарий. В течение года проводятся наблюдения за достижениями детей, ведётся тетрадь достижений. В конце года проводится открытое занятие для родителей, анкетирование родителей о качестве реализации программы.
2.3.Методические материалы
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме развивающих игр, занятий-игр, праздничного оформления помещений,
Формы деятельности:
групповые;
индивидуально-групповые.
Методы деятельности:
объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
репродуктивные (самостоятельные работы)
Формы и методы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по образцу и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Примерная структура занятий.
Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
Самостоятельное изготовление поделки.
Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка.
По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 год. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 10-15 минут. Общее количество занятий в год составляет: 96 занятий
2.4 Список литературы
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 год
Белошипова А. В., Жукова О. Г. «Бумажные фантазии»
Интернет-ресурсы
Лыкова, И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет»: пособие [Текст]/ И.А.Лыкова. - М: «Сфера», 2011год
Лыкова, И. А. «Изобразительная деятельность в детскому саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО»:учебно-методическое пособие [Текст]/И. А. Лыкова. -Кострома: «Цветной мир» 2016год.
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые ладошки»
Автор – составитель: Куракова Елена Викторовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей и всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством создания с детьми индивидуальных работ с использованием разнообразных видов и техник. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с постепенным усложнением программного материала и помогает овладеть навыками работы с различными материалами (картон, пластилин, краски, восковые мелки, подручный материал и пр.) Занимаясь творчеством, ребенок развивает моторные навыки (в частности мелкую моторику), открывает мир творчества, получает возможность развить эстетическое отношение к действительности, образное мышление, внимание, фантазии, художественный вкус, произвольности психических процессов, усидчивость, позволяет научиться планировать свое время и деятельность, научиться аккуратности и умению доводить дело до конца.
Занятия строятся от простого к сложному. Переходим к сложным приемам только после того, как ребенок освоит азы какого - либо вида техники. Использование заготовок. Не все приемы работы ребенку будут доступны сразу (умения и навыки работы с различными материалами у всех разные, даже у взрослых), поэтому дети используют заранее подготовленные заготовки или совместно с взрослым изготавливать недостающие деталь и элементы. Первые шаги в новом деле даются с трудом. Моя задача — заинтересовать и увлечь детей. Необходимо проявлять максимум терпения и дружелюбия. И непременно хвалить и поощрять детей. Все занятия проводятся в специально отведенном для этого, хорошо освещённом и проветриваемом месте в малых подгруппах. Все материалы после занятия важно убирать — так мы заодно воспитаем у ребенка аккуратность. Детям показываются готовые изделия, созданные педагогом.
Основная цель программы: развитие мелкой моторики рук, развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов
Развивать творческие способности детей.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
Обучать приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов нетрадиционной техники рисования и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 год. Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 10-15 минут. Общее количество занятий в год составляет: 96 занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...
Комментарии
Елена Викторовна, скажите
Елена Викторовна, скажите пожалуйста, какие факторы влияют на формирование творческого потенциала дошкольников? Спасибо.
Татьяна, на формирование
Татьяна, на формирование творческого потенциала дошкольника влияют следующие факторы: воспитание в семье, умение видеть особенности окружающих предметов, предметно-пространственная среда