Программа кружка "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Карелина Анжелика Вячеславовна

формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Программа дополнительного образования

«Наши руки не для скуки»

(прикладное творчество)

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

срок реализации 2017-2018 уч.г.

  Руководитель  

воспитатель  

Карелина Анжелика Вячеславовна

р.п. Маслянино2017 г.

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Однако, по учебному плану в старшей и подготовительной группе на аппликацию и лепку отводится всего 1 занятие в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения дополнительной образовательной деятельности.

Кружок по прикладному творчеству развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, воспитанники смогут углубить знания и умения по интересующему их делу.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий(аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 2 года. Занятие проводится со всей группой 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут в старшей группе и 30 - в подготовительной.

В программу кружка входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с соленым тестом», «Рукоделие из ткани и ниток», «Работа с подручным и бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности.

Задачи программы:

-обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

-формировать интерес к прикладному искусству;

-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

-формировать эстетический, художественный вкус;

-развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

-поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

-воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

-содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности дошкольников, зоны их ближайшего развития; следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование;

- принцип гуманизации: педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав;

- принцип целостности: наличие единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности: использование в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.

Основные формы и методы работы.

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый;
  • практический.

Поделки, включённые в кружковую деятельность,

могут иметь разное назначение:

1.        для игр детей;

2.        для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

3.        их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового,  при его подборе предъявляется определённые требования:

  1. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию );
  2. тщательно промытым и высушенным;
  3. доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

Используемые  материалы:

 Пластилин, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, небольшие  коробки различной формы, бумажные тарелки, сухие листья, коряги, ветки, шишки, жёлуди, семена растений, цветная бумага, салфетки, картон, ватные диски, фольга, клей, краски, шерстяные нитки , нитки для шитья,  кусочки ткани, соленое тесто.

Инструменты и приспособления:

 Ножницы, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для  аппликации, кисточки для клея и красок, краски гуашь

Пояснительная записка:

Актуальность: Кружок по прикладному творчеству развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, воспитанники смогут углубить знания и умения по интересующему их делу.

   Цель: формирование положительного отношения к разным видам прикладного творчества, развитие воображения, которое реализуется в процессе прикладного творчества, воспитание способности самостоятельно выполнять задания, опираясь на свои знания и умения. 

Задачи: 

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

-формировать интерес к прикладному искусству;

-развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Тематическое направление:  художественно-познавательное.

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети старшей группы – 5-6 лет.

Форма организации и продолжительность: Данная программа рассчитана на один год. Прикладная деятельность проводится 1 раз в неделю по 25  минут во второй половине дня.

Организация итоговых мероприятий:  

- для детей (групповые выставки, развлечения, праздники);

- для коллег (показ совместной деятельности на методическом мероприятии).

Принципы организации деятельности:  Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Доступность, наглядность, безопасность, вариативность. Поддержка инициативы детей в выборе материалов и способов действия.

Предполагаемый результат: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о традициях и праздниках; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусств.

Структура совместной деятельности:  мотивация, постановка вопроса (проблемы), поиски путей решения, выполнение решения, выводы, рефлексия.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Взаимодействие с родителями:

 - консультация;

- мастер-класс;

- рекламная кампания;

- организация праздника.

Мониторинг:

Дети самостоятельно создают выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них; в декоративно-оформительской деятельности создают изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

Самостоятельно создают конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат. Успешно применяют освоенные художественные техники и способы, свободно сочетают их для реализации своих творческих замыслов.

3wtKNRXqnYs.jpg

yghLsDuLQoM.jpg

4N1imF7RpGk.jpg7wztNL8S31w.jpgblc0TnlDMWI.jpg-cvxd-_bBD0.jpghv1GkiRrRv8.jpgssKAyqcszlc.jpgTJtWZAhCAiM.jpgTNNsV6hCLtg.jpgWbWySogdmTw.jpgY17w3uk9XKY.jpgyaJqgx-kChQ.jpg

Разделы программы.

№ п/п

Тема

Часов на тему

Задачи:

Приемы

1.

«Работа с природным материалом».

9 часов

1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).

2. Развивать у детей интерес и желание изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала.

3.Развивать умение делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.

 Темы для бесед:  «Флористика», «Как сделать гербарий?», «Семена различных растений».

2.

«Работа с бумагой и картоном».

10 часов

1.Формировать   практические навыки  в  технике работы с ножницами и бумагой:

- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов  и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.

-  развивать способность вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.

2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами.

3.Совершенствовать умение складывания бумаги в технике «Оригами».

4. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, гирлянды).

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Свойства бумаги», «Как появились ножницы», «История клея».

3.

«Работа с соленым тестом».

8 часов

1.Закреплять  у детей умение   оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая  и примазывая их.

2.Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.

3.Продолжать развивать у детей  умение  использовать в работе с  тестом стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.

Темы для бесед: «Как пекли хлеб наши бабушки»

4.

 «Работа с глиной, дымковская роспись»

2часа

1.Развивать умение лепить из глины знакомые фигуры, разными способами. Формировать умение расписывать готовое изделие самостоятельно.

2.Развивать умение изготавливать сувениры к праздникам;

Темы для бесед: «Волшебная дымка», «Чем интересна глина».

5.

«Работа с подручным и бросовым материалом».

6 часа

  1. Развивать  умение делать простейшие игрушки из коробок различной формы, упаковок из под яиц, ватных дисков и т.д.
  2. Развивать умение делать игрушки из подручного и бросового материала  (различных коробок, ватных дисков и т.д.), используя в качестве дополнительного материала пластилин,  клей ПВА.

Темы для бесед: «Вторая жизнь знакомого предмета»

Итого за год:

35 часов

 Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества.

Задачи:

В ходе работы с соленым тестом дошкольники знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Задачи:

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Задачи:

 «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Задачи:

1 год освоения программы

№ п/п

Тема занятия

Техника

Материалы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Инструменты, ножницы, клей, стеки; альбом с фотографиями работ

1 час

1. «Работа с природным материалом». (9 часов)

2.

Сбор природного материала (прогулка по территории детского сада)

1 час

3.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

Гербарий листьев разного размера, клей

1 час

4.

Поделка из кленовых листьев «Бабочка»

Аппликация.

Кленовые листья, пластилин

1 час

5.

«Роза»

Моделирование

Кленовые листья

1 час

6.

«Сказочные цветы».

Аппликация.

Семена клена, пластилин

1 час

7.

«Ежик»

Лепка

Шишки, пластилин

1 час

8.

Картины из листьев.

Аппликация.

Сухие листья

2 часа

9.

Осенний цветок из фисташек

Моделирование

Скорлупки от фисташек, пластилин, веточки

1 час

2.«Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

10.

Цветок для мамы

Аппликация.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

11.

Осенний пейзаж из «ладошек» (коллективная работа)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

12.

Новогодняя снежинка

Вырезание

Белая бумага, ножницы, клей

1 час

13.

Украшения для Нового года

Вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

14.

Новогодняя елочка

Аппликация

Зеленая бумага, ножницы, клей

1 час

15.

Украшение елочки (продолжение работы)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

16.

Новогодние гирлянды (групповая работа)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

17.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

18.

Цветочные фантазии. Продолжение работы

Торцевание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

19.

Подводные мир

Оригами

Цветная бумага

1 час

3.«Работа с соленым тестом». (8 часов)

20.

Черепашка

Лепка

Соленое тесто, стеки, краски- гуашь, кисти

2 часа

21.

Елочка

2 часа

22.

Жаворонки

2 часа

23.

Фрукты-медальоны

2 часа

4.«Работа с подручным и бросовым материалом». (6 часов)

24.

Каллы

Вырезание Аппликация

ватные диски

1 час

25.

Мимоза

Вырезание Аппликация

Салфетки, веточки или пластилин, клей

1 час

26.

Весенний первоцвет

Вырезание Аппликация

Бумажная упаковка для яиц

1 час

27.

Черепашка

Вырезание Аппликация

Круглые бумажные тарелки, ножницы, краски, кисти

1 час

28.

Марсиане

Вырезание Аппликация

Любой материал

1 час

29.

Волшебный цветок

Вырезание Аппликация

Фантики от конфет

1 час

5. «Рукоделие из ткани и ниток». (2 часа)

30.

«Цыпленок» из нарезанных ниток

Моделирование Разрезание

Разноцветные нитки

1 час

31.

Птички-веснянки

Моделирование

Ткань, нитки

1 час

2 год освоения программы

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

 Техника безопасности на занятиях.

Все инструменты: ножницы, клей стеки, бумага

1 час

1. «Работа с природным материалом». (9 часов)

2.

Сбор природного материала (прогулка по территории детского сада)

1 час

3.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

Любой собранный природный материал

1 час

4.

Поделка из сухих листьев «Осеннее дерево»

Аппликация.

Сухие листья

1 час

5.

Поделка из кленовых листьев «Букет из роз»

Моделирование.

Кленовые листья, нитки

1 час

6.

Поделки из кленовых «парашютиков» - «Мир животных».

Аппликация.

Семена клена, пластилин

1 час

7.

Поделка из желудей «Веселые человечки»

Лепка

Желуди, веточки, пластилин

1 час

8.

Картины из листьев.

Аппликация.

Листья любых деревьев

2 часа

9.

Каштановые фантазии

Моделирование, Лепка.

Плоды каштана, пластилин, веточки

1 час

2.«Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

10.

Бусы для мамы

Моделирование

Цветной картон, ножницы, клей

1 час

11.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

12.

Объемная снежинка

Моделирование вырезание

Белая бумага, ножницы, клей

1 час

13.

Объемные украшения для группы

Моделирование вырезание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

14.

Елочка - зеленая иголочка. (Групповая работа)

Вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

15.

Украшение елочки (продолжение работы)

Моделирование вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

16.

Новогодние гирлянды (коллективная работа)

Моделирование вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

17.

Цветочные фантазии (объемные)

Оригами

Цветная бумага

1 час

18.

Мир природы

Торцевание.

Цветная бумага

2 часа

3.«Работа с соленым тестом». (8 часов)

19.

Веселая гусеничка

Моделирование лепка

Соленое тесто, стеки, краски- гуашь, кисти

2 часа

20.

Ваза с цветами

2 часа

21.

Подвесные снежинки

2 часа

22.

Буквица-инициал

2 часа

4.«Работа с подручным и бросовым материалом». (6 часов)

23.

Ромашки (из ватных дисков)

Аппликация

Ватных диски

1 час

24.

Гиацинты для мам

Моделирование вырезание

Бумага разных цветов, картон

1 час

25.

Солнышко

Аппликация

Круглые коробки, ножницы, клей

1 час

26.

Полет на луну

Объемная аппликация

Любой подручный материал

1 час

27.

У кого какой нос

Моделирование вырезание

Бумажная упаковка для яиц

1 час

28.

Полевые цветы

Аппликация  

Фантики от конфет, ножницы, клей

1 час

5. «Рукоделие из ткани и ниток». (2 часа)

29.

 «Корзина с цветами» Коллективная работа из ниток

Моделирование аппликация

Разноцветные нитки

1 час

30.

Веселые человечки из ткани

Моделирование

Ткань, нитки

1 час

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Ресурсы.

  1. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ 
  2. http://stranamasterov.ru/
  3. Гульянц Э.К., Бозик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» / Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. – 2004.
  4. Давыдова Г.Н.  « Поделки из бросового материала». - Скрипторий 2006
  5. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н  « Аппликация в детском саду».- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 144 с.
  6. «Оригами для самых маленьких». Соколова С. В. - "Детство-пресс», 2010.- 64 с
  7. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
  8. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.
  9. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста «Необычные поделки из природных материалов». – Е.А. Румянцева. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  10.         Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Рисунки и подарки к праздникам». – М.М. Евдокимова. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  11. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста «Необычная аппликация». – Е.А. Румянцева. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  12. Салагаева Л.М « Объёмные картинки».  Издательство: Детство-Пресс, 2010г
  13. Хоменко В.А. Соленое тесто. Шаг за шагом. – Харьков. Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». – 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа «Наши руки не для скуки» (декоративно-прикладное искусство) для детей 6-7 лет.

Данная образовательная программа «Наши руки не для скуки»  имеет художественно – эстетическую направленность. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эст...

Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"

        Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно из...

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

Рабочая программа кружка "Наши руки - не знают скуки" воспитателя Ондар Р А.

Программа кружка в подготовительной группе "Наши руки-не знают скуки"...

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки». в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки».в соответствии сФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДА...

« Наши руки не для скуки» программа дополнительного дошкольного образования

Развитие мелкой моторики детей посредством творческой деятельности, расширение кругозора и творческого потенциала детей, формирование интереса родителей к развитию творческих способностей детей....