Рабочая программа кружка "Наши руки - не знают скуки" воспитателя Ондар Р А.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ондар Ратмила Александровна

Программа кружка в подготовительной группе "Наши руки-не знают скуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_nashi_ruki-ne_znayut_skuki.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи, развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения.

В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Сопоставляя данные исследований ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную, же проекцию кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Это обстоятельство надо использовать в работе с детьми, у которых нарушено зрение, так как у них из-за недостаточности сенсорного опыта наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Происходит это потому, что дети с плохим зрением полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за низкого зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями как это происходит у нормально видящих детей.  Вследствие малой двигательной  активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности и на развитие речи.

Актуальность программы. Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми с нарушением зрения, у которых к тому же нарушена и  речь.

На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей с нарушением зрения путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность

и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

Проблема. Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания как правило однотипны и скучны.

Цель: Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.  Коррекция недоразвития речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий  с предметами. Подготовка к обучению в школе.

Задачи:

  • развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.
  • ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной координации движений у дошкольников.
  • усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
  • выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
  • Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.

Методы: определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись  эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические  (обработка материалов)  методы.

Теоретическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей  дошкольного возраста.

Принципы реализации программы

  • Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий
  • Принцип доступности заданий
  • Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю
  • Принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей

Механизм реализации программы:

Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.
  • Показать отдельно только один какой – то  палец, потом два, три и т. д.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку.
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
  • Завязывать узлы на веревке, шнурке.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.
  • Игры с песком, водой.
  • Резать ножницами.
  • Рисование в воздухе.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.
  • Преставление палочек в доске с отверстиями.
  • Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.
  • Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • Круговые движения кистями.
  •  Отведение – приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.

  • Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.
  • Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.
  • Постукивания пальцами рук по столу попеременно- большого до мизинца и в обратном направлении.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
  • Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.
  • Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Выполняя упражнения правой и левой рукой поочередно, стимулируется  развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.
  3. Составление предметных разрезных картинок.
  4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
  5. Обведение контуров предметных изображений.
  6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  7. Вырезывание цветных полосок, фигурок.
  8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  9. Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.
  10. Работа с пластилином.
  11. Работа с мозаикой.
  12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак –  ладонь –ребро.
  14. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции, так как ритмические упражнения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.

Ожидаемые результаты: совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с нарушением зрения школе.

План работы для средней группы

Сентябрь

Тема: Я – человек

  1. «Разгладь и наклей»- разглаживание смятых бумажных комочков с  контурным изображением человека и наклеивание на лист.
  2. «Поможем бабушке»- сортировка фасоли и гороха.
  3. «Мой дом»- выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.
  4. «Готовим угощение»- лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.

Октябрь

Тема: Овощи и фрукты

  1. « Осенний лист»- обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
  2. «Дары осени»- лепка из пластилина помидоров и огурцов.
  3. «Большая и маленькая тарелочка»- выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
  4. «Чудесный мешочек»- в мешочке муляжи овощей и фруктов.

Ноябрь

Тема: Орудия труда. Труд в природе

  1. «Собери инструменты»- выкладывание из палочек орудий труда по образцу.
  2. «Полное ведёрко»- работа с пипеткой.
  3. «Маленькие художники»- обводка трафаретов инструментов и закрашивание.
  4. «Ловкие ручки»- упражнение в шнуровке.

      5.   «В гостях у сказки» - занятие по развитию мелкой моторики рук.

Декабрь

Тема: Зимний лес. Дикие животные.

  1. «Нарисуй дерево ниткой»- выкладывание ствола и веток дерева нитками.
  2. «Построим горку для зверушек «из снежных комков»- изготовление «снежных комков» из бумаги, путём её сжатия и скатывания между ладонями.
  3. «Обведи и раскрась»- обвести фигурку лисы (картонный трафарет) и раскрасить её.
  4. «Угощение для зайцев»- лепка мелкой и крупной моркови.

Январь

Тема: Домашние животные и их детёныши

  1. «Клубочки для котят»- рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых  шерстяных ниток.
  2. «Собери картинку»- собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.

Тема: Птицы зимой

  1.  «Угощение для птиц»- отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
  2. «Птицы хотят пить»- работа с пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне- столько же и ещё три».

Февраль

Тема: Профессии

 

  1. «Сортировка таблеток»- кружочки из картона разложить по цветам и размеру.
  2. «Продуктовый магазин»- лепка продуктов питания для магазина.
  3. «Перебери крупу»- рассортировать горох и рис.
  4. «Заготовка овощей для борща»- выгибание контура «овощей» из проволоки.

Март

Тема: Начало весны

  1. «Заплакали сосульки»- работа с водой и пипеткой.
  2. «Солнце светит и греет»- выкладывание солнца с лучами из палочек.

Тема: Игрушки

  1. «Кукольный уголок»- вырезать детали для стула и кровати и выложить по образцу.
  2. «Рисуем мячи»- безотрывное рисование от точки путём наращивания по окружности.

 

Апрель

Тема: Одежда и обувь

  1. «Одежда»- выбрать трафареты одежды и обвести.
  2. «Умелые ручки»- упражнение в шнуровке.

Тема: Птицы встречают весну

  1. «Такие разные птицы»- выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.

  1. «Птицы откладывают яйца»- лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

Май

Тема: Труд весной

  1. «Изготовление граблей»- выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
  2. «Сортировка семян»- рассортировать горох и гречку.

Тема: Город, транспорт

  1. «Что там?»- разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочек.
  2. «Строим дом»- выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек,  строительного материала).
  3. « Товарный поезд» - занятие по конструированию из бумаги и бросового  

        материала.

План работы для старшей группы

Сентябрь

Тема: Я – человек

  1. «Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
  3. «Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки.
  4. «Мост через ручеёк и речку» - обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.

Октябрь

Тема : Осень. Овощи. Фрукты

  1. «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клёна, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
  2. «Собираем урожай» - лепка овощей.

Тема : Птицы

  1. «Это птицы» - выкладывание пластилиновыми жгутиками птицы по контуру.
  2. «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  3. «Лебеди» - занятие по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики

        рук.

Ноябрь

Тема: Орудия труда

  1. «Орудия труда» - обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток ).
  2. «Удобный инструмент» - обматывание палочки ( «ручки инструмента») ниткой.

Тема: Одежда и обувь

  1. «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  2. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.

Декабрь

Тема: Город, транспорт

  1. «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5 )
  2. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание

Тема: Зимний лес. Дикие животные

  1. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.
  2. «Кто это?» - определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на  плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой.

Январь

Тема : Дикие животные и их детёныши

  1. «Картинки из яичной скорлупы» - измельчение  яичной скорлупы и заполнение объёма трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
  2. «Разрезанные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.

      3.   «Мышиное царство» - занятие по развитию мелкой моторики рук.

Тема : Домашние животные

  1. «Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур ( из цветной бумаги).
  2. «Узнай, кто это?» - после предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображенных  на  плоскостных трафаретах.

Февраль

Тема:  Семья

  1. «Одежда для куклы» - обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру  и заполнение объёма по методу цветной мозаики.
  2. «Иллюстрация к сказке «Три медведя» - выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.

Тема: Профессии

  1. «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток ( отщипнуть от пластилина комочек и придавить его на бумажную полоску).
  2. «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.

Март

Тема : Весна

  1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
  2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

Тема: Игрушки

  1. «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
  2. «Чудесный мешочек» - после предварительного рассматривания определение на ощупь игрушки и материала, из которого она сделана.

Апрель

Тема : Одежда и обувь

  1. «Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок и завязать бантик.
  2. «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.

Тема: Птицы встречают весну

  1. «Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца ( большой и поменьше ) и заполнить объём клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
  2. «Домик для скворца» - выкладывание из палочек по принципу « колодца».

Май

Тема : Весна. Труд весной

  1. «Ножницы потерялись» - изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания излишков по контуру.
  2. «Разрезные картинки» - сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
  3. «Посадка фасоли» - от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить.
  4. «Доски для забора» - заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания излишков по контуру.

План работы для подготовительной группы

Сентябрь

Тема : Я – человек

  1. «Ножницы потерялись» - обрывание из бумаги геометрических форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки ( квадрат, большой и 4 маленьких прямоугольника).
  2. «Это человек» - обводка фигуры человека из папиросной бумаги.
  3. «Печенье из манки» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.
  4. «Угадай, сколько нас в семье?» - ощупывание вслепую трёх ( затем четырёх, пяти ) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.

Октябрь

Тема: Осенние листья. Овощи

  1. «Дары осени» - обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию ( сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д. ).
  2. «Красивая ваза для овощей» - заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.

Тема: Птицы осенью

  1. «Маленький художник» - обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание  по заданию (закрасить клюв, заполнить точками голову, остальное заштриховать линиями сверху вниз ).
  2. «Уютное гнёздышко» - изготовление «коврика» путём переплетения полосок бумаги, склеивание из этого «коврика» гнёздышка.

Ноябрь

Тема: Орудия труда. Инструменты 

  1. Зрительный диктант «Кто внимательный?» - выложить из палочек инструменты, изображённые на нарисованном образце ( грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д. ).
  2. «Маленькие умельцы»  - трафареты инструментов из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность манкой.

Тема: Одежда и обувь

  1. «Красивая одежда» - обводка трафаретов одежды и заполнение объёма клочками бумаги по методу цветной мозаики.

  1. «Вижу руками» - определение на ощупь вида ткани : шерстяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.

Декабрь

Тема : Город, транспорт

  1. «Мой дом» - работа со строительным материалом на полу или на столе. Строительство домов разной этажности.
  2. «Что спряталось в комочке?» - разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребёнка.

Тема : Зима. Дикие животные

  1. «Снег идёт» - наклеивание на готовый зелёный трафарет ёлки мелких ватных комочков.
  2. «Мой медведь» - выкладывание «медведя» из геометрических фигур, полученных путём обрывания из бумаги по контуру.

Январь

Тема: Дикие животные и их детёныши

  1. «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги ( без опоры на контур) «угощение» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
  2. «В дупле у белочки» - посчитать, сколько и каких предметов ( грибов, орехов, шишек ) находится в «чудесном мешочке» и нарисовать их.

Тема: Домашние животные

  1. «Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.
  2. «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток, уточняем понятия : «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай».

Февраль

 

Тема: Семья

  1. «Маленькие художники» - обводка трафаретов фигур  мальчика и девочки из папиросной бумаги. Раскрашивание полученных изображений.
  2. «Ножницы потерялись» - собрать фигуру человека из деталей, полученных путём обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить их.
  3. « Узор на салфетки» - занятие по развитию мелкой моторики рук и

      графических навыков.

Тема: Профессии

  1. «Продавец - покупатель»  -  чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методами оригами.
  2. «Учитель» - вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путём обрывания.

Март

Тема: Начало весны

  1. «Красивая ваза» - заполнение объёма вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
  2. «Сосулька плачет» - «сосульку» получаем путём обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.

Тема : Игрушки

  1. «Разрезные картинки» -  собирать картинки игрушек из 10-12 частей.
  2. «Маленький конструктор» - выложить любимую игрушку из палочек , геометрических фигур.

      3. «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек»

Апрель

Тема: Одежда, обувь

  1. «Русский народный сарафан» -  красный трафарет сарафана украшается аппликацией в русском народном стиле.
  2. «Ловкие пальчики»  - шнуровка обуви, завязывание бантика : кто быстрее?

Тема: Животные

  1. «Рисуем без красок» - у каждого ребёнка по два трафарета животных. Обвести их по контору. Дикое животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домашнее – шерстяной ниткой
  2. «Видим руками» - определить на ощупь и назвать, животное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из какого материала сделана игрушка, чем заполнен объём плоскостного трафарета.

Май

Тема: Скоро на дачу

  1. «Орудия труда» - собрать «орудия труда» из заготовок, выполненных путём обрывания из бумаги,  и наклеить в альбом.

  1. «Готовим грядки» - методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на «грядке» ровные полоски – бороздки.

Тема: Наша дача

  1. «Противные мухи» - изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
  2. «Строим дачу» - «заготовка досок для строительства» путём обрывания ровных полосок бумаги.

 

Список литературы.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
  2. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М.: Сфера,2006.
  3. Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
  4. Янушко Е.А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
  5. Ткаченко Т.А.  Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
  8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  9. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
  10. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2006.
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
  12. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
  13. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.
  14. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство -  Пресс, 1999.
  15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  16. Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.
  17. Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89
  18. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

доплнительная образовательная общеразвивающая программа "Умелые руки не знают скуки"

Пояснительная записка к  программе «Умелые руки, не знают скуки»В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модерн...

Рабочая программа воспитателя ДОУ по работе с родителями Ондар Р. А.

Данная программа может быть реализована полностью и парциально, по согласованию педагогов дошкольного учреждения с семьей на занятиях для родителей, заседаниях клуба, консультациях специалистов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Умелые руки не знают скуки»

Пояснительная записка       Программа кружка «Умелые руки не знают скуки» рассчитана на детей с 6 до 7 лет.Работа в кружке планируется так...

Рабочая программа "Умелые руки"

Рабочая программа «Умелые ручки!»  Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...

Рабочая программа "Умелые руки"

Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М.Дорофеевой ...

Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...