«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными. Дети могут выразить себя, передать свое настроение. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
400005 ул. им. маршала Чуйкова, д.49а, Центральный район, г. Волгоград, Россия,
Тел. (8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Автор: КАРЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Воспитатель МОУ Детский сад №198
г. ВОЛГОГРАД
2018
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 | |
| 5 | |
3. | Пояснительная записка………………………………………….…… | 8 |
4. | Формы, способы, методы реализации программы…………………. | 11 |
5. | Прогнозируемые результаты ……………………………………….. | 13 |
6. | Содержание программы…………………………………………..… | 14 |
7. | Литература……………………………………………………………... | 16 |
8. | Приложение…………………………………………………………… |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Умелые пальчики» |
Территория | Г.Волгоград |
Учреждение - исполнитель | МОУ Детский сад №198 |
Юридический адрес учреждения | 400005 ул. им. маршала Чуйкова, д.49а, Центральный район, г.Волгоград, Россия, |
Телефон (рабочий) | Тел. (8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79 |
Разработчики программы | Карева Ольга Николаевна, воспитатель МОУ Детский сад №198 |
Цель программы | Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии, развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения. |
Задачи программы | Учить: - основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание и т.д.); - передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. - принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию; - обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета; - самостоятельно создавать художественные образы. Развивать: - мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; - интерес к процессу и результатам работы; - интерес к коллективной работе; - творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать: - аккуратность в работе с пластилином; - желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ; - эстетические чувства, эмоции, переживания. Активизировать: - умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки. |
Сроки реализации | Программа рассчитана на 1 год обучения. |
Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей в этом возрасте. В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Это время первоначального становления личности, стремления к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающими. Познавательная активность малыша с каждым днем растет. Ребенок стремится к обследованию предметов. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Что же это такое пластилинография?
Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными. Дети могут выразить себя, передать свое настроение. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков.
Задачи пластилинографии.
- Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
- Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
- Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
- Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учетом психологических аспектов развития ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с законом «об образовании», проектом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требования СанПиН 2.4.1.3049-13, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей «Конвенции о правах ребенка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения была создана программа кружка по не традиционной технике – пластилинографии.
Предлагаемая программа кружка «Умелые пальчики» рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в блоке совместной деятельности в вечернее время с октября по май включительно, что соответствует СанПин 2.4.1.2660-10 (Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа).
Ее содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребенка. Вся работа программы направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками – пластилинографии.
Теоретические основы программы
Теоретической основой программы являются положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков) общедидактические положения о формировании умений (Е.Н. Кабанова-Миллер, А.М. Левитов, А.Г. Ковалев, А.Г. Дмитриев), положения, обосновывающие развитие изобразительных умений и ручной умелости детей (Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова).
Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьевой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию ручной умелости детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе мы опирались на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Результаты исследований известных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности.
Таким образом, исследуя психологическую, педагогическую литературу и передовой педагогический опыт было установлено положительное влияние работы рисование пластилином на развитие ручной умелости детей дошкольного возраста.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии, развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения.
Задачи программы:
Учить:
- основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание и т.д.);
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- самостоятельно создавать художественные образы.
Развивать:
- мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- интерес к процессу и результатам работы;
- интерес к коллективной работе;
- творческие способности, фантазию, воображение.
Воспитывать:
- аккуратность в работе с пластилином;
- желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
- эстетические чувства, эмоции, переживания.
Активизировать:
- умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Форма проведения занятий – групповая.
Методы реализации программы.
- Проектная деятельность
- Проблемно-поисковая (исследовательская) деятельность
- ТРИЗ
- Метод моделирования
- Дифференцированное обучение
- Деятельностный метод
- Интегрированное обучение
- Проблемно-игровое обучение
- Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения пластилинографии:
- наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
- словесные (беседа, объяснение, рассказ);
- практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).
Приемы, используемые в пластилинографии:
Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов.
Материалы и инструменты:
- Пластилин (разных цветов);
- Пластиковые дощечки для выполнения работ;
- Различные стеки;
- Наглядный материал;
- Плотный картон (однотонный и цветной);
- Образцы, схемы, шаблоны, трафареты;
- Различный бросовый материал: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, и т.д.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина как во время занятий, так и в свободное время.
Уверенно делят пластилин на части, соответственно замыслу.
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов.
Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей у дошкольников;
- Развитие общей ручной умелости (моторики);
- Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей;
- Данная программа предполагает, что у детей, занимающихся дополнительно пластилинографией быстрее, чем у сверстников будет развиваться мелкая моторика и речевые аспекты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
При написании тематического планирования (приложение №1) шел упор на соблюдение следующих принципов:
1.Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.
2.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» Л. С. Выгодский
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
3. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитывается у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Закрепляются знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
4.Принцип свободы выбора.
Предоставляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
5.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
При реализации данной программы на занятиях применяются различные виды пластилинографии.
Предметная пластилинография. Лепка предметов, состоящих из округлых, прямых, треугольных форм. Лепка предметов - шаров, кубиков, пирамид, фигур людей и животных различными способами (конструктивным, комбинированным, пластическим) и приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание, защипывание). Овладение характерной формой, относительными пропорциями частей предмета, приемами образной выразительности, умением передавать его динамические особенности.
Сюжетная пластилинография. Изображение эпизодов из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов, предметов, расположенных в пространстве, их взаимосвязях и отношениях. При построении сюжетного образа выделение композиционного центра величиной формой, цветом или расположением. Овладение композицией сюжетной пластилинографии через расположение отдельного изображения относительно друг друга по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.
Декоративная пластилинография предполагает создание декоративных пластин. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой - печаткой. В качестве таких печаток используют различный бросовый материал. Заостренными стеками рисуют узор на пластине или выкладывают по нему рельеф.
Пластилинография по замыслу детей. Лепка по замыслу учит детей задумывать содержание своей работы, используя ранее полученные знания, умения и навыки: скатывание прямыми движениями; скатывание круговыми движениями; расплющивание; соединение в виде кольца; защипывание края формы; лепка из нескольких частей; пропорции; оттягивание части от основной формы; сглаживание поверхности формы; присоединение части; прижимание; примазывание; вдавливание для получения полой формы; использование стек.
ЛИТЕРАТУРА
- Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс,
2008 г.
- Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, теста, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М.: Скрипторий, 2009.
- Зайцева А. А. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми. - М.: Эксмо, 2011.
- Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.
- Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1992.
- Конощук С.И. Фантазии круглый год. - М.: Обруч, 2011.
- Морозова О.А. Волшебный пластилин. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Интернет ресурсы - сайт http://dohcolonoc.ru/
- Интернет ресурсы – сайт http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»
Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА кружка речевого развития детей дошкольного возраста «РЕЧЕЦВЕТИК» с элементами риторики и логоритмики
В кружке «Речецветик» ребенок учится: 1. Правильно говорить – это значит говорить доходчиво и понятно.2. Говорить убедительно и доказательно.3. Связно излагать свои ...
«Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»
статья «Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста» Работа по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста в детском саду, продолжат...
Рабочая программа кружка «Архитектор» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал к кружку...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А экологического кружка «Эколята» для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А экологического кружка «Эколята»для детей дошкольного возрастаот 6 до 7 лет...
Сборник пальчиковых гимнастик "Умелые ручки" с нетрадиционным оборудованием для детей дошкольного возраста
В сборнике представлены пальчиковые гимнастики, направленные на развитие мышцы руки и межполушарных взаимодействий коры головного мозга ребёнка.Данный сборник предназначен для воспитателей, а также дл...