«Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»
статья
статья «Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»
Работа по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста в детском саду, продолжаться до подготовительной группы, и тогда ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе, и школьные занятия не будут для него скучными, утомительными, а интересными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»
Л.А.Ефимцева (г.Гурьевск)
Н.А.Галинова (г.Гурьевск)
Истоки способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность действий нервной, мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.
К школе у ребенка, достаточно должны быть развиты те системы и функции организма, которые испытывают повышенную нагрузку во время обучения.
Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение букв, цифр и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.
С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы, карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.
Поэтому необходимо заранее позаботиться о развитии рук и пальцев. Развитие мелких движений рук также способствует общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.
Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.
Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе, нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.
Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.
Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время
непосредственной образовательной деятельности: во время рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой деятельности.
Также в свободной деятельности.
Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.
- пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);
- пальчиковые игры;
- раскрашивание крупных рисунков с младшего возраста, в старшем возрасте рисунки мельче ;
- штриховка предметов в разном направлении;
- игры вкладыши;
- шнуровка;
-игры со счетными палочками;
- заучивание стихов с движением кисти рук, корпусом тела;
- завязывание и развязывание ленточек;
- застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.
- разбирать крупы по цвету и величине;
- игры с мелкими предметами, различный конструктор;
Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным результатам. Все эти упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.
В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.
Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений у детей дошкольного возраста.
1.Пальчиковый игротренинг.
-физкультурные минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;
- самомассаж с предметами и без предметов;
2.Карандаш – развлекалка.
- штриховка (в разном направлении)
-задания в прописях, раскрасках;
- работа с трафаретами, лекало
- соедини точки (раскрась, заштрихуй)
- дорисуй;
- волшебные узоры;
- обведи рисунок;
- лабиринты
3. Ловкие пальчики
- работа с пластилином
- лего – конструкторы;
- работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)
-шнуровка; («Веселый шнурок»)
- выкладывание фигур (из счетных палочек);
- игры на сенсорику.
4. Считаем – рисуем
- работа в тетрадях клеточку, полоску;
- ориентировка в пространстве на листе;
- графические диктанты;
- копирование по точкам;
-слуховой диктант;
Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш, не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на посадку ребенка за столом.
Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовки к школе.
Результаты не заставят вас долго ждать:
- совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;
-развивается ловкость, подвижность;
- знакомиться с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);
- массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;
- овладеет приемами работы с разными инструментами;
-творчески будет применять материал в художественной деятельности;
- овладеет нормами поведения;
- почувствует свою успешность, будет талантливым, уравновешенным, рассудительным;
Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе, то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными, а интересными.
Работа по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста в детском саду, продолжаться до подготовительной группы.
Литература
- Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. [Текст] / Гаврилова С.Е, - Ярославль: Академия развития, - 2009г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] / Лыкова И.А. - Изд. « Карапуз» - 2005г
- Новиковская О.А,. [Текст] / АСТ; СПб. ; Сова - 2007г.
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития дошкольника» [Текст] / Савина Л. П., Москва АСТ – 2004г.
- Сахарова О.М. Готовим руку к письму. [Текст] / Сахарова О.М. - Москва. РОСМЭН. - 2008г.
- Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» [Текст] / Н. Рымчук - Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, - 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"
КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...
"Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"
КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ...
"Ручная умелость и роль ее в развитии детей дошкольного возраста"
Статья для педагогов дошкольного возраста...
план самообразования по теме «Ручной труд как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
план работы по теме самообразования...