Рабочая программа кружка «Архитектор» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Материал к кружку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка «Архитектор» для детей дошкольного возраста 5-6 лет | 57.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по конструированию
"Архитектор" для воспитанников 5-6 лет
(старшая группа)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка …………………………………………………………..3
II. Учебно-тематический план ……………………………………………………....8
III. Содержание программы ………………………………………………………...20
IV. Годовой календарный учебный график……………………………………...…22
V. Организационно - педагогические условия реализации программы……….....23
VI. Планируемые результаты…………………………………………………….…28
VII. Оценочные и методические материалы: ………………………………….….29
- Формы контроля
- Критерии отслеживания усвоения программы
- Условия реализации программы
VIII. Литература……………………………………………….…………………….31
- Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с деталями конструктора, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа кружка «Архитектор» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие).
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6 лет. Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Направленность. Программа кружка «Архитектор» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Представленная программа является пропедевтической работой для подготовки к дальнейшему изучению конструирования с применением компьютерных технологий.
Актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Данная программа раскрывает для дошкольников мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Архитектор» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Учебно-тематический план
Тематическое планирование кружковой работы «Архитектор» для детей 5-6 лет
Месяц | Тема (количество часов) | Основное содержание |
сентябрь | Конструирование по замыслу (1) | Повторение материала, пройденного в средней группе: название деталей конструктора, способы крепления деталей. Игры «Чудесный мешочек», «Найди деталь такую же, как на карточке». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Оценка и выставка работ. |
Избушка на курьих ножках (коллективная работа) (1). | Игра «Таинственный мешочек». Чтение сказки «Гуси-лебеди». Беседа о героях сказки. Рассматривание избушки. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. | |
Мостик через речку (1). | Проблемная ситуация: как попасть куклам в парк? (построить мост). Беседа с рассматриванием иллюстраций разных мостов. Физкультминутка. Конструирование моста по инструкции (работа в парах). Оценка и обыгрывание построек. | |
Колодец (1). | Игра «Разложи детали по местам». Рассматривание картинки колодец. Показ и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Выставка работ. | |
Зоопарк (1). | Игра «Разложи детали по местам». Беседа «Что такое зоопарк?». Стихотворение «Зоосад». Проблемная ситуация: все звери вышли из клеток и гуляют по зоопарку. Физкультминутка. Конструирование домиков и заборчиков для зверей (по замыслу). Рассказ детей о постройках. Обыгрывание. | |
Слон (1). | Игра «Поиск недостающей фигуры». Загадка про слона. Рассказ о животном с рассматриванием иллюстраций животного. Физкультминутка. Показ и анализ образца. Конструирование по образцу. Рассказ детей о постройках. | |
Жираф (1). | Игра «Что лишнее». Загадки про жирафа. Презентация «Жираф». Физкультминутка. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Заселение животных в зоопарк. | |
Верблюд (1). | Д/и «Таинственный мешочек». Загадка про верблюда. Рассказ о животном с рассматриванием иллюстраций. Физкультминутка. Показ образца. Конструирование по образцу. Оценка работ. Заселение животного в зоопарк. | |
октябрь | Дом лесника (1). | Игра «Выложи вторую половину узора». Стихотворение «Мы построим новый дом». Беседа «Дом для куклы». Конструирование по схемам. Взаимооценка работ (дети меняются друг с другом схемами и проверяют постройку.). Обыгрывание построек. |
Разные домики (1). | Игра «Светофор». Рассматривание картинки с изображением домов. Беседа о городских улицах и домах. Слушание рассказа «Строительство Кремля». Конструирование по образцу больших и маленьких домов. Оценка работ. | |
Кафе (коллективная работа) (1). | Игра «Собери модель по памяти». Беседа «Кафе», рассматривание иллюстраций. Конструирование с опорой на макет. Оценка работы. Обыгрывание постройки. | |
Конструирование по замыслу (1) | Игра «Таинственный мешочек». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
Дети (1). | Игра «Найди такую же деталь, как на карточке». Загадка про друга. Беседа и рассматривание схемы «лего-друзей» (девочки и мальчика). Физкультминутка. Конструирование по схеме (работа в парах). Оценка работ. | |
Насекомые (бабочка) (1). | Игра «Разложи детали по местам». Просмотр презентации и беседа о бабочках. Физкультминутка. Конструирование по образцу. Выставка работ. | |
Динозавр (1). | Игра «Принеси и покажи». Беседа и рассматривание иллюстраций динозавров. Физкультминутка. Конструирование по образцу. Оценка и выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1) | Игра «Чья команда быстрее построит». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Рассказ детей о своей работе.Обыгрывание построек. | |
ноябрь | Музыкальные инструменты (гитара) (1). | Игра «Запомни и выложи ряд». Презентация «Музыкальные инструменты». Беседа и рассматривание иллюстрации гитара. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Выставка работ. |
Герои сказок (1). | Игра «Составь узор». Мини - викторина «В гостях у сказки». Физкультминутка. Обдумывание будущей постройки. Оценка и выставка работ. | |
Заюшкина избушка (1). | Игра «Что изменилось?». Загадка про зайца. Проблемная ситуация: лиса выгнала зайку из дома. Как ему помочь? Рассматривание иллюстраций избушек. Конструирование по инструкции (работа в парах). Рассказ детей о своей постройке. Обыгрывание постройки: заселение зайчиков в дом. | |
Лисичка – сестричка (1). | Игра «Соедини модель по ориентирам». Загадка про лису. Беседа и рассматривание иллюстрации лисы. Показ образца. Конструирование по образцу. Оценка и выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Отгадай», «Что лишнее?». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке, обыгрывание. | |
Мы в лесу построим теремок (1). | Игра «Таинственный мешочек». Чтение сказки «Теремок». Беседа по сказке. Конструирование по схемам. Рассказ детей о своих постройках. Разыгрывание сказки. | |
Змей Горыныч (1). | Игра «Есть у тебя или нет?». Беседа и рассматривание иллюстраций Змея Горыныча. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по образцу. Выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Разложи детали по местам», «Составь флаги». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | |
декабрь | Плывут корабли (1). | Игра «Что лишнее?». Беседа и рассматривание картинок «Водный транспорт». Конструирование по схемам. Рассказ детей о своей постройке. Обыгрывание построек. |
Катер (1). | Игра «Найди деталь такую же, как на карточке». Рассматривание фотографий с изображением речного и морского транспорта. Беседа «Катер». Рассматривание образца постройки. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ. | |
Подводная лодка (1). | Игра «Светофор». Рассматривание иллюстраций и беседа о подводных лодках. Показ и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Рассказ детей о своих работах. | |
Пароход (1). | Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа «что мы знаем о водном транспорте?». Демонстрация образца постройки парохода. Конструирование по образцу с добавлением деталей. Оценка работ, выделяется самая оригинальная задумка. | |
Дед Мороз (1). | Игра «Чудесный мешочек». Загадка про Деда Мороза. Рассказ о праздновании Нового года в разных странах мира. Подарок для Деда Мороза. Конструирование по схеме Деда Мороза. Рассказ детей о своей постройке. | |
Сани Дедушки Мороза (1). | Игра «Поиск недостающей фигуры». Беседа «На чем передвигается Дед Мороз?». Рассматривание иллюстраций саней. Демонстрация образца постройки. | |
Дом для Деда Мороза (1). | Игра «Что изменилось?». Загадка про Деда Мороза. Рассматривание иллюстраций терема Деда Мороза. Конструирование по инструкции. Рассказ о своей постройке. Обыгрывание. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Собери модель», «Таинственный мешочек». Обдумывание и обсуждение будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. Обыгрывание построек. | |
январь | Домашние животные. Кошка (1) | Игра «Запомни и выложи ряд». Презентация «Домашние животные». Загадка про кошку. Конструирование по схеме. Оценка работ. |
Собака (1). | Игра «Светофор». Загадка про собаку. Беседа и рассматривание картинок с изображением собак. Показ и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Выставка работ | |
Корова (1). | Игра «Составь флаги». Загадка про корову. Рассказ о домашнем животном – корове, рассматривание иллюстраций. Анализ образца. Конструирование по образцу. Рассказ о постройке. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Разложи детали по местам», «Поиск недостающей фигуры». Обсуждение будущей постройки. Конструирование в подгруппе. Выставка работ. Обыгрывание построек. | |
Птичий двор (1). | Прослушивание музыкального произведения К.Сен-Санса «Птичий двор». Игра «Доскажи словечко». Беседа о диких и домашних птицах. Проблемная ситуация: друзья для Гадкого утенка. Конструирование птиц по схемам. Выставка работ. | |
Воробьиная стайка (1) | Игра «Составь узор». Загадка про воробья. Беседа о воробьях с рассматриванием иллюстраций. Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу. Оценка работ. | |
Попугай (1). | Игра «Что лишнее?». Рассматривание иллюстраций попугая. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по образцу. Выставка и оценка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игра «Не ошибись, Петрушка!». Обсуждение будущей постройки. Конструирование в парах. Выставка работ. Обыгрывание построек. | |
февраль | Грузовой автомобиль (1). | Игра «Светофор». Загадка про грузовик. Рассматривание схемы грузовика. Конструирование по схеме. Рассказ о постройке. |
Пожарная часть (2). | Игры «Таинственный мешочек», «Собери модель по ориентирам». Беседа о профессии пожарного. Рассматривание иллюстраций пожарной части, пожарной машины, пожарного. Конструирование. Оценка работ. Обыгрывание построек. | |
Самолет (1). | Игра «Что изменилось?». Загадка про самолет. Рассказ о воздушном транспорте и профессии летчика. Рассматривание иллюятраций с изображением различных самолетов. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по схеме. Выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Выдели похожие», «Составь узор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | |
Вертолёт (1). | Игра «Есть у тебя или нет». Презентация «Воздушный транспорт. Вертолёт». Рассматривание и анализ схемы конструирования. Конструирование по схеме. Оценка работ. | |
Танк (1). | Игра «Составь флаги». Беседа и рассматривание иллюстраций «Военная техника». Рассматривание схемы танка. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1) | Игра «Принеси и покажи». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
март | Угощение для мамы (пирожное) (1) | Игра «Таинственный мешочек». Стихотворение про маму. Беседа «Подарок для мамы». Рассматривание образца. Конструирование по схеме. Оценка работ. |
Тюльпаны (1). | Игра «Собери модель по памяти». Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. Чтение стихов о маме. Рассматривание схемы. Конструирование. Выставка работ. | |
Беседка (1). | Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа и рассматривание фотографий беседок. Конструирование по инструкции. Рассказ о своих работах. Обыгрывание построек. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Поиск недостающей фигуры», «Светофор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. | |
Поезд мчится (2). | Презентация «Железная дорога». Рассказ о железнодорожном транспорте и ж/д работниках. Конструирование. Оценка работ. Обыгрывание построек. | |
Пастбище (1). | Игра «Что лишнее?». Беседа «Домашние животные». Физкультминутка. Загадки о домашних животных. Конструирование по инструкции. Выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игры «Разложи детали по местам», «Составь флаги». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Обыгрывание построек. | |
апрель | Покорители космоса (1). | Игра «Составь узор». Беседа и рассматривание иллюстраций о космосе, первом космонавте. Физкультминутка. Конструирование космонавта по схеме (работа в парах). Оценка работ. |
Ракета (1) | Игра «Отгадай». Загадка про ракету. Рассматривание фотографий с изображением ракет. Демонстрация и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Выставка и оценка работ. | |
Космический корабль (1). | Игра «Что лишнее?». Рассматривание картинок с изображением космических кораблей. Рассказ о космических кораблях. Конструирование по образцу. Оценка работ. Сюжетно – ролевая игра «Мы космонавты». | |
Конструирование по замыслу (1) | Игра «Поиск недостающей фигуры». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
Светофор, регулировщик (1). | Игра «Светофор». Беседа «Правила дорожного движения». Стихотворение Г.Ладонщикова «Светофор». История светофора. Конструирование по образцу. Рассказ о своих постройках. | |
Лабиринт (1). | Игра «Что лишнее?». Проблемная ситуация: Маша потеряла своего медвежонка и никак не может его найти. Конструирование по условию. | |
Робот (1). | Игра «Что изменилось?». Просмотр видеоролика «Робототехника». Рассматривание робота. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1). | Игра «Выложи вторую половину узора». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. | |
май | Птицы прилетели (1). | Игра «Собери модель по памяти». Беседа «Птицы весной». Рассматривание скворечников. Конструирование по условию. Оценка работ. |
Аквариум (1). | Загадка про рыбу. Беседа «где живут рыбки?». Рассказ об аквариуме и его обитателях. Рассматривание картинок с изображением аквариумных рыбок. Конструирование по схемам (водоросли, рыбки). Работа в подгруппах. Заселение аквариума. | |
Аквариум. Улитки (1). | Игра «Составь флаги». Беседа «Для чего улитки в аквариуме?». Рассматривание иллюстраций с улитками. Конструирование по образцу. Оценка работ. Заселение аквариума. | |
Паук (1). | Игра «Отгадай». Презентация «Пауки». Беседа с рассматриванием картинок с изображением пауков. Конструирование по схемам. Выставка работ. | |
Крокодил (1). | Игра «Что лишнее?». Чтение отрывка сказки К.Чуковского «Краденое солнце». Рассказ о крокодиле и рассматривание иллюстраций. Конструирование по образцу. Оценка и выставка работ. | |
Конструирование по замыслу (1) | Игра «Таинственный мешочек». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора (1). | Игры «Чья команда быстрее построит», «Разложи детали по местам», «Собери модель по ориентирам». Конструирование по замыслу. Обыгрывание построек. | |
Итоговое занятие «От замысла – к воплощению». Выставка работ (1). | Повторить и закрепить пройденный материал: название деталей конструкторов лего «Дупло» «Дакта», способы крепления деталей, конструирование по условиям, инструкции, образцу, схеме. Демонстрировать успехи детей родителям. |
III. Содержание программы кружковой работы «Архитектор»
(дети 5-6 лет)
Задачи:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- знакомить с лего – конструктором «Дакта»;
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников, самостоятельно распределять обязанности;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Раздел I. Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
Рассматривание объекта. Выделение цвета деталей. Называние деталей лего – конструктора. Устанавливание пространственного расположения частей постройки.
Раздел II. Конструирование по условиям
Определение условий, которым должна соответствовать постройка. Анализ условий. Практическая деятельность.
Раздел III. Конструирование по замыслу
Обдумывание темы будущей постройки. Составление общего описания будущего продукта. Осваивание плана разработки замысла. Сравнение полученной постройки с задуманной.
Раздел IV. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Рассматривание схемы. Воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов.
IV. Годовой календарный учебный график
№ п/п | Содержание | Наименование возрастных групп | |
Старшая группа | |||
1. | Количество возрастных групп | 1 | |
2. | Начало занятий, дни недели, время проведения занятий | с 01.10.2018г. | |
Вторник, четверг 15.30 – 15.55 | |||
3. | Окончание занятий | 31.05.2019г. | |
Каникулярное время | |||
4. | Новогодние каникулы | с 29.12.2018 по 08.01.2019 | |
5. | Летние каникулы | с 01.06.2019-31.09.2019 | |
6. | Продолжительность учебной нагрузки | 2 занятия в неделю по 25 минут | |
7. | Количество занятий в месяц | 4 |
V. Организационно - педагогические условия реализации программы.
Для обучения детей конструированию используются следующие методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы работы. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, показ способов их воспроизведения
2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
3. Конструирование по замыслу – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.
5. Конструирование по модели – из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Условия реализации программы
Последовательность.
Систематичность.
Форма занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, в групповой форме во второй половине дня, старшая группа (5-6 лет) - вторник, четверг 15.30 – 15.55.
Место проведения: группа.
Количество детей в группе: по факту.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Конструкторы Лего «Дупло», «Дакта», магнитный конструктор
- Игрушки: куколки, звери, робот, паровоз,
- Предметные картинки
- Набор игрушек «Комната собачки Жучки»
- Макет светофора
- Схемы построек
- Пространственно-предметная среда
- Ноутбук
- Проектор
- Экран, доска
VI. Планируемые результаты.
Дети 5-6 лет
К концу года дети должны:
Знать:
- название деталей лего – конструктора «Дупло», «Дакта»;
Уметь:
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
- обдумывать замысел будущих построек;
- работать с мелкими деталями;
- работать вместе, создавать коллективные постройки;
- самостоятельно распределять обязанности;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- работать по схемам;
- строить сложные постройки;
- строить по инструкции.
VII. Оценочные и методические материалы
Формы контроля
- Наблюдение
- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников
- Практический контроль
- Рейтинг готового изделия
- Диагностика
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «Архитектор» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
● Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень
● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого - средний уровень
● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень
Диагностическая карта в старшей группе (дети 5-6 лет)
Фамилия, имя ребенка | Называет детали конструк-тора «Дупло» | Называет детали конструк-тора «Дакта» | Работает по схемам | Строит слож-ные постройки | Строит по творчес- кому замыслу | Строит подгруп-пами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке |
Условия реализации программы
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность учебной нагрузки: 1 занятие в неделю.
Количество занятий в месяц: 4 занятия.
Общее количество занятий: 36 занятий.
Форма организации занятий: групповая.
Место проведения занятий: группа.
VIII. Литература
1. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л. Г.Комарова. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) ./ Давидчук А. Н. - М. : "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа кружка "Инфознайка" для детей старшего возраста
Занятия с ЛЕГО конструированием, программированием,а также общение в процессе работы способствует разностроннему развитию детей.Интегрирование различных образовательных областей в кружке"Инфознайка" о...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Рабочая программа кружка по экспериментированию (старший дошкольный возраст)
Программа кружка по экспериментированию "Чудеса своими руками"...
Рабочая программа кружка «Озорные ладошки», младший дошкольный возраст (дополнительное образование, по направлению "Художественное творчество")
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, наст...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...