Рабочая программа кружка «Пластилинография»
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (старшая группа)

Билодед Татьяна Ивановна

Дополнительное образование в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biloded_star_gr.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»)

ПРИНЯТО

 На педагогическом совете

 МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»

Протокол от ____________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска

______________________О.В.Агеенкова

Приказ от _____________ г. № __________

(дата, подпись, номер приказа)

Рабочая программа

кружка

«Пластилинография»

на 2018-2019 учебный год

Руководитель кружка Билодед Т.И.

Смоленск 2018

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель, задачи программы.

3 Принципы реализации программы.

4.Форма работы с детьми.

5.Методы работы программы.

6.Этапы работы программы.

7. Ожидаемый итоговый результат реализации программы.

8. Перспективный план занятий.

9. Результативность работы кружка.

10.Список литературы.

11. Приложение.

Пояснительная записка

                 Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.

          С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.

         Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

            Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.

Цель кружковой работы:

         Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

1. Образовательные:

• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;

• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;

• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

2. Развивающие:

• развитие мелких и точных движений пальцев рук;

• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

• развивать память, внимание, воображение, фантазию;

• развитие пространственного воображения, глазомера.

• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  •  Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

3. Воспитательные:

• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

• понимание необходимости качественного выполнения образа;

• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

• воспитание аккуратности, старательности;

• воспитание коммуникативных способностей детей;

• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Принципы построения  программы  «Пластилинография»:

  • доступности
  • наглядности
  • интегративности
  • свободы и самостоятельности
  • обеспечения эмоционально-психологического комфорта
  • уважения личности каждого ребенка

Ожидаемый результат:

1. Умение свободно владеть лепным материалом.

2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.

3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.

4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.

5. Развитие фантазии и творческого мышления.

6. Укрепление мелкой моторики рук.

Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

8. Принципы реализации программы кружка «Пластилинография»

В основу работы положены следующие принципы:

• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;

сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

9. Формы работы с детьми:

-Беседы

-занятия фронтальные

-индивидуальные, подгрупповые, комплексные

-коллективные работы.

Для успешной реализации поставленных работпрограмма предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательных характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

10. Методы работы:

• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение

художественной культуре).

• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод игровых, творческих ситуаций.

         Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса .

Занятия лепкой  интегрируют в себе следующие образовательные области:

«Познание». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.

«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

11. Основные приемы рисование пластилином

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Этапы работы:

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки)

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Перспективный план работы

Сентябрь

1. «Воздушные шары»

-Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

-Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать эстетическое и образное восприятие.

2. «Бусы для Люси»

- Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

-Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

-Закреплять знания о цвете.

-Развивать чувство ритма.

Октябрь

3. «Созрели яблочки в саду»

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

-Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

-Закреплять с детьми знания о красном цвете.

-Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

4. «Веточка рябины» 

-Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

-Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

-Закреплять с детьми знания о красном цвете.

-Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

5.«Зонтик» 

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

- Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

6.«Ёжик»

- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

-Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

-Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

-Развивать мелкую моторику.

-Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

7. «Снежинка»

- Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

-Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

-Воспитывать аккуратность.

8.«Снеговик»

-Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

-Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

-Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

Январь

9.«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

-Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

-Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

-Развивать аккуратность в работе с пластилином.

-Закрепить знания о цветах.

10.«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

- Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

-Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

-Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

-Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

-закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

Февраль

11.«Украсим торт»

- Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

- Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

- Вызывать радость от проделанной работы.

- Развивать согласованность в работе обеих рук

- Воспитывать аккуратность.

12.«Кораблик для папы»

-. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

- Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

Март

13.«Веточка мимозы в подарок маме»

- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

- Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

-Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

14. «Украсим платье Кате»

-Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

-Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

-Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

-Развивать мелкую моторику пальцев.

-Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Апрель

15. «Самолёт летит»

- Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

- Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

- Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

- Закрепить знания о голубом и синем цветах

16. «Разноцветный светофорчик».

- Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Май

17. «На лугу» насекомые

-Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

-Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

-Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).

-Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

-Воспитывать интерес к живой природе.

-Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

18. «Цветик-семицветик» 

-Формировать умение передавать пластическимспособом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

-Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

-Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

-Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

-Закреплять знания об основных цветах спектра.

Список литературы:

 1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

6.«Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдова

7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

9. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997

Приложение

Список детей:

1.Ворон Саша

2.Барыкина Соня

3.Лунев Ярослав

4.Кузьмин Максимилиан

5.Мохоров Артем

6.Федосеева Екатерина

 7.Егорова Виктория

8.Себова Василиса

9.Рахметова Марьям

10.Григорьев Максим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по пластилинографии

Рабочая программа расчитана на старший дошкольный возраст...

Рабочая программа кружка "Пластилинография - детский дизайн"

Рабочая программа Кружка "Пластилинография - детский дизайн" во второй младшей группе....

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...

Рабочая программа кружка "Пластилинография"

Перспективное тематическое планирование кружка "Пластилинография" на год....

Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...