"Лепная Сказка" (кружок)
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка»)
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка» Протокол от 31.08.2017 № 6 | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 60 «Ромашка» города Смоленска ______________________О.В.Агеенкова Приказ от _____________ г. № __________ (дата, подпись, номер приказа) |
Рабочая программа
кружка
«Лепная сказка»
на 2017-2018 учебный год
Руководитель кружка Билодед Т.И.
Смоленск 2017
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель, задачи программы.
3 Принципы реализации программы.
4.Форма работы с детьми.
5.Методы работы программы.
6.Этапы работы программы.
7. Ожидаемый итоговый результат реализации программы.
8. Перспективный план занятий.
9. Результативность работы кружка.
10.Список литературы.
11. Приложение.
Пояснительная записка
Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Цель кружковой работы:
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1. Образовательные:
• ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
• овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
• содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
2. Развивающие:
• развитие мелких и точных движений пальцев рук;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
• развивать память, внимание, воображение, фантазию;
• развитие пространственного воображения, глазомера.
• развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
3. Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
• воспитание аккуратности, старательности;
• воспитание коммуникативных способностей детей;
• воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Принципы построения программы «Лепная сказка»:
- доступности
- наглядности
- интегративности
- свободы и самостоятельности
- обеспечения эмоционально-психологического комфорта
- уважения личности каждого ребенка
Ожидаемый результат:
1. Умение свободно владеть лепным материалом.
2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
5. Развитие фантазии и творческого мышления.
6. Укрепление мелкой моторики рук.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.
8. Принципы реализации программы кружка «Лепная сказка»
В основу работы положены следующие принципы:
• систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
• доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
• наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
• сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
9. Формы работы с детьми:
-Беседы
-занятия фронтальные
-индивидуальные, подгрупповые, комплексные
-коллективные работы.
Для успешной реализации поставленных работ, программа предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательных характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
10. Методы работы:
• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение
художественной культуре).
• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
• Метод игровых, творческих ситуаций.
Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса .
Занятия лепкой интегрируют в себе следующие образовательные области:
«Познание». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор.
«Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.
«Чтение художественной литературы». Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественное творчество». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
«Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.
11. Основные приемы лепки пластилином
• Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
• Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
• Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
• Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
• Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
• Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
• Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
• Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Этапы работы:
На 1 этапе - репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам лепки, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительность образа.
На 3 этапе - творческом, дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительности образа.
Перспективный план работы
Сентябрь
- У нас в гостях пластилин.
Цель: Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
- Змейка
Цель: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
Октябрь
1.Корзинка с ягодами .
Цель: Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом ощипывания; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
2.Ёжик .
Цель: Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка салфетки.
Ноябрь
1.Цветы для мамы.
Цель: Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки
3.Осенние подарки.
Цель: Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин дощечка, ножечек, салфетки.
Декабрь
1.Чайная посуда.
Цель: Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;
вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка, ножечек, салфетки.
2. Ёлочка .
Цель: Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка, ножечек, салфетки.
Январь
- Снеговик.
Цель: Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, приглаживания границ соединения отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
- Любимые игрушки.
Цель: Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
Февраль
1.Снежный заяц.
Цель: Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
2.Подарок для папы (кружка) .
Цель: Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.
Материал: пластилин дощечка, салфетки.
Март
1 .Аппликация с использованием пластилина «Цветы для любимой мамочки».
Цель: учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки, картон цветной.
2.Виноград.
Цель: Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки
Апрель
1.Бабочка-красавица.
Цель: Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
2.«Лепка по замыслу»
Цель: Закреплять умение детей создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
Май
- «Витамины в корзине»
Цель: Продолжать учить детей, совершая круговые движения ладонями, лепить из пластилина витамины шарообразной формы. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека. Закрепить знания детей о фруктах и их пользе.
Воспитать у детей потребность правильно питаться, воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь. Формировать интерес детей к лепке.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
2.Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа.)
Цель: Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно.
Материал: пластилин, дощечка, салфетки.
Список литературы:
1. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.
2. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/ А.А. Грибовская . - М.: Сфера, 2010.
3. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.
4. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.
5. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз,1961.
6. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987.
7. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977.
8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.
Приложение
Список детей:
1.Арещенкова Милана
2.Барыкина Соня
3.Богманова Полина
4.Кузьмин Максимилиан
5.Мохоров Артем
6.Прокопенкова Варя
7.Свириденкова Саша
8.Соловьева Яна
9.Твердохлебов Семен
10.Хализов Федор
11.Шакалин Женя
12.Рахметова Марьям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"мир сказки" кружок по театральной деятельности
способствовать формированию личности ребенка, что является основной задачей...
Консультация для воспитателей "Пластилинография - лепные картины полуобъёмных предметов"
Обобщенный опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой в изобразительной деятельности....
Конспект занятия по развитию игровой деятельности. " ЛЕПНАЯ СКАЗКА"
Знакомить детей с театром лепной игрушки, с историей народных промыслов; побуждать к сочинению коротких историй; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.Знакомить детей с театром л...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...
Лепная миниатюра или коробочка с сюрпризом (по мотивам русских народных сказок).
Задачи: Учить детей лепить миниатюры. Продолжить знакомство с видами рельефной лепки(барельеф, горельеф, контральеф ). Показать возможность создания горельефа в спичечном коробке. Развить мелкую мотор...
Мастер - класс для педагогов и родителей на тему: "Лепные миниатюры"
Данный мастер - класс будет интересен педагогам ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста, а так же для занятий с детьми ОВЗ и гиперактивными детьми....
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Умные игры в добрых сказках» (кружок)
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ«Умные игры в добрых сказках» (кружок)социально-педагогической направленностидетей дошкольного возраста 5-6 лет...