Дымка конь лепка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Румянцева Юлия Юрьевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №33 Кировского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе
«Лепка дымковского коня»
Цель: Знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Задачи:
•Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из пластилина,
•Воспитательная – Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев,
•Образовательная – Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.
Материалы и оборудование: Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы пластилином.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание стихотворений.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими игрушками дымковскими.
«Дымка». А. Дьяков.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Педагог. А какие фигурки лепили дымковские мастерицы, давайте послушаем стихотворение и посмотрим картинки.
«Дымка» Светланы Ледковой
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Педагог. Посмотрите ребята, какие игрушки (читает стих)
«Индюк». И. В. Кадухина. Вот Индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил! | «КОНЬ». И. В. Кадухина. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! |
БАРЫНЯ Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. | ПТИЧКА С виду, птичка – невеличка. Только птичка не порхает – В небеса не улетает. Красотою удивляет! |
Педагог: И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам. Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки.
•Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
•Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.
Педагог читает стих:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
А это всадник на коне.
Физминутка
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок, Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Ребята вот и мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из пластилина. И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Сейчас и мы попробуем вылепить коня.
1. Разделим кусок глины на два: первый - большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост.
Анализ детских работ
- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какой конь вам понравился больше всех?
- Расскажите чем?
Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка дымковского коня из солёного теста
Из солёного теста....
Конспект НОД по лепке "Лепка мордовской народной игрушки "Конь""
Конспет НОД для детей старшей группы...
Конспект ООД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей подготовительной группы Тема: «Конь. Дымка»
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, важно знакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: сост...
Конспект НОД по лепке "Лепка Дымковского коня "
Познакомить детей с народной Дымковской игрушкой и приемами её лепки и росписи....
Статья на тему Школа лепки "Весёлая дымка"
Статья описывает какие методы используются для занятия лепкой из глины....
Конспект занятия "Конь из дымков"
Конспект занятия по рисовании в подготовительной группе на тему "Конь из дымков"...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.Задачи:связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вв...