Дымка конь лепка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Румянцева Юлия Юрьевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №33 Кировского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе
«Лепка дымковского коня»
Цель: Знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Задачи:
•Развивающая – Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из пластилина,
•Воспитательная – Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев,
•Образовательная – Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.
Материалы и оборудование: Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы пластилином.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание стихотворений.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими игрушками дымковскими.
«Дымка». А. Дьяков.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Педагог. А какие фигурки лепили дымковские мастерицы, давайте послушаем стихотворение и посмотрим картинки.
«Дымка» Светланы Ледковой
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Педагог. Посмотрите ребята, какие игрушки (читает стих)
«Индюк». И. В. Кадухина. Вот Индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил! | «КОНЬ». И. В. Кадухина. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! |
БАРЫНЯ Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. | ПТИЧКА С виду, птичка – невеличка. Только птичка не порхает – В небеса не улетает. Красотою удивляет! |
Педагог: И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам. Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки.
•Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
•Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.
Педагог читает стих:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
А это всадник на коне.
Физминутка
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок, Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Ребята вот и мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из пластилина. И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Сейчас и мы попробуем вылепить коня.
1. Разделим кусок глины на два: первый - большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост.
Анализ детских работ
- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какой конь вам понравился больше всех?
- Расскажите чем?
Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-697318-1475400726.jpg)
Конспект НОД по лепке "Лепка мордовской народной игрушки "Конь""
Конспет НОД для детей старшей группы...
Конспект ООД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей подготовительной группы Тема: «Конь. Дымка»
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, важно знакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: сост...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1140207-1584523849.jpg)
Конспект НОД по лепке "Лепка Дымковского коня "
Познакомить детей с народной Дымковской игрушкой и приемами её лепки и росписи....
Статья на тему Школа лепки "Весёлая дымка"
Статья описывает какие методы используются для занятия лепкой из глины....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1387801-1644983041.jpg)
Конспект занятия "Конь из дымков"
Конспект занятия по рисовании в подготовительной группе на тему "Конь из дымков"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/01/picture-1535373-1727765578.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.Задачи:Обучающие:учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);давать описание и характеристику персонажей, в...