Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Забава»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Кравчук Анастасия Сергеевна

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabava.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2016г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической  направленности

«Забава»

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Кравчук Анастасия Сергеевна,

                                                                                               воспитатель

Москва

2016


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

Цели и задачи программы        4

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий        4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        5

Учебно-тематический план        5

Содержание учебно-тематического плана        5

Календарно-тематический план        6

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        13

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ        14

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        14

Учебно-методическое обеспечение        14

Материально-технические условия реализации программы        14

Список литературы        14

ПРИЛОЖЕНИЕ        15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Забава» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, приказом Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень освоения программы: ознакомительный

            Актуальность:

           Всем известно, что освоение мира малышами начинается с игры. Игра — помогает им разобраться в сложном пространстве событий, фактов, чувств, отношений. Мы на собственном опыте убедились, и сделали творческие занятия основой нашей программы. Только интерес и игра, а не планы или программы — главная движущая сила, которая помогает сформировать у детей заинтересованность в обучении. Игра понятная и естественная форма занятий для ребёнка 5-6 лет. И дети с превеликим удовольствием включаются в игру, ищут решения и объяснения. Выдвигают идеи и развиваются! В основе этого интереса лежит вдумчивая и творческая работа педагога. А знания? Они становятся естественным и неизбежным следствием интереса!

Педагогическая целесообразность:

 Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

 Программа «Забава» по развитию мелкой моторики предназначена для правильного развития моторики детей старшего возраста (5-6 лет), с помощью игр.

Программа способствует оказанию своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.  

Отличительные особенности программы:

           Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет

 детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

 

Цели и задачи программы

Цель программы: Создать условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы:

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление и фантазию дошкольника.

Обучающие:

  1. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников графических навыков;
  2. Подготовить руку к письму.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  1. Формировать и воспитывать в детях: аккуратность, наблюдательность, усидчивость и самостоятельность;
  2. Воспитание у детей уважительного отношения к своему и чужому труду.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий групповая, 2 раза в неделю, 2 часа в неделю, 72 часа в год, предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения:

Дети будут знать:

  • некоторые виды бумаги;
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • несколько разных способов нанесения краски;
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

будут уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • шнуровка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Виды деятельности

Количество часов

1

 Рисуночные задания, графические диктанты    

14

2

 Работа с крупами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

10

3

Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

15

4

Работа со шнурками, рукоделие, (шнуровки, плетение, нанизывание предметов)

7

5

Рисование

11

6

Моделирование (спички, счетные палочки, трубочки)

4

7

Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, природные материалы, соленое тесто, бусины, пуговицы и др.

10

6

Итоговое занятие

1

Всего

72

Содержание учебно-тематического плана

Программа включает в себя следующие разделы: 

  • пальчиковая гимнастика
  • рисуночные задания, графические диктанты
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками, рукоделие, шитье
  • рисование
  • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение; сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Так же, регулярно, проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

 Итоговое занятие: Проведение мониторинга. Мониторинг проводится 1 раз в год: итоговый результат.

Календарно-тематический план

 

№ занятия

Тема

Содержание деятельности

        

Формы контроля

Сентябрь

1

«Кисть и карандаш»

– рисование прямых линий

Текущий контроль

2

«Наши пальчики»

работа с пальчиковыми красками

Текущий контроль

3

«Сухой бассейн»

– работа с крупами с художественным словом

Текущий контроль

4

«Гусеница»

– лепка природным материалом (желуди)

Текущий контроль

5

«Осенняя пора»

– коллективная аппликация из листьев

Текущий контроль

6

«Зверюшки»

– поделки из пр. материала (шишки, желуди, фисташки др.)

Текущий контроль

7

«В гости к сказке»

– рисуночные задания

Текущий контроль

8

«Волшебный поднос»

– рисование пальчиками на подносе с манкой

Промежуточный контроль

Октябрь

9

«Волшебные палочки»

– выкладывание фигурок из спичек, знакомство с прищепками

Текущий контроль

10

«Листопад»

– обрывная аппликация

Текущий контроль

11

«Угощение для кукол»

– баранки, крендельки из соленого теста

Текущий контроль

12

«Раскраски с заданиями»

– знакомство со штриховкой

Текущий контроль

13

«Сказочный город»

 

– аппликация из геометрических фигур

Текущий контроль

14

«Соедини по точкам»

– рисуночные задания

Текущий контроль

15

«Жираф»

– аппликация с использованием крашеного песка

Текущий контроль

16

«Волшебные палочки»

– выкладывание фигурок из счетных палочек (геом. фигуры)

Промежуточный контроль

Ноябрь

17

«Зонтик»

– рисование (трафареты, пипетки)

Текущий контроль

18

«Первый снег»

– аппликация с манной крупой

Текущий контроль

19

«Лабиринты»

– рисуночные задания

Текущий контроль

20

«Народные промыслы»

– знакомство с дымковской игрушкой, рисование «Птичка»

Текущий контроль

21

«Поможем Незнайке»

 

– шнуровка разными способами

Текущий контроль

22

«Дорисуй и раскрась»

– рисуночные задания

Текущий контроль

23

«Птичка»

– аппликация

Текущий контроль

24

«Мои друзья»

– рисование пастелью

Промежуточный контроль

Декабрь

25

«Превращения листочка»

– знакомство с техникой оригами

Текущий контроль

26

«Морозные узоры»

. – мозаика из риса на пластилиновой основе

Текущий контроль

27

«Зимние загадки»

– рисуночные задания

Текущий контроль

28

«Дед Мороз»

– рисование с элементами аппликации

Текущий контроль

29

«Фонарик»

– поделка из бумаги (работа с ножницами)

Текущий контроль

30

«Что принес мне Дед Мороз»

– аппликация (мозаика из кусочков бумаги)

Текущий контроль

31

«Наряжаем елочку»

– работа с прищепками

Текущий контроль

32

«Портрет Деда Мороза»

– рисование с элементами аппликации (гуашь, салфетки)

Текущий контроль

33

«Олень»

– аппликация из резаных ниток

Текущий контроль

34

«Новогодние приключения»

– рисуночные задания (обведи и отгадай, обведи по точкам, заштрихуй, проведи дорожки)

Промежуточный контроль

Январь

35

«Раскраски»

– раскрашивание фломастерами, графический диктант

Текущий контроль

36

«Снегирь»

аппликация из мятой бумаги с элементами лепки

Текущий контроль

37

«Следы на снегу»

–– мозаика на пластилиновой основе

Текущий контроль

38

«Веселый счет»

– рисование цифр и раскрашивание

Текущий контроль

39

«Виды транспорта»

– плоскостное моделирование

Текущий контроль

40

«Новогодние бусы»

–нанизывание на нить природного материала

Промежуточный контроль

Февраль

41

«Валентинки»

– рисование (трафареты, печати)

Текущий контроль

42

«Танк»

– лепка (пластилин, картон, зубочистки)

Текущий контроль

43

«Проведи дорожку»

– рисуночные задания

Текущий контроль

44

«Народные промыслы»

– лепка фигурок дымковской игрушки из соленого теста

Текущий контроль

45

«Скопируй по образцу»

– рисуночные задания

– оригами

Текущий контроль

46

«Сухой бассейн»

– опознавание на ощупь различных предметов

Текущий контроль

47

«Открытка для папы»

– мозаика из журнальных вырезок с использованием клея

Промежуточный контроль

48

«У мышки в кладовой»

– работа с крупами (перебрать)

Текущий контроль

Март

49

«Коврик»

– аппликация из ткани

Текущий контроль

50

«Украшение для мамы»

– изготовление бус из макарон

Текущий контроль

51

«Букет для мамы»

– объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки)

Текущий контроль

52

«Ваза из пластилина»

– мозаика на пластилиновой основе

Текущий контроль

53

«В весеннем лесу»

 

– рисуночные задания

Текущий контроль

54

«Шнуровочки»

– шнуровка разными способами

Текущий контроль

55

«Весеннее солнышко»

– аппликация с использованием крашеного песка

Текущий контроль

56

«Сказка»

– рисование (поролон, гуашь, пальчик. краска)

Промежуточный контроль

Апрель

57

«Пасхальное яичко»

– рисование (с трафаретами)

Текущий контроль

58

«Первоцветы»

– аппликация

Текущий контроль

59

«Заштрихуй по образцу»

– рисуночные задания

Текущий контроль

60

«Закладка и коврик»

– знакомство с техникой плетения из полосок бумаги

Текущий контроль

61

«Шкатулочка»

– роспись картонной коробки

Текущий контроль

62

«Инопланетянин»

– поделка из природного материала

Текущий контроль

63

«Обведи и заштрихуй»

– рисуночные задания (карандаш, шариковая ручка)

Текущий контроль

64

«Веревочки»

– плетение косичек, завязывание узелков, бантиков

Промежуточный контроль

Май

65

«Железная дорога»

– поделка из спичек и пластилина

Текущий контроль

66

«Обведи и заштрихуй»

– рисуночные задания

Текущий контроль

67

«Гвоздики к празднику»

– объемная аппликация

Текущий контроль

68

«Волшебный поднос»

– рисование цифр и геом. фигур на подносе с манкой

Текущий контроль

69

 «Веселые пуговки»

– лепка из соленого теста, раскрашивание

Текущий контроль

70

«Звери из ладошки»

– рисование (карандаши, пастель)

Текущий контроль

71

«Узоры на полоске»

– аппликация из геом. фигур

Текущий контроль

72

Итоговое занятие

Выявить знания и умения детей на конец года.

Итоговый контроль

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль

Периодич-

ность

Формы контроля

Оценочные материалы

Способы фиксации результа-тов

Критерии оценива-ния

Текущий контроль

На каждом занятии

Опрос, задания, педагогическое наблюдение

Наблюдение во время занятия

Фиксация результатов не предусмот-рена

Оценка не предусмотрена

Промежуточ-ный контроль

1 раз в месяц

Тестовые задания

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

Итоговый контроль

В конце

учебного года

Выполнение итоговых

диагностичес-ких заданий

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используются:

  • Подготовка руки к письму. Прописи. Раскраски. Обводилки.
    Крупенская Н. - М.: Айрис, 2006
  • Методическая литература;
  • Наборы счетного материала;
  • Наборы сенсорного материала для индивидуальной работы;

Материально-технические условия реализации программы

  • Помещение для проведения занятий;
  • Магнитная доска;
  • Доска и мел;
  • Мольберт;
  • Индивидуальные наборы с геометрическими фигурами и счетные палочки;
  • Индивидуальные рабочие тетради «Упражнения для развития мелкой моторики»,  Мёдов

В.М.;

  • Природный и бросовый материал (различные крупы, нитки, пуговицы, прищепки, ткани и др.);
  • Принадлежности для рисования и письма (ножницы, цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, клей и др.);
  • Компьютер;
  • Музыкальный центр.

Список литературы

  1.  Безруких М. М. Тренируем пальчики. [Текст]/М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000. – 183 с.
  2.  Белая А. Е. Пальчиковые игры. [Текст]/А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2001. – 112 с.
  3.  Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики для детей 4-6 лет [Текст]: Пособие для детей, родителей и воспитателей/ Я. Ю. Позднякова. – Спб. : Литера, 2004. – 31 с. : ил.
  4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Беззубцова Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и  письму. – М. 2003г.
  6. Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников.  Детство-Пресс, 2006 г.
  7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  8. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.
  12. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

Итоговый контроль.

Детям были предложены задания.

«Пальчики здороваются» — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1 - 2, 1 - 3, 1 - 4, 1 - 5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.

Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.

- уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)

- очень медленно, неловко ( -)

Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами

- получается, карандаш не падает (+)

- не получается (-)

Попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.

- получается, карандаш не падает (+)

- не получается (-)

Обработка результатов:

1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок набрал только 2 «плюса».

2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»

3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».

 Обследование мелкой моторики рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.  Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!». Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек). Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке: 1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с); 2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых; 3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 4. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.

 5.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

 ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

 6.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

 7.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества. Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник

 КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

 8. Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

 9. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с.  

Графические навыки.

10. «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

 11. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

 Все полученные данные заносятся в таблицу. Условные обозначения: если ребенок справился с заданием — 1 балл; если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла; если ребенок не справился с заданием — 0 баллов. В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования. Характеристика групп Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 8—11 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 7 - 5 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 5 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо. Условные обозначения: «+» - правильное выполнение задания «-» - задание выполнено неверно; «V» - неустойчивое выполнение задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....