Тема: «В гостях у народных мастеров»
методическая разработка по аппликации, лепке
продолжать расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках); совершенствовать умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданном месте; учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood-v_gostyah_u_narodnyh_masterov.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Новоживотинновский детский сад
общеразвивающего вида
Тема: «В гостях у народных мастеров»
Подготовила: воспитатель
Кокоткина Л.В.
Новоживотинное, 2018
Цель и задачи: продолжать расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках); совершенствовать умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданном месте; учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Оборудование: изделия Хохломы, Гжели, Дымки, картины, иллюстрации, гуашь, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух?!
Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Подходите, да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России,
Чудо-люди – Мастера!
А вот какие мастера, вы догадайтесь сами. Отгадайте загадку:
Игрушки эти непростые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
(Дымковская игрушка)
Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Ответы детей: красную, зелёную, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Да. И краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской игрушки вы знаете?
Ответы детей: линии, кружочки, точки, волнистые линии.
А сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой Российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра светлей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой, незабудковой?
Ответы детей: потому что мастера используют в росписи синий и голубой цвета.
Где расположен узор?
Ответы детей: в центре изделия.
С чего начинали расписывать узор?
Ответы детей: с крупных деталей: лепестков, сердцевины, стебля, бутона.
Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись – спелых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Хохлома! – какое странное и весёлое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное – АХ! Как же оно начиналось, это удивительное художество?
Сказка про хохлому.
И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в Горьковской области. Для Хохломской росписи свойственны два типа письма - верховой и фоновый.
«Верховая роспись» наносится на золотом фоне. Классическим примером является травка с красными и чёрными кустиками, создающие графический рисунок на золотом фоне. Или применяются более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, расположенные симметрично у стебля.
Для «фоновой росписи» характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остаётся золотым.
Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.
Мир волшебной Хохломы,
Удивляя, проростая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Чёрно-красная трава
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов – «травка». Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берём немного зелёной краски и ведём линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнутая, как бы колышется от ветра.
В Хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.
«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.
Часто среди «травки» изображается цветок, цветок, птица, рыба. Самые затейливые узоры называются «кудрина», травка превращается в крупные кудри – завитки.
«Капелька» рисуется приемом прикладывания кисти к бумаге.
«Усики» в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» рисуются плавным, неотрывным носиком кисти с легким нажимом в середине элемента.
«Кустик» состоит из более простых симметрично расположенных элементов.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округленными широкими листьями, с завитками.
«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
«Ягодки» - для рисования ягод брусники, смородины и рябины используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.
А вот крыжовник, клубнику или малину рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски, ягоды «разживляют» желтым цветом.
Молодцы, ребята! Очень красиво у Вас получается, а теперь попробуйте создать свой узор.
Ай, да умельцы. Ай, да молодцы. Какие красивые у вас получились узоры. Теперь мы с вами можем раскрасить изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)
в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...
"В гостях у народных мастеров"
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...
конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "В гостях у народных мастеров"
Цель - создать условия для формирования интереса у детей среднего дошкольного возраста к народному творчеству, к истории своей страны...
Конспект познавательного занятия по теме «В гостях у народных мастеров».
Познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России....
Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.
изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....
Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы
Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «В ...