Тема: «В гостях у народных мастеров»
методическая разработка по аппликации, лепке

продолжать расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках); совершенствовать умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданном месте; учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood-v_gostyah_u_narodnyh_masterov.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

общеразвивающего вида

Тема: «В гостях у народных мастеров»

Подготовила: воспитатель

Кокоткина Л.В.

Новоживотинное, 2018

Цель и задачи: продолжать расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках); совершенствовать умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданном месте; учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Оборудование: изделия Хохломы, Гжели, Дымки, картины, иллюстрации, гуашь, кисти, салфетки.

Ход занятия:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух?!

Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Подходите, да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России,

Чудо-люди – Мастера!

А вот какие мастера, вы догадайтесь сами. Отгадайте загадку:

Игрушки эти непростые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

                                               (Дымковская игрушка)

Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Ответы детей: красную, зелёную, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Да. И краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской игрушки вы знаете?

Ответы детей: линии, кружочки, точки, волнистые линии.

А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой Российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра светлей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой, незабудковой?

Ответы детей: потому что мастера используют в росписи синий и голубой цвета.

Где расположен узор?

Ответы детей: в центре изделия.

С чего начинали расписывать узор?

Ответы детей: с крупных деталей: лепестков, сердцевины, стебля, бутона.

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись – спелых ягод россыпь.

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Хохлома! – какое странное и весёлое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное – АХ! Как же оно начиналось, это удивительное художество?

Сказка про хохлому.

И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в Горьковской области. Для Хохломской росписи свойственны два типа письма -  верховой и фоновый.

«Верховая роспись» наносится на золотом фоне. Классическим примером является травка с красными и чёрными кустиками, создающие графический рисунок на золотом фоне. Или применяются более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, расположенные симметрично у стебля.

Для «фоновой росписи» характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остаётся золотым.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Мир волшебной Хохломы,

Удивляя, проростая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Чёрно-красная трава

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов – «травка». Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берём немного зелёной краски и ведём линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнутая, как бы колышется от ветра.

В Хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

Часто среди «травки» изображается цветок, цветок, птица, рыба. Самые затейливые узоры называются «кудрина», травка превращается в крупные кудри – завитки.

«Капелька» рисуется приемом прикладывания кисти к бумаге.

«Усики» в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» рисуются плавным, неотрывным носиком кисти с легким нажимом в середине элемента.

«Кустик» состоит из более простых симметрично расположенных элементов.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округленными широкими листьями, с завитками.

«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

«Ягодки» - для рисования ягод брусники, смородины и рябины используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.

А вот крыжовник, клубнику или малину рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски, ягоды «разживляют» желтым цветом.

Молодцы, ребята! Очень красиво у Вас получается, а теперь попробуйте создать свой узор.

Ай, да умельцы. Ай, да молодцы. Какие красивые у вас получились узоры. Теперь мы с вами можем раскрасить изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

"В гостях у народных мастеров"

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "В гостях у народных мастеров"

Цель - создать условия для формирования интереса у детей среднего дошкольного возраста к народному творчеству, к истории своей страны...

Конспект познавательного занятия по теме «В гостях у народных мастеров».

Познакомить с разнообразием промыслов, историей возникновения и отличительными особенностями народных промыслов России....

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «В гостях у народных мастеров»

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «В ...