проект " Русская изба"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект
по взаимодействию с семьями воспитанников подготовительной к школе группы №8
«Русская изба».
Актуальность проекта.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности, с приобщением его к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Проблема:
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой мы живём, гордость за нее. Поэтому и детям, и их родителям, и нам, воспитателям, необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры, воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей и их родителей к народным традициями, обычаям, русскому фольклору поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Гипотеза проекта.
Реализация проекта позволит объединить усилия всех участников образовательного процесса для успешной социализации ребёнка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Дети и родители познакомятся с малыми формами фольклора, научатся играть в русские народные игры, познакомятся с народными обычаями и праздниками, с русскими народными ремёслами.
Цель проекта
Приобщение детей и их родителей к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа, воспитание патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта
- Формировать интерес детей и их родителей к русской народной культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
- Познакомить со старинными русскими традициями.
- Вовлекать родителей в процесс реализации проекта совместно с детьми.
- Вызывать у детей и их родителей эмоциональное сопереживание и участие в играх: подвижных, русских народных, старинных.
- Развивать эстетический и художественный вкус через творчество.
- Знакомить с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
- Знакомить с календарными праздниками.
Вид проекта: комплексный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016 г. г.)
Состав участников: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Для детей.
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- имеют представления о традициях русского народа, о народных календарных праздниках;
- осознают принадлежность к своему народу;
- используют в активной речи устный народный фольклор;
- знают русские народные сказки и их героев;
- желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
- имеют представления о национальном костюме русского народа, о русских народных ремёслах;
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
- появится в группе мини – музей «Русская изба».
Для родителей.
- Родители проявляют интерес к русской народной культуре;
- имеют представления о традициях русского народа, о народных календарных праздниках;
- испытывают гордость за свой народ, уважение к прошлому;
- вовлечены в процесс реализации проекта совместно с детьми;
- желают и умеют играть в народные игры совместно с детьми;
- разовьётся творческий потенциал семьи, укрепятся доброжелательные взаимоотношения между детьми и родителями в процессе совместной деятельности;
- появится в группе мини – музей «Русская изба».
Для педагогов.
- Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации совместной деятельности в процессе приобщения детей к русской народной культуре;
- внедрят в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по данному направлению;
- создадут условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.
- появится в группе мини – музей «Русская изба».
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
- Научно-методические: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов.
- Материально-технические: аудиосистема, мультимедийное оборудование.
- Наглядно-дидактические: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
- Аудиозаписи с русскими народными сказками, песнями.
- Иллюстрированные книги с русскими народными сказками.
Содержание проекта
Этап | Содержание работы (деятельности) | Формы работы с родителями Срок проведения | Формы работы с детьми Срок проведения |
Начальный (организационный ) этап сентябрь – октябрь 2015 г. | Диагностика на выявление имеющихся у детей представлений о русских народных традициях и праздниках, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров: «Что мы знаем о Руси». Определение цели и задач проекта. Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом. Составление плана основного этапа проектирования. «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций чаепития. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей | Консультация. Сентябрь. Гостиная для родителей. Октябрь. | Беседа. Октябрь Чтение художественной литературы. Октябрь. |
Практический этап ноябрь 2015 г. – март 2016 г. | Рисование «Люблю берёзу русскую». «Жостовские подносы».
«Его величество - тесто» - воспитывать интерес к народным промыслам, понимать особенности изготовления изделий из теста. Лоскутное творчество – воспитывать интерес к народным промыслам, понимать особенности шитья покрывала из лоскутов ткани. «Весёлая коляда».
«Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. Плетение корзин (бумага). «Краеведческий музей» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа.
«Пасхальные куличи и яйца», «Жаворонки» из соленого теста. Вечер русских народных подвижных игр «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Устное народное творчество. Народные промыслы России. Оберег (из веника). Народные промыслы России. Гжель. Посуда. | Выставка работ семейного творчества Гостиная для родителей. Ноябрь. Мастер – класс. Ноябрь. Мастер – класс. Декабрь. Праздник в русских народных традициях Январь. Творческая мастерская для родителей. Февраль.
Экскурсия в музей. Февраль.
Творческая мастерская. Март. Гостиная для родителей. Разучивание подвижных игр вместе с детьми. Март.
Творческая мастерская. Апрель. Выставка работ совместного с родителями творчества. Апрель. |
НОД. Художественно – эстетическое развитие. ИКТ Ноябрь
Разучивание колядок, подвижных игр. Январь. НОД. Познание. Февраль. Подвижные игры Март НОД. Познание. ИКТ. Март. Разучивание потешек, закличек, прибауток. Март |
Заключительный этап апрель 2016 г. | Мини – музей «Русская изба» | Совместная творческая деятельность детей, родителей, воспитателей. Выставка продуктов рукоделия. | Май |
Контрольный (презентационный) этап май 2016 г. | Музей «Русская изба». | Презентация итогов совместной с родителями работы. | Май |
Используемая литература:
- Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.
- Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
- Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.
- Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
- Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
- Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
- Интернет-источники:
- http://slavyanskaya-kultura.ru
- http://www.ethnomuseum.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 180»
Утверждено
Заведующий МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 180»
________________Н.В. Груздева
«_____»_________________2015г
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников
подготовительной к школе группы №8
«Русская изба»
Авторы проекта: Варникова Н. В.
Ненастьева Е. Н.
Иваново, 2015 год
Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Разработка проекта
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.
Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение) .
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и педагогов. С помощью проекта достигается основная цель – формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской культуре. Дети знакомятся и изучают русские народные игры, пословицы, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.
хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;
приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Основой приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
Потешка, не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», вводит ребенка в мир, учит его жить.
Сказки. Помогают детям отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Считалки - это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать : «Семеро одного не ждут». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед
- Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.
- Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Праздники
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей . Особую роль в приобщении дошкольников к народной культуре играют традиционные и обрядовые праздники.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Все праздники в детском саду проходят при участии родителей. Они помогают в подготовке костюмов, разучивания песен и стихов. Принимают активное участие в самих праздниках- участвуют в сценках и конкурсах.
Русские народные игры
С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.
Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.
Непосредственная образовательная деятельность в детском саду
Основной формой образовательной деятельностью являются игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
НОД с детьми проводится как в группе, так и в мини-музее «Быт русской избы». Музей оснащен пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.
Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов. Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.
|
|
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Русская изба»
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы....
Проект «Русская изба»
Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1. Полное название проекта: «Русская изба»2. Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...
Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...
беседа -игра "Русское гостеприимство"по проекту "Русская изба снаружи и внутри"
из опыта работы по проекту "Русская изба"...
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....
Проект "Русская изба и традиции русского народа"
Для приобщения детей к русской культуре, к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....
Творческий проект "Русская изба и традиции русского народа"
Методическая разработка...