Проект "Русская изба в русских народных сказках"
проект (средняя группа)

Топаль Лидия Руслановна

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_izba.docx482.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

 «Образовательный комплекс №11»

дошкольное отделение «Аистёнок»

                Литературно – познавательный проект

«Русская изба в русских народных сказках»

 для средних дошкольников в год Семьи в России

C:\Users\User\Downloads\IMG_4191.jpg

Пушкино 2024 г.

Паспорт проекта 

Тип проекта:

  • по продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
  • по составу участников: совместный
  • по направлению деятельности участников проекта: литературно - познавательный

Срок реализации: с 01.02.2024 г.  по 30.03.2024г.

Авторы и участники проекта:

  • Воспитатели МБОУ г.Пушкино  «Образовательный комплекс № 11 «Аистёнк»: Топаль Л.Р., Калак О.П.
  • Дети и родители средней группы № 7

Актуальность проекта: первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.

 Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в группах младшего и среднего дошкольного возраста по теме «Культура и быт русского народа».

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

• Расширять словарный запас: изба, красный угол, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы,частушки);

• Знакомство с русскими народными хороводными играми;

• Изготовить макет русской избы;

• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

        

Формы работы с детьми:

• занятия

• игровая деятельность (дидактические, подвижные игры)

• беседы

• рассказывание

• чтение

• рассматривание

• оформление фото - коллажа

Предполагаемый результат проекта

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Родители, дети и воспитатели создадут мини – музей «Русская – изба», оформят выставку тряпичной куклы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Цель: разработать проект.

Изучение литературы по данной теме:

• «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

• «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

II этап – основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.).Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку»«Узнай из какой сказки герой»«Загадки и отгадки»«Я начну, а ты продолжи»«Чудесный мешочек», и многое другое.

Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать макет мини - музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору»«Гуси-гуси»«Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными«Где был, Иванушка»«Ровным кругом»«Каравай» и многими другими.

Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей:  «Читаем дома» «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа».

Родителям было предложено поучаствовать в выставке, для которой нужно вместе с детьми создать куклы-обереги.

III этап: заключительный.

Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».

Выставка детских рисунков «Матрешка»

Совместное обсуждение полученных результатов.

Выставка кукол-оберегов.

Итоги проекта: Через родную песню, сказку, изучение русской культуры, изготовлению различных поделок, аппликаций, оформлении выставки «Кукла – мотанка», оформлении мини – музея «Русская изба», дети дошкольного возраста получили первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудили в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволило ощутить себя частью русского народа

Литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Л. А. Венгер и др. ; Под ред. Л. А. Венгера. М. Просвещение, 1988.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.

4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно -образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012.


План мероприятий в рамках реализации проекта

«Русская изба в народных сказках».

11.02.24 Предложить родителям принять участие в реализации проекта «Русская изба»

14.02.24 Беседа «Культура русского народа» Формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров.

 Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

15.02.24 Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» Систематизировать знания о русских народных сказках, обеспечить развитие памяти, логического мышления, активизировать словарный запас детей пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

16.02.24 Знакомство детей с музыкальным фольклором “Как у наших у ворот” Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Упр. на развитие мелкой моторики рук «Украшаем печь»(. Форм. у детей умение составлять узор из цветных льдинок по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и «их взаиморасположение, развивать мелкую моторику рук.

Закреплять знание р. н. сказок, развивать словарь.

17. 02.2024. Ознакомление с русской народной игрушкой.

Формировали представление о народных игрушках ( матрешка, тряпичные куклы, дымковские, деревянные ложки) приобщали к традициям русского народа, развивали внимание, речь, расширили словарный запас, продолжали знакомить с устным народным творчеством.

Работа с раскрасками «Русские матрёшки» Воспит. любовь к р. н. творчесву,форм. умение аккуратно раскрашивать (Приложение 2)

18.02.24 Беседа о русской избе. Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта : печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь. (Приложение 3)

Русская народная игра «Каравай» игры: формирование чувства

Игра «Как котик в гости ходил» Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».

Д/и «Собери самовар из частей». Упр. детей в умении собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.

21.02.24.  Беседа «Эти мудрые русские сказки»

 Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Консультация для родителей «Русские народные сказки»

Д /игра «Гуси» Развивать у детей диалогическую речь, формировать умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Форм. у детей умение отвечать на вопросы воспитателя о содержании сказки, характерах и действиях персонажей, произошедших с ними событиях. Воспитывать любовь к р. н. сказкам.

Работа с раскрасками

«Любимая сказка» Форм. у детей умение аккуратно закрашивать, правильно держ. кар-даш

22.02.24. Видеопрезентация «Наряд русских крестьян» Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям. Консультация для родителей «Как люди на Руси жили». Приложение 4

Примерка русских народных костюмов. Приложение 5

Д/И «Посиделки в горнице». Закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях. Дать представление о красном угле в горнице. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, кочерга, коромысло.

23.02.24 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждать детей играть вместе, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, формировать умение использовать предметы-заместители. Предложить родителям изготовить русскую народную куклу. Приложение 6

П/игра «У медведя во бору» Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Слушание музыкальных произведений. «Как у наших у ворот» Пополнять словарь детей, упр. в умении как можно точнее подбирать слова для выражения чувств, настроений, образов, передаваемых музыкой

24.02.24 Беседа «Русские народные художественные промыслы»» формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). Консультация для родителей «Значение уголка «Русской избы»

Работа в творческой мастерской (Лепка) Продолжать знакомить с обычаем принимать гостей. Вызвать интерес  к  лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику

25.02.24 П/ игра «Гори, гори ясно.» Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.

П/ игра «Жмурки» Развивать у детей ловкость, координацию движений, формировать умение выступать организатором игры.

Ознакомление с худ. лит. Русская народная сказка «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к услышанному

26.02.24 Ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Рассматривание альбома с иллюстрациями городецких изделий (в рамках проекта - совместного с гр раннего возраста). Задачи. Предложить детям внимательно рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание детей на цветовую гамму, воспитывать эстетические чувства

28.02.24 Музыкальное развитие Итоговое мероприятие по проекту совместному с группой раннего возраста. «Традиции русского народа, русский народный фольклор».

Предполагаемый результат:

1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : «чугун»«ухват»«кочерга»«печь» и др.

4. Узнают русские народные игры : «У медведя во бору»«Гуси-гуси»«Зайка беленький сидит»хороводные«Где был, Иванушка»«Ровным кругом».

5. Традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.

6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9. Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

10. Будет создана выставка тряпичных кукол - Мотанок.

Итоги проекта:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного  костюма, творчества, быта.
  6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
  8. Создание мини музея «Русская изба»
  9. Создание выставки «Русская народная кукла»

Литература:

  1. Под редакцией Т.С. Комаровой  «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  5. Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
  6. «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
  7. «Природа России»  Москва РОСМЭН 2016,
  8. Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная сказка" и "Русская изба"

Организация мини-музея силами воспитателей, детей и родителей младшей и старшей группы.Цель: Познакомить дошкольников с бытом людей в деревне, расширить словарный запас. Формирование у дошкольник...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...