Проект "Русская изба в русских народных сказках"
проект (средняя группа)
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_izba.docx | 482.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области
«Образовательный комплекс №11»
дошкольное отделение «Аистёнок»
Литературно – познавательный проект
«Русская изба в русских народных сказках»
для средних дошкольников в год Семьи в России
Пушкино 2024 г.
Паспорт проекта
Тип проекта:
- по продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
- по составу участников: совместный
- по направлению деятельности участников проекта: литературно - познавательный
Срок реализации: с 01.02.2024 г. по 30.03.2024г.
Авторы и участники проекта:
- Воспитатели МБОУ г.Пушкино «Образовательный комплекс № 11 «Аистёнк»: Топаль Л.Р., Калак О.П.
- Дети и родители средней группы № 7
Актуальность проекта: первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.
Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в группах младшего и среднего дошкольного возраста по теме «Культура и быт русского народа».
Задачи:
- Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами
• Расширять словарный запас: изба, красный угол, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы,частушки);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Формы работы с детьми:
• занятия
• игровая деятельность (дидактические, подвижные игры)
• беседы
• рассказывание
• чтение
• рассматривание
• оформление фото - коллажа
Предполагаемый результат проекта
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Родители, дети и воспитатели создадут мини – музей «Русская – изба», оформят выставку тряпичной куклы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.
Изучение литературы по данной теме:
• «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
• «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.
Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»
II этап – основной
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.).Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», и многое другое.
Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать макет мини - музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.
На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» и многими другими.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Читаем дома» «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа».
Родителям было предложено поучаствовать в выставке, для которой нужно вместе с детьми создать куклы-обереги.
III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
Выставка детских рисунков «Матрешка»
Совместное обсуждение полученных результатов.
Выставка кукол-оберегов.
Итоги проекта: Через родную песню, сказку, изучение русской культуры, изготовлению различных поделок, аппликаций, оформлении выставки «Кукла – мотанка», оформлении мини – музея «Русская изба», дети дошкольного возраста получили первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудили в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволило ощутить себя частью русского народа
Литература:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Л. А. Венгер и др. ; Под ред. Л. А. Венгера. М. Просвещение, 1988.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно -образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012.
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Русская изба в народных сказках».
11.02.24 Предложить родителям принять участие в реализации проекта «Русская изба»
14.02.24 Беседа «Культура русского народа» Формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров.
Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»
15.02.24 Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» Систематизировать знания о русских народных сказках, обеспечить развитие памяти, логического мышления, активизировать словарный запас детей пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
16.02.24 Знакомство детей с музыкальным фольклором “Как у наших у ворот” Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Упр. на развитие мелкой моторики рук «Украшаем печь»(. Форм. у детей умение составлять узор из цветных льдинок по образцу и самостоятельно, обращать внимание на чередование элементов узора и «их взаиморасположение, развивать мелкую моторику рук.
Закреплять знание р. н. сказок, развивать словарь.
17. 02.2024. Ознакомление с русской народной игрушкой.
Формировали представление о народных игрушках ( матрешка, тряпичные куклы, дымковские, деревянные ложки) приобщали к традициям русского народа, развивали внимание, речь, расширили словарный запас, продолжали знакомить с устным народным творчеством.
Работа с раскрасками «Русские матрёшки» Воспит. любовь к р. н. творчесву,форм. умение аккуратно раскрашивать (Приложение 2)
18.02.24 Беседа о русской избе. Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта : печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь. (Приложение 3)
Русская народная игра «Каравай» игры: формирование чувства
Игра «Как котик в гости ходил» Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».
Д/и «Собери самовар из частей». Упр. детей в умении собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.
21.02.24. Беседа «Эти мудрые русские сказки»
Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Консультация для родителей «Русские народные сказки»
Д /игра «Гуси» Развивать у детей диалогическую речь, формировать умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Форм. у детей умение отвечать на вопросы воспитателя о содержании сказки, характерах и действиях персонажей, произошедших с ними событиях. Воспитывать любовь к р. н. сказкам.
Работа с раскрасками
«Любимая сказка» Форм. у детей умение аккуратно закрашивать, правильно держ. кар-даш
22.02.24. Видеопрезентация «Наряд русских крестьян» Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям. Консультация для родителей «Как люди на Руси жили». Приложение 4
Примерка русских народных костюмов. Приложение 5
Д/И «Посиделки в горнице». Закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях. Дать представление о красном угле в горнице. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, кочерга, коромысло.
23.02.24 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждать детей играть вместе, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, формировать умение использовать предметы-заместители. Предложить родителям изготовить русскую народную куклу. Приложение 6
П/игра «У медведя во бору» Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Слушание музыкальных произведений. «Как у наших у ворот» Пополнять словарь детей, упр. в умении как можно точнее подбирать слова для выражения чувств, настроений, образов, передаваемых музыкой
24.02.24 Беседа «Русские народные художественные промыслы»» формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). Консультация для родителей «Значение уголка «Русской избы»
Работа в творческой мастерской (Лепка) Продолжать знакомить с обычаем принимать гостей. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику
25.02.24 П/ игра «Гори, гори ясно.» Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
П/ игра «Жмурки» Развивать у детей ловкость, координацию движений, формировать умение выступать организатором игры.
Ознакомление с худ. лит. Русская народная сказка «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к услышанному
26.02.24 Ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Рассматривание альбома с иллюстрациями городецких изделий (в рамках проекта - совместного с гр раннего возраста). Задачи. Предложить детям внимательно рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание детей на цветовую гамму, воспитывать эстетические чувства
28.02.24 Музыкальное развитие Итоговое мероприятие по проекту совместному с группой раннего возраста. «Традиции русского народа, русский народный фольклор».
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.
4. Узнают русские народные игры : «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».
5. Традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9. Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
10. Будет создана выставка тряпичных кукол - Мотанок.
Итоги проекта:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, творчества, быта.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Создание мини музея «Русская изба»
- Создание выставки «Русская народная кукла»
Литература:
- Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
- «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
- «Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
- Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Русская народная сказка" и "Русская изба"
Организация мини-музея силами воспитателей, детей и родителей младшей и старшей группы.Цель: Познакомить дошкольников с бытом людей в деревне, расширить словарный запас. Формирование у дошкольник...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...